Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869229
Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.
Содержание - Дополнительное образование

Шишкина Мария Николаевна, старший методист Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворца детского творчества города Пятигорска Ставропольского края. 
Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.


Дата публикации: 09.03.2017

Роль дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Статья раскрывает и показывает направления работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья во Дворце детского творчества города Пятигорска.Предназначена для родительской общественности, педагогов дополнительного образования.Наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здоровье и благополучие детей – главная забота семьи, государства и общества. Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие.

Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.

Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование.

В городе Пятигорске, и в нашем учреждении (Дворце детского творчества) ведётся активная работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.

Для обеспечения доступности и ресурсной готовности учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья в 2015 году выполнены следующие виды работ во Дворце детского творчества: оборудована специализированная комната для инвалидов и реконструированы туалеты. Эти мероприятия были проведены в рамках исполнения подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан».

В рамках программы в нашем учреждении планируется провести работы по расширению дверных проёмов, установке системы вызова персонала, поручней, противоскользящего покрытия, приобретению пандусов, подъемника, информационных стендов, тактильных пиктограмм.

Педагогический коллектив Дворца детского творчества — это содружество профессионалов-единомышленников, обладающих высокой квалификацией, интеллигентные, доброжелательные, отзывчивые педагоги. Доступность, качество, эффективность образования — главное в работе педагогического коллектива Дворца.

Во Дворце детского творчества реализуются образовательные программы художественно-эстетической, культурологической, социально-педагогической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, эколого-биологической направленностей.

Во Дворце и на базе школ, детского дома занимается более 1000 детей в 42 детских творческих объединениях: хореографических, музыкальных, вокальных студиях,

декоративно-прикладного творчества, раннего интеллектуального развития детей и многих других.

С сентября 2014 года на базе Дворца реализуется городская инновационная площадка на тему: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дополнительного образования».

Дети с ОВЗ имеют возможность обучаться в различных творческих коллективах, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах, выставках декоративно-прикладного искусства.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского, общественного внимания.

Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И педагоги обязаны работать с каждым таким ребёнком индивидуально и кропотливо.

Одним из направлений, определяющих эффективность деятельности учреждения в области работы с детьми ОВЗ, является совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с данной категорией детей. Педагоги Дворца детского творчества постоянно повышают свою профессиональную компетентность в данной области через очные и дистанционные курсы повышения квалификации, участие и представление своего опыта на обучающих семинарах, педсоветах, конференциях различных уровней.

Наше учреждение использует потенциал специальных (коррекционных) образовательных учреждений города для обучения педагогов работе с детьми с ОВЗ. В 2014 году на базе нашего учреждения прошел обучающий семинар для педагогов Дворца детского творчества на тему «Особенности работы со слабослышащими детьми в дополнительном образовании».На этом семинаре педагоги «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 27» делились опытом работы с слабослышащими детьми с педагогами нашего учреждения.

В 2014 году педагоги и методисты Дворца детского творчества приняли участие в I краевой заочной научно-практической конференции, посвященной проблемам дополнительного образования в Ставропольском крае.Была опубликована статья о роли учреждения дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

С 16 по 18 ноября 2015 года заместитель директора по учебно-воспитательной работе Дворца детского творчества Наталья Владимировна Курило принимает участие во всероссийской научно-практической конференции в городе Москва на тему «Актуальные вопросы внедрения дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья».

В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами, ОВЗ в России и за рубежом через Интернет.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу.

Психолог Дворца детского творчества Чилингарян Виктория Саркисовна разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Схема работы психолога с детьми с ОВЗ в нашем учреждении следующая:

Для начала, проводится первичная встреча психолога с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Затем педагогом создается личное дело, где фиксируется полученная информация о ребенке. Потом заполняется социальный паспорт студии и сдается психологу.

На следующем этапе в работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения и администрация. Администрация, в свою очередь,

способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Логопед и психолог дают рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствии с определенным диагнозом.

На третьем этапе проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуального образовательного маршрута (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как групповых, так и индивидуальных. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

Педагогами ведётся постоянный мониторинг результативности освоения образовательной программы и достижений детей, фиксируется динамика развития творческих способностей обучающихся, которая отражается в индивидуальных картах личностного развития.

Основная часть детей с ОВЗ могут отличаться ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием, Поэтому учебно-воспитательная работа строится с учетом особенностей, ориентируясь на индивидуальность, дозируя учебную нагрузку. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с детьми. Конечно, необходимо будет постоянно корректировать маршрут, изыскивать эффективные методы работы для успешного обучения, условно говоря, адаптируя для ребенка.

На итоговом этапе проводится итоговая встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами даются рекомендации, советы, консультации, памятки. Педагоги обобщают опыт на семинарах, круглых столах, конференциях, внутренних и городских методических объединениях.

Успешность освоения программы, индивидуальный подход к каждому ребёнку, созданные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты.

Обучающиеся студий с ОВЗ активно принимают участие в мероприятиях муниципального уровня: выставках изобразительного и декоративно-прикладного творчества, праздничных концертах, новогодних представлениях, рождественском и пасхальном фестивалях.

Ребята с ОВЗ студий Дворца детского творчества были отмечены на таких конкурсах, как городской фестиваль детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство» (гран-при ,студия изобразительного искусства «Гардарика»)

, городской фестиваль- конкурс патриотической песни «Солдатский конверт» (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», диплом Лауреата I степени), XII Южно-Российский фестиваль-конкурс искусств «Аплодисменты» г. Ессентуки (Виталий Даниелян, студия «Звонкие голоса», Диплом Лауреата II степени).

Формы и методы работы разнообразны, но все, же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми.Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши традиционные мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств.

Дворец детского творчества – это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребёнка. Дворец работает в тесном творческом сотрудничестве с различными учреждениями. Результат такого сотрудничества - синтез творческой работы и объединение усилий при проведении значимых мероприятий, направленных на обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Мы привлекаем ребят с ОВЗ, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате № 27, детей из коррекционных классов и групп школ и детских садов города Пятигорска, детей, находящихся на лечении в санаториях города Пятигорска ,Пятигорской клиники «БИ», воспитанников детских домов и интернатов города Пятигорска к участию в различных мероприятиях: спектаклях, новогодних мероприятиях для детей, праздничных концертах, городском фестивале детско-юношеского и семейного творчества «Счастливое детство».

Мы также привлекаем детей из детского социально-реабилитационного центра «Живая нить». Центр «Живая нить» известен в городе Пятигорске своей благородной деятельностью: здесь занимаются социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями (ДЦП, аутизм и т.д.), а также оказывают помощь многодетным и малообеспеченным семьям.

Спортивная социализация инвалидов, реабилитация через двигательную активность и физическую культуру - неотъемлемая часть работы Дворца детского творчества. В 2014 году обучающиеся Дворца детского творчества приняли участие в торжественной церемонии открытия Всероссийской спартакиады для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать новейшие технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам приходиться встречаться со многими проблемами в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но нам активно помогают родители, специалисты комитета социальной защиты населения, медицинские работники и многие другие учреждения.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР