Сударева Ольга Владимировна, заведующий учебно-методическим отделом, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «ЦТРиГО» Истринского муниципального района, Московская область. Разработка плана-конспекта занятия «Общение. Как хорошо быть джентльменом» знакомит с многообразием приемов общения, раскрывает причины, которые приводят к нарушению общения между людьми, формирует представление о том, как построить правильное взаимное общение. Данное занятие адресовано детям среднего школьного возраста и может быть использовано школьными педагогами, педагогами дополнительного образования.
Дата публикации: 15.12.2017
План-конспект занятия «Общение. Как хорошо быть джентльменом»
Цель занятия: познакомить с многообразием приемов общения,
раскрыть причины, которые приводят к нарушению общения между людьми, сформировать представление о том, как построить правильное взаимное общение.
Ход занятия
Время
|
Форма
|
Содержание
|
Примечание
|
1-я мин.
|
Постановка проблемного вопроса
|
Вы знаете о том, что в Англии человека приличного, достойного во всех отношениях называют gentleman. Gentle означает на русском языке «благородный, мягкий, достойный». А его антонимом в английском языке является слово hooligan. Хулиган – это фамилия одной английской семейки, прославившейся заносчивым, крайне дерзким поведением в отношении соседей.
Давайте разберемся, что свойственно этим людям и как ими становятся.
|
Запись на доске понятий «джентльмен», «хулиган» в две колонки (впоследствии туда будут вписываться черты каждого вида)
|
5-я мин.
|
Проблемная ситуация и ее анализ.
Презентация. Слайд.
|
Прослушайте отрывок беседы и охарактеризуйте поведение каждого героя. (Приложение 1, слайд 3)
|
Анализируется поведение, манера речи, слова, употребляемые героями.
|
12-я мин.
|
Введение понятия «благородная сдержанность».
Проблемный вопрос, обсуждение в форме беседы.
|
На примере поведения мальчика Федьки мы видим, что вначале ему не свойственна благородная сдержанность. А что это такое? Это сдержанность в словах, в поведении, манеры, чистота и ясность мысли.
|
На доске в 1 колонке делается запись полученных выводов.
|
16-я мин.
|
Проблемный вопрос
|
А какой антоним, противоположное по значению слово, вы подберете к понятию «благородная сдержанность»?
|
Предполагаемый ответ: хамство, невоспитанность.
|
17-я мин.
|
Дискуссия в форме беседы
|
Выделите черты такого поведения, что свойственному ему? Это необузданная, развращенная речь, расхлябанность, неопрятный внешний вид («из-под пятницы суббота»).
|
Делается запись во 2 колонке
|
20-я мин
|
Лекция
|
Каждый сам себе создает свой образ мыслей и творит свой внешний облик. Образ мыслей может быть разным. Если в сознание впущены грязные, «сальные» мысли и образы, душа с годами темнеет. Это определенное духовное состояние, ненормальное, больное. Между сознанием и языком прямая связь. Это единый сосуд. Если ты хочешь иметь мысль ясную и чистую, сохрани собственный язык от брани, от бранных слов.
|
|
23-я мин.
|
Проблемный вопрос
|
Что заставляет человека употреблять в речи нецензурную лексику, вести себя, нарушая нормы поведения, оскорблять, обижать окружающих? Предложить задуматься над вопросом и честно ответить: бывает ли так, что в школе, дома мы одни, а на улице другие?
|
Каждый пробует письменно, не показывая соседу, дать ответ на поставленный вопрос, указать возможные причины такого поведения.
|
28-я мин.
|
Таблица. Презентация.
|
Сверьте свои ответы с таблицей (Приложение 2, слайд 2). Дурное воспитание, неблагоприятная среда, нежелание выделяться в коллективе, быть как все. Если эти причины влияют на вас, то можете ли преодолеть их и что для этого нужно?
|
Высказывания по желанию.
|
33-я мин.
|
Проблемный вопрос. Введение понятия «взаимное общение»
|
Давайте теперь поразмышляем над понятием «взаимное общение». Каких правил надо придерживаться, чтобы построить хорошие отношения? В общении друг с другом человек – открытая система. Как ты общаешься с другим, по этому можно сказать о тебе все.
|
|
34-я мин.
|
Проблемная ситуация
Презентация.
Контрольный вопрос.
|
Попробуйте проанализировать следующий телефонный разговор. Укажите, какие ошибки допустил герой. (Приложение 3, слайд 8).
Хотелось бы вам услышать все эти замечания в свой адрес?
|
Разбор ситуации, ее анализ, вывод
|
35-45-я мин.
|
Дискуссия.
|
Перед каждым человеком, в том числе и перед вами, лежит выбор: по какому пути пойти. Быть джентльменом, иметь чувство такта (понимать, о чем можно сказать, а о чем нет), деликатность, приветливость.
Или выбрать путь хама: грубость, наглость, распущенность, духовная слепота (неумение чувствовать и понимать настроение собеседника, его мысли).
|
Записи на доске (2 колонки) дополняются новыми качествами.
|
|
Тренинг ситуаций
|
В конце занятия можно провести с учащимися тренинг, игры по различным ситуациям общения. (Приложение 4)
|
|
Приложение 1
В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была дружная семья.
Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?
- Разрешите представиться — Муратов —
И представить моего старшего брата.
Меня зовут Александр Ильич,
А это отец наш — Илья Фомич.
Позвольте представить, будьте знакомы,
Самую старшую в нашем доме:
Муратова Мария Донатовна.
- Очень рада! Очень приятно!
А вот наши дети...
Федя перебивает папу:
- Тетя, знакомьтесь со старшим братом.
Я — главный в доме — Федька Муратов,
А та, что развесила ушки-хлопушки,
Салага и плакса, сестра моя Нюшка.
Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила.
Николай Ильич взял Федю за руку и ушел с ним в другую комнату.
Вот что сказал Федя, когда вернулся:
- Простите, пожалуйста, мне нездоровится,
Да я и не знал, как надо знакомиться...
Я Федор Муратов, а это Нюша —
Девочка умная и послушная.
- Рада знакомству с Федей и Нюшею.
Хочу угостить вас душистыми грушами.
Федя схватил сразу две груши и стал есть с большим аппетитом.
Слайд 3
Приложение 2
Слайд 2
Приложение 3
Звонит телефон. Федя берет трубку, слушает:
- Алло! Кто говорит? Федя?
- Ну-у.
- Федя, это ты?
- Ау.
- Ты меня узнал?
- Ну.
- Это Юра.
- Ну.
- Знаешь, что я хочу сказать?
- Ну че?
- Ребята во дворе в футбол играют. Пойдем?
- Ага, давай.
Слайд 8
Приложение 4
1.Упражнение «Комплементы».
Цель:
1.Знакомство с собой.
2.Формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.
3.Стремление к позитивному поиску сторон личности
Участникам необходимо поддержка в поиске позитивных сторон личности. Участники разбиваются на пары, по два человека. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее, красивое, позитивное. Затем каждая пара должна положительно предоставить друг друга группе, только с хорошей стороны.
2.Игра «Давай поругаемся!»
Цель:
1.Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие.
2.Способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка. Продолжительность 10-15 мин.
Ведущий предлагает участникам «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами, ягодами. Потом ведущий предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.
Обсуждение, что было приятного, а что нет.
3.Упражнение «Словарик добрых слов».
Ребята записывают различные добрые слова, которые можно использовать в общении друг с другом.
Литература
1. Владимиров А., протоиерей Как зажигаются искорки радости. Увлекательные беседы со школьниками. – Рязань: Зерна-Слово, 2013. – 128с., с.75 2. Гос. бюджетное образ-е учреждение высшего профессионального образования московской Области «Академия социального управления» Факультет профессиональной переподготовки работников образования Методика профилактической работы с обучающимися, употребляющими нецензурную лексику в общении со сверстниками. Москва 2014, стр.17 3. Купина Н.А. Азбука поведения Речевой этикет в стихах, рассказах и картинках Свердловск. Издательство уральского университета. 1991
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
|