Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2868628
Статья: «Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения».
Содержание - Дополнительное образование

Старовойтова Анжела Энверовна, заведующий методическим кабинетом. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городского округа Балашиха Московской области Центр творческого развития и гуманитарного образования «Истоки». 
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Внешкольное дополнительное образование способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх образовательных программ. Образовательные учреждения дополнительного образования детей должны включаться в реализацию программ внеурочной деятельности, осуществляемых в рамках новых ФГОС. Новые стандарты открывают новые возможности для реализации взаимодействия в системе образования, и предъявляет новые требования к уровню квалификации педагога. Статья обращена к педагогам дополнительного образования и педагогам общеобразовательных учреждений.

 


Дата публикации: 08.12.2016


 

Обновление содержания дополнительного образования детей в процессе введения и реализации ФГОС нового поколения

Развитие системы дополнительного образования в условиях реализации и введения ФГОС ООО в Московской области это механизм сетевого взаимодействия, позволяющий эффективно решать образовательные задачи, посредством новых форм взаимодействия – сетевых проектов и программ, которые обеспечиваются ресурсами общего и дополнительного образования, сферой культуры и спорта.

Особенность системы дополнительного образования детей заключается в том, что оно охватывает широкий спектр структур и организационных форм: это и учреждения дополнительного образования детей, и дополнительное образование в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании. С одной стороны, дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. А с другой стороны – оно должно подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, начального профессионального образования, так как оно дополняет все другие типы образования.

Выявить аспекты государственного заказа, которые являются общими для всех в области дополнительного образования детей, помогает нормативная база:

- Федеральная целевая программа развития на 2011-2015 гг.;

- Указ Президента РФ от 01.06.12 г. № 761: «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;

- Указ Президента РФ от 07.05.12 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года;

- ФГОС.

В рамках государственного заказа на деятельность ОУ ДОД следует обратить внимание на требования, которые относятся и к деятельности нашего Центра:

- необходимость расширения сети детских и юношеских творческих объединений по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей (Указ Президента РФ № 761);

- отводится большая роль работе с одаренными детьми. Деятельность учреждения должна способствовать раннему раскрытию способностей детей к творчеству (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года). Необходимо вести работу по раннему выявлению, развитию, поддержке одаренных детей и молодежи, в том числе из лиц с ограниченными возможностями здоровья. (Указ Президента РФ от 07.05.12 г. № 599). Необходимо совершенствовать методическую и материально-техническую базу для организации работы по развитию одаренных детей (Концепция российской национальной системы и развития молодых талантов);

- профессиональная ориентация и профильное обучение обучающихся;

- включение в реализацию программ внеурочной деятельности, осуществляемых в рамках новых ФГОС.

Переход к стандартам нового поколения обусловил необходимость повышения значимости дополнительного образования в современных образовательных учреждениях. Дополнительное образование детей — это не просто структурная часть существующей

системы, а компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста, самоопределения и саморазвития индивидуальности.

Основания для интеграции общего и дополнительного образования продиктованы самой жизнью.

Можно с уверенностью утверждать, что учреждения дополнительного образования детей, обладая большой гибкостью в формировании содержания обучения, большим выбором форм и технологий обучения помогут в решении задач формирования личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных действий.

Новым понятием и неотъемлемым компонентом учебного плана в соответствии с ФГОС является внеурочная деятельность. Стандарт регламентирует количество часов и направления деятельности, перечисляет возможные формы ее организации. Согласно письму Министерства образования, внеурочная деятельность может быть организована по нескольким моделям, в том числе по модели дополнительного образования «…образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».

Система дополнительного образования направлена на развитие интереса и активности детей и подростков, на практико - ориентированность и всестороннее развитие личности обучающихся.

Перед педагогами «примеряющими» свои потенциальные возможности к новым требованиям государственного стандарта, встают сложные теоретико-методические вопросы: как определить наиболее продуктивные механизмы сотрудничества педагогических коллективов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования? в чем заключается специфика рабочей программы внеурочной деятельности, и каковы ее отличия от существующей образовательной программы? Как избежать перегрузок, обучающихся при планируемом включении дополнительных видов творческой работы в условиях внеурочной деятельности?

Над решением этих и многих других вопросов в течение последних двух лет работает администрация и методическая служба Центра творчества «Истоки».

Педагоги дополнительного образования нашего Центра вслед за учителями школ осваивают новую терминологию, номенклатуру и программу формирования универсальных учебных действий, выступают на родительских собраниях, показывают мастер-классы учителям школ Городского округа Балашиха и педагогам дополнительного образования Московской области. Цель таких выступлений – показать педагогической и родительской общественности готовность участвовать и содержательно вкладываться в организацию внеурочной деятельности по модели интеграции общего и дополнительного образования.

В течение 2013-2014 учебного года на методических объединениях рассматривались и обсуждались наиболее актуальные вопросы:

1. Специфика программ дополнительного образования и программ внеурочной деятельности;

2. Проблема качества дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования, оценка качества программ в контексте ФГОС;

3. Деятельность педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Особое внимание в 2014-2015 учебном году было уделено проблемам качества программно-методического обеспечения и вопросам мониторинга результативности деятельности. Основываясь на понимании понятия компетенция «Разработка образовательных программ» педагогический коллектив Центра осуществляет «синхронизацию» программ дополнительного образования с требованиями ФГОС общего образования. Итог работы выражается в том, что результаты освоения программ прописаны через действия и фиксируют коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия как результат обучения по программе. Не все программы

дополнительного образования детей приведены в соответствие с основными требованиями ФГОС и над этим, необходимо работать методической службе Центра.

Перед нами в настоящее время остаются актуальными аспекты реализации моделей сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, расширение сети творческих объединений приоритетных направлений, над решением которых в перспективе предстоит работать администрации учреждения.

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим обучающимся: останутся ли они нераскрытыми или достигнут соответствующих высот.

Литература

1. Долгих И.Н. Образовательный стандарт как методическое условие обеспечения качества (стандарт в дополнительном образовании как качество результатов дополнительной образовательной программы) // Дополнительное образование и воспитание, 2009. №4.-С.7-13.

2. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Обновление содержания дополнительного образования детей в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения.

3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

4. Проект «Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года».