Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430500
Из опыта работы: «Методические рекомендации по использованию инновационного подхода в работе над ансамблем».
Содержание - Дополнительное образование

Праздникова Анна Николаевна, преподаватель домры, балалайки, гитары высшей квалификационной категории; Зайнуллина Наталья Алексеевна, преподаватель фортепиано, концертмейстер    высшей квалификационной категории. МБУ ДО «Детская школа искусств», г. Нижнекамск, Татарстан.
Значительная часть инновационных педагогических технологий не доходит до практической реализации. Одна из причин кроется в том, что многие молодые педагоги тратят время на открытие уже известного и не используют весь арсенал педагогического опыта. В данной работе раскрывается опыт преподавателей обучающих детей игре в ансамбле. Статья будет интересна молодым педагогам, работающим в ДШИ и ДМШ.

 


Дата публикации: 09.03.2017


 

Методические рекомендации по использованию инновационного подхода в работе над ансамблем.

XXI  век – век электронно-информационных технологий. В процессе информатизации общества радикально изменяются все сферы его жизни. Особое значение для перехода к информационному обществу имеют изменения в сфере обучения и воспитания детей.

Одной из увлекательных и интересных форм работы с детьми является игра в ансамбле. Ансамбль – это вид совместного музицирования,  которым занимались во все времена. Одной из важных задач в ансамбле является подбор участников, разных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы. Совместная игра отличается от сольной, прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Ансамбль выполняет весьма важную роль в формировании и развитии исполнительских навыков обучающихся, совершенствует их слуховые, ритмические, образные представления, формирует музыкально-эстетический вкус, обогащает кругозор и учит воспринимать музыку осознанно. Кроме того, коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели обучения, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают ансамбль эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

 Разработка и внедрение новых технологий в процесс обучения ансамблю представляется современным и актуальным в свете современных тенденций в системе дополнительного музыкального образования.

          Использование клавишного синтезатора на уроках ансамбля  позволяет воспитанникам принять участие в создании новых  инструментальных переложений и аранжировок,  взять на себя роль композитора, исполнителя и звукорежиссёра, что, несомненно, повышает интерес к исполняемым произведениям. Чрезвычайно ценным является то, что юным исполнителям предоставляется творческая инициатива, самостоятельность, а также, ответственность за конечный художественный результат. Также на уроках мы знакомим детей с музыкальным искусством разных народов, формируем интерес и уважение к ним, воспитываем любовь к родному краю. В классе обучаются дети разных национальностей, поэтому особое внимание уделяем воспитанию  взаимопонимания, взаимоуважения в межнациональных отношениях.  Любить свой край, чувствовать привязанность к родной земле, знать историю и культуру своего народа – вот те ценности, которые мы прививаем подрастающему поколению.

Инновационный подход  на уроках ансамбля  помогает увлечь детей коллективным музицированием, стимулирует поисковую деятельность воспитанников, позволяет сделать учебный процесс наиболее эффективным, информационно насыщенным, и, главное, творческим.

    Мы считаем, что создание благоприятных педагогических условий и применение верного методического подхода  является наиболее важным  в решении главной цели музыкального обучения – эстетического развития обучающихся, воспитания любви к музыке, подготовки к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах, приобщению к национальной культуре.

Предлагаем отрывок  плана-конспекта одного из таких занятий:

Музыка – это не только лишь звук,

Музыка – это движенье.

И вылетает как птица из рук,

Нот бесконечных движенье.

       На нашем уроке вы услышите произведения в различных интерпретациях и аранжировках. А начнем мы с произведения «Күбәләк» татарского композитора Ф. Әбүбәкеров  и послушаем его в вокальном исполнении.

 

“Әйт әле, Күбәләк, 
    Сөйләшик бергәләп:

  Бу кадәр күп очып,
             Армыйсың син ничек?”...

Сейчас вы услышите это произведение в переложении для домры и

фортепиано. Вы прослушали одно и то же произведение в разных исполнениях. В чем отличие и в чем сходство  этих двух исполнений?

Отличие в том, что первый раз произведение прозвучало в вокальном переложении ( голос и аккомпанемент), а второй раз – в  инструментальном, (инструмент и аккомпанемент). Сходство этих произведений заключается в содержании. Только в песне характер раскрывается через слова и музыку, а в инструментальном исполнении только через музыку.

А как вы считаете, можно исполнить это произведение  другим составом, например, втроем? (Да) 

              Такое исполнение называется  ансамблем, что в переводе с французского  означает «вместе». Ансамбль - это группа исполнителей, выступающая вместе. В зависимости от числа участников бывают следующие составы ансамблей: дуэты т.е. в составе два человека, трио (три человека), квартеты (четыре человека), квинтеты (пять человек) и т.д.

     Можно ли это произведение исполнить в эстрадной обработке? Давайте попробуем создать эстрадный стиль, используя клавишный синтезатор. 

Какие инструменты вы услышали? (гармонь, курай, скрипка).

Как вы считаете, можно исполнить «Күбәләк» в оркестровом варианте? Давайте попробуем создать свою аранжировку.

      В куплете солируют домры, а в сопровождении звучит подголосок. Подумайте, на каком инструменте вы бы его сыграли? (этническая флейта) А во втором предложении? (скрипка)

Давайте сыграем и послушаем, как это прозвучит. Исполняется куплет.

      Проанализируем припев. Здесь появляется новая тема, домрам отводится роль сопровождения. Как вы считаете, какой инструмент (или инструменты) в оркестре был бы ведущим? (гармонь). Исполняется припев.

А теперь давайте сыграем  «Күбәләк» в новой аранжировке.

Молодцы, у вас все получилось, мы услышали  «Күбәләк» в оркестровом исполнении.

 Таким образом, главное в ансамблевой игре – чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателей – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.   

Литература 

  1. Выгодский, Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. – 3-е изд. -  М.: Просвещение, 1991.- 96 с.
  2. Крюкова, В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 288 с.
  3. Красильников, И. М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества/ И. М. Красильников// Искусство в школе. - 2002. - №8. – с.20

 


 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР