Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2637140
Фитнес для детей подросткового возраста.
Содержание - Дополнительное образование

Балобанова Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования Центр Дополнительного Образования Для Детей (МАУ ДО ЦДОДД) « Луч» г. Перми.
Педагогические рекомендации для работы с детьми в сфере фитнеса и ОФП.


Дата публикации: 31.08.2017


1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ФИТНЕСА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение фитнеса в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на старший школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т.п.).

И, наконец, фитнес в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6-7 до 17-18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. По данным ученых, одним из значимых критериев здоровья детей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-социальными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружающей среды на организм ребенка.

На основании научных исследований было выявлено, что длина тела, значительно превышающая средневозрастные показатели, может служить своеобразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном медицинском наблюдении и контроле за переносимостью нагрузки. У детей, имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному) массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увеличенных

физических нагрузок. Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравнению со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, инструктору следует предусматривать для них более длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулатуры, для увеличения спирометрии.

3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных упреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания.

Принцип всестороннего развития личности. Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой. Принцип оздоровительной направленности.

Основными средствами физического воспитания являются физические упражнения, потому что они позволяют формировать жизненно важные умения и навыки, развивать физические способности, повышать адаптивные свойства организма, восстанавливать ранее утраченные его функции. В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы: гимнастика, легкая атлетика, ходьба на лыжах, плавание, игры.

Важными средствами физического воспитания, позволяющими оптимизировать воздействия физических упражнений на организм человека, являются естественные силы природы (солнце, воздух, вода) и гигиенические факторы, которые используются в единстве с физическими упражнениями. Закаливание солнцем, воздухом, водой оказывает благоприятное влияние на физическое развитие, здоровье, общую работоспособность растущего организма.

Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выделяют: оптимальное чередование различных видов деятельности (учения, труда, физической культуры, отдыха, режимов сна, питания); соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т.д.).

Под методами физического воспитания детей школьного возраста понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач детского фитнеса.

4. ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы).

1. Антропометрическое развитие

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.

2. Половое развитие

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных занятий фитнесом.

3. Развитие сердечно-сосудистой системы

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

4. Развитие дыхательной системы

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

5. Развитие физических качеств

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

6. Задачи детского фитнеса среднего школьного возраста.

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов фитнеса

(аэробика, силовая тренировка, степ-аэробика)

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий физическими упражнениями на основные системы организма;

5) развивать волевые и нравственные качества;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями;

7) вырабатывать организаторские, лидерские навыки поведения;

8) формировать умения адекватной оценки собственных возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.

7. Основы методики детского фитнеса для детей среднего школьного возраста.

Особенностью занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым упражнениям и движениям фитнеса (аэробика, степ, стретчинг, танцвальные направления, силовой тренинг).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы занимающихся детей следует дифференцировать задачи, содержание и темп программы. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для детей, имеющих или низкие или высокие результаты на занятиях.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Существенным элементом на занятиях фитнесом для подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях, показательных выступлениях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, выступлениях, соревнованиях (всевозможные батлы, показательные номера).

5. РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЙ СТРЕТЧИНГОМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

- Улучшаются эластичные свойства мышц

- Повышаются силовые качества

- Улучшаются восстановительные процессы после нагрузки

- Уменьшается риск получения травм

-Улучшается способность к расслаблению

- Улучшается подвижность суставов

- Улучшаются обменные процессы в организме

- Профилактика артрозов

- Уменьшается мышечный дисбаланс позвоночника

- Улучшается осанка

- Профилактика остеохондроза

- Нормализуется работа нервной системы ребенка

- Проявление гибкости

Рекомендации для воспитания гибкости детей среднего школьного возраста:

1. Удобная одежда

2. Спокойная атмосфера.

3. Темп музыки – 80- 100 уд/мин.

4. Дыхание – спокойное, ровное.

5. Температура помещения – 20˚ - 22˚.

6. Учитывать возраст и индивидуальные возможности.

7. Не доводить до появления выраженных болей в мышцах и суставах.

8. Исключить травмоопасные упражнения.

9. Для коррекции мышечного дисбаланса – большую дозировку и продолжительность должны иметь упражнения, направленные на растягивание более сильных (укороченных) мышц и мышечных групп, которые подвергаются постоянному стабилизирующему напряжению:

10. Амплитуда движений увеличивается, должно сохраняться ощущение комфорта.

11. Время удержания: легкий стретчинг – 10-30сек., развивающий – от 30 сек. и больше, экстремальный – 60-180 сек. 12. Движения выполняются без пауз отдыха – плавно от одного к другому.

13. Регулярность - для развития гибкости – 2-5 раз в неделю (15 мин.), для поддержания гибкости – 1-3 раза в неделю.

Литература:

1. Н.Т. Белякова Фигура, грация, осанка, Москва 1978г.

2. Энциклопедия Спортивная гимнастика, Москва 2006г.

3. Погадаев Г.И., под редакцией Кофмана Л.Д. Настольная книга учителя физической культуры, Москва 1998г.

4. Лекции ведущих профессоров НГУ Физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта по дисциплинам: Теория и методика физической культуры, Физиология, Биомеханика, Педагогика.