Статья: «Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство». |
Содержание - Дополнительное образование |
Смирнова Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Городского округа Балашиха Московской области Центр творческого развития и гуманитарного образования «Истоки». Дата публикации: 15.12.2016
Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство ««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам Современные дети совершенно отличаются от своих сверстников несколько лет назад, они растут в совершенно другом мире – мире новых информационных технологий. Изменился не только уклад жизни, но и ее ритм: больше возможностей, больше информации предоставляется детям из СМИ, современные гаджеты с ежегодным обновлением компьютерных новинок, новейшие интернет-возможности для каждого дошкольника, школьника и тем более подростка позволяют познавать окружающий мир, социум по-иному. Этот новый мир предлагает готовые модели (шаблоны), не развивая творчество, фантазию ребенка. Но нынешнее время требует именно творческого подхода для успешного обучения, развития – развития современной творческой личности. Мой педагогический опыт работы позволяет заметить, что развитие творческой личности ребенка следует начитать с раннего дошкольного возраста на занятиях декоративно-прикладным искусством. Именно это раннее вовлечение ребенка в творчество в развитие собственной фантазии воображения позволяет раздвинуть рамки обычного, стандартного, шаблонного выполнения работы, творчески меняя взгляд на предмет. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, приобщает к миру прекрасного. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество— уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал свои идеи, мысли, настроения – характер собственной личности «здесь и сейчас». А поменяй условия – и настроение меняется, и материал в руку ложится другой – уже и сами условия работы готовы измениться, и результат получится новый, творческий. Так и народное декоративное искусство способствует развитию множества взглядов, подходов к выполнению задачи, поддерживает в развивающейся личности огонек свободы, желание искать новое, нестандартное, имеющее собственный стиль. Творчество — это: - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; - создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей. «Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений…» (краткий психологический словарь). Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщаться к опыту художественной деятельности, которые накапливаются человечеством, ему нужен помощник, тот, кто проведет ребенка в этот мир, покажет, научит, заинтересует. Мне очень нравится высказывание К.Д. Ушинского: «Воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным», ведь именно декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир и именно педагогу, работающему творчески, по силам эта работа. Творческий педагог – это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность. Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями. Восхождение к творчеству - нелегкая работа. Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом. Творческая активность учителя - ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель, который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника. Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания. Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения. Это позволило поставить целью работы на занятиях с группами детей: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством. Поставленная цель решалась через следующие задачи: • образовательные: познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства, художественными росписями различных областей; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве; • развивающие: совершенствовать технические навыки в изготовлении творческих работ; развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение); • воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей. Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей. Для достижения поставленных целей и задач по данной теме, мной определены направления работы: 1. Составлена дополнительная общеразвивающая программа, перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством. 2. Разработана серия сценариев, конспектов мероприятий, праздников, серия мастер-классов, разработаны обучающие презентации с пошаговым обучением выполнению работы в той или иной технике. 3. Составлен план работы с родителями. Разработанная мной программа работы творческого объединения «Умелые ручки» построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. При разработке программы я учитывала принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, активность, воспитывающий характер обучения, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Целью данной программы является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Всю свою работу строю так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. На занятиях решаю познавательные, обучающие и творческие задачи: - вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность; - приобщение к эстетической культуре; - формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей; - развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь; - пробуждение фантазии детей, настройка их на создание новых необычных композиций росписи; - обогащение словарного запаса детей. Направления в работе: Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий. В работе с детьми использую различные методы и приемы: одномоментности, метод обследования, наглядности, словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество; мотивационный, жест руки. Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству - это создание предметно-развивающей среды, которая в себя включает: • центр практической деятельности (столы, предметы, приборы) • мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства) (место для хранения в четкой последовательности и порядке – материалы для работы) • выставочный уголок (выставка работ, образцы творчества). С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству мной используются разнообразные виды образовательной деятельности: • импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе; • праздники, игры, викторины как форма коллективной работы; • экспериментирование, подбор новых решений задач; • экскурсия. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративным – прикладным искусством. С этой целью мной используются приемы работы: 1. расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов; 2. знакомство с элементами росписи; 3. самостоятельное создание детьми декоративных изделий. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус, благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». На занятиях в объединении у детей пробуждается вера в свои творческие способности, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делает занятия живыми и интересными. Моя деятельность не ограничивается работой с детьми, параллельно веду работа с педагогами. На проводимых мной мастер-классах по изготовлению предметов творчества традиционно много педагогов, не только из нашего учебного учреждения, но и приглашенных их других школ, садов (по просьбе). На этих занятиях я знакомлю педагогический коллектив с историей развития народных промыслов, работами по данной теме. Являюсь руководителем семинаров-практикумов для педагогов, где педагоги получают практические и теоретические знания о народных промыслах, с удовольствием сами изготавливают творческие работы, закрепляют свои действия с целью дальнейшего предъявления на своих занятиях. Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий по декоративно-прикладному искусству, изготовление самодельных инструментов. Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» я познакомила родителей с тем, чему собираюсь учить детей, объяснила, с какой целью это делаю. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск вкладыша «Сделай сам», семинары-практикумы, мастер-классы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей. Тот, кто ставит перед собой цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества преследует высокую цель. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».