Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429285
План-конспект занятия «Общение. Как хорошо быть джентльменом».
Содержание - Дополнительное образование

Сударева Ольга Владимировна, заведующий учебно-методическим отделом, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «ЦТРиГО» Истринского муниципального района, Московская область. 
Разработка плана-конспекта занятия «Общение. Как хорошо быть джентльменом» знакомит с многообразием приемов общения, раскрывает причины, которые приводят к нарушению общения между людьми, формирует представление о том, как построить правильное взаимное общение. Данное занятие адресовано детям среднего школьного возраста и может быть использовано школьными педагогами, педагогами дополнительного образования.

 


 

Дата публикации: 15.12.2017


 

План-конспект занятия «Общение. Как хорошо быть джентльменом»

Цель занятия: познакомить с многообразием приемов общения,

раскрыть причины, которые приводят к нарушению общения между людьми, сформировать представление о том, как построить правильное взаимное общение.

Ход занятия

Время

Форма

Содержание

Примечание

1-я мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы знаете о том, что в Англии человека приличного, достойного во всех отношениях называют gentleman. Gentle означает на русском языке «благородный, мягкий, достойный». А его антонимом в английском языке является слово hooligan. Хулиган – это фамилия одной английской семейки, прославившейся заносчивым, крайне дерзким поведением в отношении соседей.

Давайте разберемся, что свойственно этим людям и как ими становятся.

 

Запись на доске понятий «джентльмен», «хулиган» в две колонки (впоследствии туда будут вписываться черты каждого вида)

 

 

5-я мин.

Проблемная ситуация и ее анализ.

Презентация. Слайд.

Прослушайте отрывок беседы и охарактеризуйте поведение каждого героя. (Приложение 1, слайд 3)

Анализируется поведение, манера речи, слова, употребляемые героями.

12-я мин.

Введение понятия «благородная сдержанность».

Проблемный вопрос, обсуждение в форме беседы.

На примере поведения мальчика Федьки мы видим, что вначале ему не свойственна благородная сдержанность. А что это такое? Это сдержанность в словах, в поведении, манеры, чистота и ясность мысли.

На доске в 1 колонке делается запись полученных выводов.

16-я мин.

Проблемный вопрос

А какой антоним, противоположное по значению слово, вы подберете к понятию «благородная сдержанность»?

Предполагаемый ответ: хамство, невоспитанность.

17-я мин.

Дискуссия в форме беседы

Выделите черты такого поведения, что свойственному ему? Это необузданная, развращенная речь, расхлябанность, неопрятный внешний вид («из-под пятницы суббота»).

Делается запись во 2 колонке

20-я мин

Лекция

Каждый сам себе создает свой образ мыслей и творит свой внешний облик. Образ мыслей может быть разным. Если в сознание впущены грязные, «сальные» мысли и образы, душа с годами темнеет. Это определенное духовное состояние, ненормальное, больное. Между сознанием и языком прямая связь. Это единый сосуд. Если ты хочешь иметь мысль ясную и чистую, сохрани собственный язык от брани, от бранных слов.

 

23-я мин.

Проблемный вопрос

Что заставляет человека употреблять в речи нецензурную лексику, вести себя, нарушая нормы поведения, оскорблять, обижать окружающих? Предложить задуматься над вопросом и честно ответить: бывает ли так, что в школе, дома мы одни, а на улице другие?

Каждый пробует письменно, не показывая соседу, дать ответ на поставленный вопрос, указать возможные причины такого поведения.

28-я мин.

Таблица. Презентация.

Сверьте свои ответы с таблицей (Приложение 2, слайд 2). Дурное воспитание, неблагоприятная среда, нежелание выделяться в коллективе, быть как все. Если эти причины влияют на вас, то можете ли преодолеть их и что для этого нужно?

Высказывания по желанию.

33-я мин.

Проблемный вопрос. Введение понятия «взаимное общение»

Давайте теперь поразмышляем над понятием «взаимное общение». Каких правил надо придерживаться, чтобы построить хорошие отношения? В общении друг с другом человек – открытая система. Как ты общаешься с другим, по этому можно сказать о тебе все.

 

34-я мин.

Проблемная ситуация

Презентация.

 

 

Контрольный вопрос.

Попробуйте проанализировать следующий телефонный разговор. Укажите, какие ошибки допустил герой. (Приложение 3, слайд 8).

 

Хотелось бы вам услышать все эти замечания в свой адрес?

 

Разбор ситуации, ее анализ, вывод

35-45-я мин.

Дискуссия.

Перед каждым человеком, в том числе и перед вами, лежит выбор: по какому пути пойти. Быть джентльменом, иметь чувство такта (понимать, о чем можно сказать, а о чем нет), деликатность, приветливость.

Или выбрать путь хама: грубость, наглость, распущенность, духовная слепота (неумение чувствовать и понимать настроение собеседника, его мысли).

Записи на доске (2 колонки) дополняются новыми качествами.

 

Тренинг ситуаций

В конце занятия можно провести с учащимися тренинг, игры по различным ситуациям общения. (Приложение 4)

 

 

Приложение 1

В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была дружная семья.

Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?

- Разрешите представиться Муратов

И представить моего старшего брата.

Меня зовут Александр Ильич,

А это отец наш — Илья Фомич.

Позвольте представить, будьте знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна.

- Очень рада! Очень приятно!

А вот наши дети...              

Федя перебивает папу:

- Тетя, знакомьтесь со старшим братом.

Я — главный в доме — Федька Муратов,

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса, сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила.

Николай Ильич взял Федю за руку и ушел с ним в другую комнату.

Вот что сказал Федя, когда вернулся:

- Простите, пожалуйста, мне нездоровится,

Да я и не знал, как надо знакомиться...

Я Федор Муратов, а это Нюша

Девочка умная и послушная.

- Рада знакомству с Федей и Нюшею.

Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя схватил сразу две груши и стал есть с большим аппетитом.

Слайд 3


 слайд 3

 

 

Приложение 2

Слайд 2

 слайд 2

 

Приложение 3

Звонит телефон. Федя берет трубку, слушает:

- Алло! Кто говорит? Федя?

- Ну-у.

- Федя, это ты?

- Ау.

- Ты меня узнал?

- Ну.

- Это Юра.

- Ну.

- Знаешь, что я хочу сказать?

- Ну че?

- Ребята во дворе в футбол играют. Пойдем?

- Ага, давай.  

Слайд 8

 

 СЛАЙД8


Приложение 4


1.Упражнение «Комплементы».

Цель:

1.Знакомство с собой.

2.Формирование навыка глубокого и позитивного отношения к своей личности.

3.Стремление к позитивному поиску сторон личности

Участникам необходимо поддержка в поиске позитивных сторон личности. Участники разбиваются на пары, по два человека. В каждой паре участники по очереди рассказывают о себе что-то хорошее, красивое, позитивное. Затем каждая пара должна положительно предоставить друг друга группе, только с хорошей стороны.


2.Игра «Давай поругаемся!»

Цель:

1.Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения.Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие.

2.Способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка. Продолжительность 10-15 мин.

 

Ведущий предлагает участникам «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами, ягодами. Потом ведущий предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.

Обсуждение, что было приятного, а что нет.


3.Упражнение «Словарик добрых слов».

Ребята записывают различные добрые слова, которые можно использовать в общении друг с другом.


Литература

1. Владимиров А., протоиерей Как зажигаются искорки радости. Увлекательные беседы со школьниками. – Рязань: Зерна-Слово, 2013. – 128с., с.75 
2. Гос. бюджетное образ-е учреждение высшего профессионального образования московской Области «Академия социального управления» Факультет профессиональной переподготовки работников образования Методика профилактической работы с обучающимися, употребляющими нецензурную лексику в общении со сверстниками. Москва 2014, стр.17 
3. Купина Н.А. Азбука поведения Речевой этикет в стихах, рассказах и картинках Свердловск. Издательство уральского университета. 1991


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР