Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3058578
«Джузеппе Верди» лекция – презентация по предмету музыкальная литература.
Содержание - Дополнительное образование

Коада Нина Юрьевна, преподаватель теоретических дисциплин, МБУДО "ДМХШ № 8"  г. Рязани  Рязанской области. 
Предназначена для учащихся ДМШ, ДМХШ, СШ. Развить интерес к познанию музыкального материала на примере творчества Д.Верди. Знание основных событий творческой биографии композитора. Знакомство с музыкой Д.Верди. Развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре 19 века. Формирование музыкального вкуса учащихся, восприятия классической музыки. Развитие музыкального восприятия музыки, как отражения гармонической целостности картины мира.


 


Дата публикации: 10.11.2016


 

«Джузеппе Верди» лекция – презентация по предмету музыкальная литература.

Цели:

Учебная:

  • Развитие интереса к познанию музыкального материала  на примере творчества Д.Верди.
  • Знание основных событий творческой биографии композитора.
  • Знакомство с  музыкой Д.Верди.

Воспитательная:

  • Развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре 19  века.
  • Формирование музыкального вкуса учащихся, восприятия  классической музыки.
  • Развитие музыкального восприятия музыки, как отражения гармонической целостности картины мира.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: компьютерная презентация, видеоролики.

Слайд 1

ВЕД.  Добрый день драгоценные наши слушатели!

Будучи людьми достаточно практичными (ведь сейчас 21 век), вы уже спрашиваете себя:  «Хм… Драгоценные… Что за теплота такая? По  какой причине? (Ведь в беспричинной теплоте по отношению друг к другу, мы увы все больше сомневаемся). Вы правы, причина есть. Я спешу поделиться с вами хорошей новостью, а это всегда приятно и поднимает настроение.

Слайд 2

Итак… Имя Джузеппе Верди, конечно для вас не пустой звук. А если и пустой, то уж какие-то из его мелодий, безусловно, знакомы вам, как и огромному количеству людей во всем мире. (Музыка на слайде песенка Герцога из оперы «Риголетто») И сегодня вы насладитесь этой музыкой и биографическими событиями в полной мере,  в этом году итальянскому композитору  Джузеппе Верди исполняется 203 года со дня рождения.

Слайд 3

Джузеппе Верди (1813-1901) (88л) прожил долгую, очень нелегкую, но плодотворную жизнь (достаточно вспомнить смерть в совершенно молодом возрасте его любимой жены и двух маленьких детей). Это был удивительный человек, много сделавший для итальянцев и помимо создания прекрасной музыки.

Слайд 4

Но музыка была с ним всегда, чем бы он ни занимался. Композитор всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей или детский плач- из всего Верди извлекал музыкальную тему. Будучи синатором он однажды удивил своих коллег по сенату - на четырех листах нотной бумаги узнаваемо переложил в музыкальной  пьесе  речи темпераментных законодателей.

Слайд 5

Он был яркой необычной личностью, человеком с чувством юмора, никогда не любующимся собой. Итальянская опера в его творчестве достигло своей кульминации.

Слайд 6

Ведь всем известно как много значит опера для итальянцев, как нации, и не удивительно, что Верди в Италии одна из самых значительных фигур. Несомненно, и для мировой музыкальной культуры.

Слайд 7

Дж. Верди, был наверное единственным композитором, посвятившим свой талант одному, главному для него жанру - ОПЕРЕ. Впрочем, помимо бессмертных опер из под пера Верди вышли еще камерные произведения, его знаменитый «Реквием»

Слайд 8

Сейчас вы прослушаете одно из песнопений, которое называется - «Диес ирае» - лат. День гнева. В католическом богослужении - «Судный день» - символизирует восхождение душ людей к Божественному трону, где праведники будут избранны для наследования Рая, а грешники – в гиену огненную, то есть АД.

Видео 1.  «Реквием».

Но только в оперной композиции раскрывается великий талант мастера.

Слайд 9-11

Если быть точным, Верди стал автором 32 опер из них 6 новых редакций ранее написанных произведений, которые и поныне составляют основной репертуарный фонд театров всего мира.

Первая опера «Оберто, граф Бонифачо» была написана в 26 летнем возрасте.

Предпоследняя  «Отелло» - в 74  года  (1887 г.)

Последняя  «Фальстаф» - в  80 лет (1893 г.)

Слайд 12

Жизненный путь Верди совпал с поворотным моментом итальянской истории. Это была героическая эпоха Росорджименто - эпоха борьбы итальянцев за свободную и неделимую Италию.

Верди был активным участником этой героической борьбы. Его называли «Маэстро итальянской революции»

Слайд 13

Уже в первых операх 40-х.г. воплощены национально – освободительные идеи: «Набукко», «Ломбардцы», «Жанна Д,Арк», «Разбойники», «Магбет» и др.

Все они основаны на героико-патриотических сюжетах, воспевают борцов за свободу, в каждой опере содержится прямой намек на общественную обстановку в Италии против Австрийского гнета. Сочиненные Верди мелодии оперных хоров становились революционными песнями и распевались по всей стране.

Видео 2.  Опера «Набукко» -Хор рабов- иудеев.

Оперы 40-х.г. были   не лишены недостатков:

  1. запутанность либретто  (содержания)
  2. отсутствие ярких сольных характеристик
  3. подчиненная роль оркестра

Но слушатели эти недостатки прощали композитору за его  искренность.

Слайд 14

Тема социальной несправедливости раскрывается в операх  50-х. годов.

«Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиатта» (1853).

Все 3 оперы рассказывают о страдании и гибели людей  социально обездоленных, презираемых «обществом»: придворном шуте («Риголетто»), нищей цыганке («Трубадур»), падшей женщине («Травиатта»). Здесь Верди раскрывается как драматург.

Слайд 15

Сюжет «Риголетто» взят из драмы франц. писателя Виктора Гюго «Король забавляется». Цезура сразу же потребовала заменить короля герцогом, но это дело не меняет. Перед нами жестокий деспот, властитель - самодур, для которого ничего не стоит погубить жизнь любого ради своих забав.

Выдав себя за бедного студента, герцог знакомиться с   Джильдой – единственной дочерью своего верного шута Риголетто.

Слайд 16

По приказу герцога, слуги похищают девушку и доставляют её во дворец. Риголетто страдает.

Слайд 17

Он умоляет вельмож вернуть ему дочь  и когда получает отказ, решает мстить. Нанимает убийцу, который поможет шуту свести счеты со своим господином.

Слайд 18

Сестра убийцы Маддалена  заманила герцога в уединенный дом на берегу реки. Но ей вдруг становиться жалко красивого герцога, и она просит брата убить кого-нибудь другого – ну хотя бы того кто первый постучит в дверь.

Слайд 19

Этим первым оказалась Джильда.

Слайд 20

Риголетто получает завязанный в мешок труп, но прежде чем его бросить в воду, он решает взглянуть в лицо врагу.

Слайд 21

Риголетто узнает дочь. Шут становится палачом.

Давайте просмотрим видеосюжет с интервью народного артиста СССР, знаменитого Российского оперного и  эстрадного певца Муслима Магамаева (1942-2008) – баритон.

Видео 3. Опера «Риголетто» - Ария Риголетто.

Немного существует опер, музыка которых вошла бы в нашу жизнь, как музыка «Реголетто». Достаточно вспомнить песенку герцога « Сердце красавицы»

Кстати Верди зная, что его мелодии очень быстро делаются известными, до самой премьеры держал эту песенку в тайне. Только на последней репетиции он передал ее исполнителям, и был прав. Вечером после спектакля, уже тысячи людей напевали веселый мотив.

Видео 4. Опера «Риголетто»- песенка Герцога.

Слайд 22

Своя судьба у другой известной оперы Верди  «Травиатта».  Первое представление её закончилось провалом. Это кажется невероятным.

В чем же причина? Новое, необычное иногда не сразу находит понимание и поддержку.   Верди показал то, чего никогда не было на оперной сцене.

Слайд 23

Он создал образы своих современников. У героев спектакля те же костюмы как у зрителей, декорации – не королевские покои, а обыкновенные комнаты.

Слайд 24

Да и сюжет история о том, как была разрушена, убита любовь светского юноши и женщины не его круга. (А.Дюма «Дама с камелиями»)

Слайд 25

Это было привычно в жизни и необычно на сцене. Но прошел год, и эта опера стала знаменита.

Видео 5. Опера «Травиата» -Застольная песня.

Слайд 26

В 1871 году состоялось первое представление оперы «Аида». Композитор написал её по предложению египетского правительства для торжеств, связанных с открытием Суэтского канала.

Слайд 27

Если в «Травиате» Верди показал жизнь своих современников, то в новой опере действие перенесено на 4 тысячелетия назад, в древний Египет.

Слайд 28

Мужество, любовь, сознание своего долга, убежденность в том, что каждый народ имеет право быть свободным, ненависть к темным силам зла, которые готовы на любую жестокость, чтобы удержать в своих руках власть  -  вот какими чувствами охвачены герои оперы.

Видео 6. Опера «Аида» - Марш Победителей.

Аида была   24   по счету опера Дж. Верди. После нее он не писал опер 16 лет.

Слайд 29

Дж. Верди уединенно жил в своем имении Сант-Агата.

Слайд 30

Покрыв голову простой соломенной шляпой, всемирно известный композитор часами работал в поле, или рыл с крестьянами колодцы. Он и сам был похож на крестьянина: седая борода на смуглом загорелом лице, крепкие мужицкие руки. И не мудрено, ведь детство свое он провел в деревне – нелегкое суровое детство бедняка.

Слайд 31

А в старости он снова покинул сверкающие позолотой роскошные залы оперных театров, чтобы идти по утрам вместе с крестьянами в поле.

За долгие годы ни одной  ноты!

Слайд 32

А потом, вдруг на восьмом десятке, когда уже никто от него ничего не ждал, Верди за несколько лет создал две замечательные оперы «Отелло», и «Фальстаф» (на Шекспировские сюжеты).  В этих операх он достиг невиданной глубины характеристик, удивительной выразительности музыки, огромной правдивости.

Слайд 33

Когда Джузеппе не было и восьми, его любимый муз. инструмент спинет (предшественник фортепиано) пришел в негодность, но в деревне нашелся добрый человек, муз.мастер, который починил инструмент и написал на нем «Я, Стефано Кавалетти заново сделал инструмент бесплатно, видя хорошие способности которые проявляет мальчик Дж. Верди, обучаясь игре на этом инструменте. Этого с меня довольно. Год 1821»

Слайд 34

А через десять лет директор Миланской консерватории, ученый сухарь Франческо Базили, поморщась при виде грубоватого крестьянского парня отказался принять его в число учеников. «Оставьте мысль о консерватории» - посоветовали Верди. Теперь Миланская консерватория носит имя Джузеппе  Верди.

Слайд 35

Простой деревенский мастер в первых ударах ребенка по клавишам сумел разглядеть великое дарование, которое позже не заметил в первых юношеских сочинениях Верди оперный знаток – теоретик.

    Получилось так,  наверное, потому, что простые люди умеют быстрее  и зорче угадать своего певца в человеке живущем рядом с ним.

Слайд 36

Перечень сайтов:

Видео 1. «Реквием». https://www.youtube.com/watch?v=W5xorcJiaQo

Видео 2. Опера «Набукко» - Хор рабов- иудеев. https://www.youtube.com/watch?v=sA09WU3xwIw

Видео 3. Опера «Риголетто» - Ария Риголетто. https://www.youtube.com/watch?v=ilanDItkh28

Видео 4. Опера «Риголетто» - песенка Герцога. https://www.youtube.com/watch?v=JgD5uM333P4

Видео 5. Опера «Травиата» -Застольная песня. https://www.youtube.com/watch?v=oZgs0V83Eac

Видео 6. Опера «Аида» - Марш Победителей. https://www.youtube.com/watch?v=9wUDW8n3NIk

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить