Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420060
Статья «Алгоритм реализации краткосрочного курса в условиях летнего лагеря».
Содержание - Дополнительное образование

Хромцева Екатерина Рашитовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории в области хореографии МАУ ДО «ЦДОДД «Луч» города Перми, Пермского края.
В работе представлены методические рекомендации по организации деятельности детей в условиях летнего лагеря. Предложен алгоритм работы педагога - хореографа с разновозрастными детьми за короткий срок (8 часов в месяц). Целью реализации краткосрочного курса является постановка качественного сюжетного танцевального номера к концу летней смены. Работа будет адресована педагогам дополнительного образования, педагогам, работающим в летних лагерях, организаторам детских мероприятий, воспитателям и педагогам. Презентация к работе имеется.


Дата публикации: 31.08.2017


«Алгоритм реализации краткосрочного курса в условиях летнего лагеря»

Лето - лучшая пора для снятия напряжения, восстановления сил, новых знакомств и новых открытий. Приходя в лагерь, ребенок даже не задумывается, сколько всего нового, интересного и познавательного он узнает  за время пребывания в нем: поучаствует в театрализованных постановках, освоит новую технику рисования, изучит различные танцы.

Сегодня в условиях введения в ГОС особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, организации летнего отдыха. Уже более шести лет в ЦДОДД «Луч» реализуется программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания «Робинзоны». В лагере, работая педагогом,  я провожу с детьми занятия по хореографии. Многие ребята и их родители даже не предполагают, что за такое короткий срок (8 часов в месяц) дети познакомятся с искусством танца. Научится красиво и ритмично двигаться под музыку, разовьют координацию движения тела, разучат и представят танцевальный номер на итоговом концерте.

Цель моей работы:

поставить качественный сюжетный танцевальный номер в условиях летнего лагеря.

Задачи:

  • мотивировать детей на разучивание танца
  • изучить элементы из танцевального номера
  • разработать атрибуты и костюмы для танца в совместной деятельности взрослых и детей
  • отрепетировать танцевальный номер
  • представить сюжетный номер на концерте

Если сравнить особенности работы моего коллектива «Танцевальная мозаика», в котором я являюсь руководителем, и особенности работы с детьми в условиях летнего лагеря, то мы увидим:

Коллектив «Танцевальная мозаика»

Коллектив ДОЛ «Робинзоны»

1. Коллектив постоянный

1.Коллектив временный

2. Работа рассчитана на учебный год

2. Работа в условиях лагеря рассчитана на месяц

3.Наличие преемственности в обучении

3.-

4.В группе менее 15 человек

4. В группе более 15  (25 человек)

5.В основном девочки  (97% девочек, 3% мальчиков)

5. Состав смешанный (40% мальчиков, 60% девочек)

6.Дети мотивированы, приходят с целью научиться танцевать (мотивация 100%)

6. Дети не мотивированы. По итогам входной диагностики на мотивацию детей, только 19%  мотивированы к занятиям танцами

7. Один уровень из-за распределения и отбора по группам.

7. С разными условиями физической подготовки, музыкальными данными

8. Деление на группы от уровня подготовки

8.Отсутствие деления на группы. Занятия проводятся в одной группе в независимости от уровня подготовки.

       Таким образом, мы видим, что подходы в обучении детей в условиях летнего лагеря и в коллективе разные. И для постановки танца в лагере необходимо продумать систему мотивации на занятиях  хореографией, так как дети не мотивированы, разного возраста и срок изучения танца ограничен. Я  представлю вашему вниманию некоторые наработки из моего опыта.

    Чтобы замотивировать детей разучивать танцевальный номер, играть в различные игры, быть внимательными, слушать педагога, научиться работать в группе. Я  на каждом занятии раздаю фишки самым активным за правильные ответы, за старание на занятиях танцами. Подсчет фишек и выявление отличившихся детей проходит в конце летней смены. Дети,  набравшие большее количество фишек, получают медаль за активную танцевальную деятельность.

     На первом занятии с детьми я провожу Танцевальный Батл - соревнование танцоров. Каждый ребенок импровизирует под периодически меняющиеся ритмы от медленной до быстрой музыки (классическая, современная, эстрадная, народная музыка). Участники батла стараются удивить товарищей танцевальным и актерским мастерством. Самым активным танцорам вручаются фишки.  Моя задача выявить танцующих и не танцующих детей, а также понаблюдать, как дети двигаются под различную музыку. Затем провожу игру «Открытый микрофон», в ходе которой пытаюсь узнать у каждого ребенка какая музыка является его любимой и почему, также познакомится с каждым ребенком. Игра проводится в общем кругу, дети передают по очереди друг другу микрофон и отвечают на поставленные мной вопросы. В этой игре не только расширяются музыкальные познания ребенка, но и развиваются коммуникативные умения, умения вести себя  в группе, слушать и слышать товарищей. После дружной беседы, я даю задание к следующему занятию: найти, подготовить и принести музыку, под которую они хотели бы танцевать.

       Также ребенок должен понимать, для чего он будет учить танцевальный номер. Поэтому я объясняю, что на закрытии сезона все дети будут участвовать в общем танце и представлять его зрителям. Некоторые дети после этой беседы относятся гораздо серьезнее к изучению танца, так как они хотят хорошо выступить и порадовать своих родственников.

     Второе занятие проходит с использованием песен, принесенных детьми. Конечно, некоторые заготовки современных ритмов я делаю сама, но в основном ребята справляются с поставленной перед ними задачей. Игровая танцевальная программа «Музыкальный автомат» очень интересна детям, которую, можно сказать, они проводят сами. Цель данной игры выбрать музыку для постановки танца, учитывая возрастные особенности и  интересы каждого ребенка. В ходе игры каждой песни присваивается порядковый номер, по которому дети будут узнавать ее и делать дальнейший выбор. Каждому участнику раздаю по три бумажные звездочки, которые до конца игры остаются у ребят. Начиная с первого трека, я включаю фрагментами музыку, предлагаю детям подвигаться в такт, используя те движения, которые они знают.  После массового танцевального представления, предлагаю ребенку сделать свой выбор, написав на своих звездочках номер понравившейся песни. Счетная комиссия в составе двух педагогов подсчитывают голоса. Три или четыре песни, за которые отдали больше всех голосов, выходят в финал. Под них мы после игры танцуем, делаем разминку и исполняем различные танцевальные элементы. Выбор одной  из 3-4 песен  происходит в конце занятия общим количеством голосов, которая вызывает общее желание танцевать и изучать танцевальный номер.

    В качестве примера остановлюсь на постановке «Барбарики», так как в последний раз дети оздоровительного лагеря общим решением выбрали именно эту задорную, интересную музыку.

   Перед постановкой танца следует прослушать музыкальное сопровождение номера и попытаться определить вместе с детьми настроение мелодии. Какая она? Быстрая, медленная, грустная, веселая. Используя частично-поисковый метод, можно предложить к следующему занятию найти интересные загадки и стихотворения о сладостях, про которые поется в песне. Детям очень нравиться между изучением трудных элементов танца расслабиться и отдохнуть, загадывая и разгадывая подготовленные заранее загадки, слушая стихотворения. Положительным моментом является  и то, что задание развивает умения работать с различными источниками информации, что необходимо в условиях ГОС.

    На третьем занятии ребенок активно включается в танцевальную постановку. Продумывая номер, я предлагаю детям предложить свои варианты элементов, комбинаций под данную музыку. Это развивает воображение и фантазию. Самые активные дети получают фишки, которые тоже являются своеобразной мотивацией для занятий танцами. 

    Моя деятельность направлена на развитие не только предметных достижений, но и развитие метопредметных результатов. Для развития мелкой моторики предлагаю детям, например, нарисовать рисунок на тему «Как я выступаю на сцене». Затем устраиваю конкурс на лучшего художника, в котором все участники будут награждены сладкими призами. Этот конкурс не только интересен детям, но и мне. Я, как педагог, оцениваю с психологом состояние каждого ребенка: боится он выступать на сцене, либо стесняется, либо не испытывает страха. После этого начинаю работать над мимикой, особое внимание обращаю на улыбки. Именно улыбки являются составляющим эмоционального фона в танце.

   На четвертом занятии мы с детьми изучаем новые элементы из нашего номера. Для того чтобы приступить к разучиванию, предлагаю им разгадать ребусы и узнать, какой же элемент они будут изучать. Дети делятся на  команды. В течение нескольких минут каждая команда разгадывает ребусы и дает свои ответы. За каждый правильный ответ группа получает фишки. После игры все приступают к изучению танцевальных элементов и комбинации.

     После репродуктивной работы с детьми по изучению элементов танца, в конце занятия я обычно провожу рефлексию, чтобы понять на каком уровне находится ребенок. По результатам его самооценки  спланировать деятельность на следующее занятие с углубленным изучением некоторых элементов. Так, например, на одном из занятий мы наряжали балеринок в разноцветные пачки (желтый — получается хорошо, могу научить другого, молодец, зеленый -  получается хорошо, синие — испытываю затруднения);  проводилась рефлексия «Солнышко» (прикрепляют к голубому фону изображение солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией); рефлексия «Радуга» (каждый ребенок прикрепляет цветные полоски  на трафарет радуги: красный – не комфортно, тревожно, оранжевый – все раздражало, желтый – очень хотелось домой, зеленый – спокойно, хотелось заниматься, голубой – интересно, занимательно, синий – трудно, но интересно). Рефлексия проводится на каждом занятии в разной форме.

    На пятом занятии я предлагаю детям подумать о костюмах и атрибутах номера. Коллективное творчество сплачивает детей, поэтому даю задание им не из легких: смастерить атрибуты для танцевального номера. Большая золотая пластмассовая конфета уже изготовлена мной как образец. Применяя наглядный метод, объясняю, как нужно изготовить атрибут. В этой работе дети постарше помогают тем, кто помладше. Развивается умение работать в группе, оказывать поддержку. Также мы с детьми обговариваем костюмы, которые они бы хотели видеть на себе в день праздника. Рисуем эскизы и определяем путем общего голосования лучший. Затем моя задача обговорить с родителями вопрос пошива костюма и отдать работу швее.

    На шестом занятии предлагаю детям просмотреть видео ролики о современных направлениях танцев (хип-хоп, брейк, диско, джаз- модерн), таким образом,  расширяя  кругозор детей. Кратко поясняю каждый видео ролик фактами из истории. Многие дети впервые слышали о танцевальных направлениях и стилях, некоторые дети уже были знакомы с ними ранее, поэтому в ходе просмотра презентации они могли рассказывать и делиться своими знаниями с товарищами. После просмотра мы повторяем изученные танцевальные элементы. В конце занятия провожу викторину «Вопрос - ответ» по теме видео презентации, которую дети смотрели ранее. В ходе викторины дети получают фишки.

     В нашем лагере дети также могут поучаствовать в флешмобе. На седьмом занятии мы с детьми выходим на улицу и начинаем танцевать общий массовый номер. Для детей эта акция является  развлечением, эмоциональная подзарядка, попытка произвести впечатление на окружающих, показать свой талант, также своеобразная репетиция перед концертом. В последний год  флешмоб проходил около кинотеатра Кристалл, где также в этот день Центр «Луч» проводил акцию «Охота на пластик».

     На последнем занятии я с детьми репетирую номер, останавливаясь на каждом элементе, исполнение которого вызывает трудности у ребенка и является сложным. В конце занятия предлагаю отгадать всем вместе кроссворд с названиями тех элементов, которые мы изучали, с названиями танцевальных стилей, которые мы узнали, ведь совместная деятельность сплачивает коллектив, творческая деятельность объединяет, и мы становимся еще дружнее.

     Для того чтобы подчеркнуть значимость выхода на сцену (а для большинства детей это первый выход) и чтобы преодолеть страх перед выступлением, я дарю каждому на память «пятачок». В конце выступления все участники номера получают призы. Дети, которые заняли первых места по подсчету количества фишек, получают медали за активную танцевальную деятельность.

Таким образом, танец становится не результатом, а средством развития детей. Дети становятся соавторами педагога.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР