Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения». |
Содержание - Коррекционное образование, соц.педагог, психолог |
Скоблякова Анна Станиславовна, педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Черкасская средняя общеобразовательная школа».
Дата публикации: 10.07.2015
Актуальность темы Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения. Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов. Задачи: - создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, доверия друг к другу, сотрудничества; - познакомить участников тренинга с приёмами саморегуляции; - научить педагогов навыкам борьбы с «синдромом эмоционального выгорания». Организация тренинга: группа педагогов от 10 до 15 человек. Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету. Продолжительность – 1 час 30 минут. Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения» Вводная часть 1. Упражнение «Комплимент по кругу» Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества. Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему. Анализ: Трудно ли было написать (подарить) комплимент? Что лучше дарить или получать? Ваше состояние после выполнения упражнения? 2. Упражнение «Портфель настроения» Цель: оценка своего эмоционального состояния в начале занятия. Инструкция: У меня в руках рисунок портфеля. Нам необходимо заполнить его, Вашим настроением. Я предлагаю выбрать тот цвет, который соответствует Вашему самочувствию на данный момент и прикрепить его на рисунок. Основная часть Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно люди Вашей профессии. Вам свойственно педагогическое «выгорание», сильное эмоциональное напряжение, стрессы. Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье. 3. Упражнение «Самомассаж» Цель: развитие навыков самомассажа. Инструкция: Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек: · межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями; · задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой; · челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы; · плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами; · ступни ног: если Вы устали ходить то, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше. 4. Упражнение «Дыхание на счет 7-11» Цель: снятие напряжения, усталости. Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. 5. Упражнение «Руки». Цель: снятие напряжения, усталости. Инструкция: У Вас закончился урок и есть несколько минут свободного времени, уделите себе это время. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдите по классу. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс. 6. Упражнение «Поплавок в океане» Цель: расслабление, снятие эмоционального напряжения, усталости. Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане. У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане? 7. Упражнение «Стряхни» Цель: снятие нервно-психического напряжения, усталости. Инструкция: Я хочу показать Вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из Вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?». Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки…. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает и Вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. Анализ: Ваше самочувствие после выполнения упражнения? 8. Упражнение «Голова». Цель: снятие нервно-психического напряжения. Инструкция: Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на Вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором Вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли. 9. Упражнение «Прощай, напряжение!» Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом. Инструкция: Сейчас мы посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше. Анализ: Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ощущения до и после упражнения? 10. Упражнение «Я в лучах солнца» Цель: обучить методике повышения самооценки. Инструкция: На листе нарисуйте солнце с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Носите солнце с собой или храните его в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что Вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на Вашем солнышке. Заключительная часть 11. Упражнение «Портфель настроения» Цель: оценка своего эмоционального состояния в конце занятия. Инструкция: Я держу в руках портфель. Как и в начале занятия его необходимо заполнить Вашим настроением, которое характерно на данный момент. Выберете привлекательный для Вас цвет и приклейте его на рисунок портфеля. 12. Упражнение «До следующей встречи!» Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания. Инструкция: У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Я предлагаю Вам передавать его друг другу и делиться впечатлениями о занятии, дарить свои пожелания участникам группы. Анализ: Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали? Что будете использовать в дальнейшей жизни? Завершающее слово педагога-психолога: Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу! До новых встреч! Использованная литература: 1. Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001 2. Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000 3. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. М. 2009.- 78 с. 4. Пособие для начинающего тренера, «Я хочу провести тренинг». Новосибирск, 2000. – 205 с. 5. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом (второе издание). – М.: Универс, 1993. 6. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996 7. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003 Интернет ресурсы: * psy.1september.ru/article.php?ID... * syntone.ru/library/books/content... * rudocs.exdat.com/docs/index-... * psyoffice.ru/4-0-3912.htm * psyoffice.ru/4-0-3871.htm * psylesson.ru/node/48 * rudocs.exdat.com/docs/index-...
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».