Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7435232
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» по учебному предмету: «Концертмейстерский класс».
Содержание - Дополнительное образование

Кормишина Светлана Павловна, преподаватель ДШИ по классу фортепиано МБУ ДО «Краснояружская ДШИ» посёлка Красная Яруга Белгородской области. Соавтор: Лозенко Елена Эдуардовна, преподаватель ДШИ.
Программа предназначена для преподавателей ДМШ, ДШИ. Разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.


Дата публикации: 01.02.2018


Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

«Фортепиано»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Учебный предмет

ПО.01.УП.03.КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения. 

II.  Содержание учебного предмета       

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.

  1. III.Требования к уровню подготовки обучающихся    

IV.     Формы и методы контроля, система оценок      

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; 

- Критерии оценки.

V.  Методическое обеспечение учебного процесса    

- Методические рекомендации педагогическим работникам.

VI.     Список  нотной  литературы 

I.   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.  Характеристика  учебного  предмета,  его  место  и  роль  в

образовательном процессе.

Программа  учебного  предмета  «Концертмейстерский  класс» 

разработана   на   основе   и   с   учетом   федеральных   государственных 

требований  к  дополнительной  предпрофессиональной  общеобразовательной  программе  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано». Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне  развитой  личности  с  большим  творческим  потенциалом  путем приобщения  учащихся  к  ценностям  мировой  музыкальной  культуры  на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение   навыков   аккомпанирования,  чтения  с  листа  и транспонирования;  на  развитие  самостоятельности  в  данных  видах деятельности.

Наряду  с  практической  подготовкой  в  задачи  предмета  входит:

формирование  художественного  вкуса,  чувства  стиля,  творческой самостоятельности,  стремления  к  самосовершенствованию,  знакомство  с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. 

Формирование  концертмейстерских  навыков  тесно  связано  с  освоением особенностей  ансамблевой  игры.  Поэтому  в  структуре  программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями  предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с  листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский  класс",  которые  в  совокупности системно  и  наиболее  полно  дают  предпрофессиональное  образование, позволяющее  наиболее  эффективно  сформировать  исполнительские  знания, умения  и  навыки,  а  также  подготовить  ученика  к  дальнейшему профессиональному обучению. 

Концертмейстерская  деятельность  является  наиболее  распространенной формой исполнительства для пианистов. 

Данная  программа  отражает  комплексное  развитие  и  индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального  репертуара,  используемого  в  обучении.  Содержание программы  направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских  знаний, умений и навыков. 

2.  Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему  учебному  плану  может  составлять  полтора  года  - 7  класс  и  первое полугодие 8 класса.

3.  Объем  учебного  времени,  предусмотренный  учебным  планом

образовательного  учреждения  на  реализацию  предмета «Концертмейстерский класс».

Таблица 1

 

Виды учебной работы

7 класс- 1 полугодие 8 класса

 

Количество часов(общее на 1,5 года)

Максимальная учебная нагрузка

122,5 часа

Количество часов на аудиторную нагрузку

49 часов

(из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

73,5 часа

(из расчета 1,5 часа в неделю)

4.  Форма  проведения  учебных  аудиторных  занятий:

индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 45 минут.

          Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение  иллюстраторов (вокалистов,  инструменталистов).  В  качестве иллюстраторов  могут  выступать  обучающиеся  образовательного  учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения. 

В  случае  привлечения  в  качестве  иллюстратора  работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме  до 80%  времени,  отведенного  на  аудиторные  занятия  по  данному  учебному предмету.

 5.  Цели и задачи учебного предмета 

        Цели:

•  развитие  музыкально-творческих  способностей  учащегося  на  основе

приобретенных  им  знаний,  умений  и  навыков  в  области  музыкального

исполнительства;

•  стимулирование  развития  эмоциональности,  памяти,  мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

Задачи:

•  формирование  навыков  совместного  творчества  обучающихся  в  области

музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного

музицирования;

•  развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

•  умение  слышать  все  произведение  в  целом,  чувствовать  солиста  и

поддерживать все его творческие замыслы;

•  умение  следить  не  только  за  партией  фортепиано,  но  и  за  партией

солиста;

•  приобретение  знаний  об  особенностях  вокального (искусство  дыхания,

фразировка  и  др.)  и  скрипичного (строение  инструмента,  настройка,

тембровая  окраска  каждой  струны,  принципы  звукоизвлечения  и  др.)

исполнительства; 

•  навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;

•  приобретение  навыков  самостоятельной  работы  и  чтения  с  листа

нетрудного текста с солистом;

•  приобретение  опыта  совместной  творческой  деятельности  и  опыта

публичных выступлений;

•  формирование  у  наиболее  одаренных  выпускников  мотивации  к продолжению  профессионального  обучения  в  образовательных учреждениях,  реализующих   образовательные  программы  в  области музыкального исполнительства.

6.   Обоснование структуры учебного предмета 

Обоснованием  структуры  программы  являются  ФГТ,  отражающие  все аспекты работы преподавателя с учеником. 

        Программа содержит  следующие разделы:

-   сведения о  затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

В  соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел

программы «Содержание учебного предмета».

7.     Методы обучения

Для  достижения  поставленной  цели  и  реализации  задач  предмета

используются следующие методы обучения:

•  словесный (объяснение, рассказ, беседа);

•  наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

•  практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Индивидуальная  форма  обучения  позволяет  найти  более  точный  и 

психологически  верный  подход  к  каждому  ученику  и  выбрать  наиболее

подходящий метод обучения.

Предложенные  методы  работы  в  рамках  предпрофессиональной образовательной  программы  являются  наиболее  продуктивными  при реализации  поставленных  целей  и  задач  учебного  предмета  и  основаны  на проверенных  методиках  и  сложившихся  традициях  ансамблевого исполнительства на фортепиано.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.  Сведения  о  затратах  учебного  времени,  предусмотренного  на

освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия: 

Таблица 2

Срок обучения - 8 лет

 

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

-

-

-

-

-

-_

33

16

 

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

-

-

-

-

-

-

1

1

 

Общее количество часов на аудиторные занятия

49

Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения)

73,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

122,5
















Аудиторная  нагрузка  по  учебному  предмету  обязательной  части

образовательной  программы  в  области  искусств  распределяется  по  годам

обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

 Объем  времени  на  самостоятельную  работу  обучающихся  по  каждому учебному  предмету  определяется  с  учетом  сложившихся  педагогических традиций,  методической  целесообразности  и  индивидуальных  способностей ученика.

Виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- подготовка  к  концертным  выступлениям;

- посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных 

залов  и  др.);

-  участие   обучающихся   в   концертах,   творческих   мероприятиях   и  

культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и 

др.

Учебный  материал  распределяется  по  годам  обучения –  классам.

Каждый  класс  имеет  свои  дидактические  задачи  и  объем  времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

   2.  Годовые требования по классам

   "Концертмейстерский  класс"  начинается  с  изучения  наиболее  простого

вокального репертуара (эта работа планируется в 7 классе).

         Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое 

полугодие 8  класса),  когда   ученик  уже  обладает  элементарными  навыками концертмейстера.

7 класс (1 час в неделю)

Знакомство  с  новым  предметом -  вокальный  аккомпанемент.  При

отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся. 

            Работа  с  вокальным  материалом  требует  элементарных  знаний  о вокальном  искусстве,  о  природе  человеческого  голоса  и  его  диапазоне,

искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.  Следует  начать  с  самых  простых  аккомпанементов,  состоящих  из разложенных  аккордовых  последовательностей   или  несложных  аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.  Необходимо  отметить  места  цезур,  проанализировать  фактуру фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано. 

       Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее

подыгрывать на другом инструменте. 

         Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию  голоса, требует  особого  внимания.  Ученику  необходимо  учитывать  свободу интерпретации вокальной партии солистом. 

        В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов и регулярно читать с листа в классе и дома.         В  конце  полугодия  ученик  должен  сыграть  1-2  романса  на  зачете, классном вечере или концерте. 

Во 2  полугодии  следует  пройти  в  классе 3-5  романсов.  Работа  над

усложнением  аккомпанементов,  включающих  различные  комбинации  типов фактуры.

Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на

интервал  увеличенной  примы (прибавление  диеза  или  бемоля),  а  затем  для наиболее  способных  учеников -  на  интервал  большой  или  малой  секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.  В  этом  полугодии  предусмотрена  промежуточная  аттестация (зачет), которая  может  проводиться  в  виде  выступления  на  академическом  вечере, классном  концерте  или  любом  другом  публичном  выступлении  в  конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения. 

 8 класс (1 час в неделю, I полугодие))

Продолжением  предмета "Концертмейстерский  класс"  может  быть

аккомпанемент в классе  скрипки. Объем часов рассчитан  на одно полугодие. Необходимо  наличие  иллюстраторов.  Это  могут  быть  учащиеся  старших классов, студенты или преподаватели образовательного учреждения.  Вместо  скрипки  может  быть  взят  любой  другой  инструмент  в  качестве сольного.  В  этом  случае  следует  воспользоваться  программами  и репертуарными списками, соответствующими выбранному инструменту.

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает:

определение характера и формы произведения, работа над  текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом. 

За  полугодие  учащиеся  должны  пройти  в  классе (с  разным  уровнем

подготовки) минимум 3 произведения различного характера. В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация) - 2 произведения.

 Репертуарный список  вокальных произведений для учащихся

7-8 класса

Алябьев А. «Соловей», «Зимняя дорога».

Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний», « И нет в мире очей», « Нет, не люблю я вас», « Прелестные глазки».


 Варламов А. «Горные вершины»,«Я вас любил»,«Что это за сердце»,«Красный сарафан», «Белеет парус одинокий»,»На заре ты ее не буди»

 Виельгорский М. « Ворон к ворону летит», «Черная шаль».

Верстовский А. «Старый муж, грозный муж»

Вебер К. «Хор охотников» из оперы « Вольный стрелок»

Гурилев А. «И скучно и грустно», «Вам не понять моей печали», « Разлука», «Матушка, голубушка».

 Глинка М. « Я здесь, Инезилья»

Дюбюк А. « Не брани меня, родная», « Поцелуй же меня, моя душечка».

Кривоноженков А. «Не отрекаются любя», « Три поля России»,
«  Лунная соната» , «Романс», « Обо мне не говорите».

Мишин Ю. « Слушая Шопена»

Мищенко А. « Приди, пожалуйста из снов».

Молчанов В. «Я уехал в города», « Плакучая ива», « Что то нету гостей».

Музыка неизвестного автора « Темно-вишневая шаль»

Павлов А. « Отцвели мои ранние вишни».

Россини Дж. Ария Розины из оперы « Севильский цирюльник»

Суходолов В. « Рябина – вдовья ягода».

Титов Н. «Не спрашивай, зачем», «Я помню чудное мгновенье», «Дарует

небо человеку», «Певец».

Харито Н. « Отцвели хризантемы»

Шуберт Ф. Серенада из цикла « Лебединая песня».

Шуман Р. « Орешник»

Шварц И. «Любовь и разлука» из кинофильма « Нас венчали не в церкви»,

Шварц И. «Ваше благородие, госпожа разлука» из кинофильма «Белое солнце пустыни»,
 
Шварц И. « Песенка о несостоявшихся надеждах» из кинофильма « Соломенная шляпка»,

 Шварц И. «Песенка кавалергарда» из кинофильма « Звезда пленительного счастья»

 

 

 

Репертуарный список инструментальных произведений


Александров А.  Песенка

Бах И.С. Марш

Богословский Н. «Грустный рассказ»

Боккерини  Л. Менуэт


Бетховен Л. Сурок, «Немецкий танец»

Глинка М. Мазурка, Полька, Чувство.

Дварионас Б. Вальс

Кабалевский «Клоуны»

Косенко В. Скерцино, Мазурка

Мясковский Н. Мазурка

Перголези ДЖ. Ария , Сицилиана.

Раков Н. Прогулка

Рамо Ж. Ригодон « Тамбурин»

Хачатурян Андантино

Хренников Т. « Как соловей о розе»

Чайковский П. Вальс, Мазурка

Чумов А. Мазурка, Полонез

Шостакович Д. «Шарманка»

Шуберт Ф. «Прощай»

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом  освоения  учебного  предмета «Концертмейстерский  класс»

является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

•  знание  основного  концертмейстерского  репертуара (вокального  и   

инструментального); 

•  знание основных принципов аккомпанирования солисту;

•  навыки  по  воспитанию  слухового  контроля,  умение  слышать

произведение  целиком (включая  партии  других  инструментов  или

голоса),  умение  управлять  процессом  исполнения  музыкального

произведения;

•  умение  аккомпанировать  солистам  несложные  музыкальные

произведения, в том числе с транспонированием;

•  умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста; 

•  умение  разбираться  в  тематическом  материале  исполняемого произведения с учетом характера каждой партии; 

•  навыки по разучиванию с солистом его репертуара; 

•  наличие  первичного  практического  опыта  репетиционно-концертной     

деятельности в качестве концертмейстера. 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1.  Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.  В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера. Текущий  контроль  успеваемости  обучающихся  проводится  в  счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка. 

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский класс»  предполагает  проведение  зачетов.  Формами  зачетов  являются:  академические концерты, участие в  творческих мероприятиях школы. Зачеты  могут  проходить  в  конце  полугодий  за  счет  аудиторного  времени, предусмотренного на учебный предмет.  По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс"  проводится  промежуточная  аттестация  с  оценкой,  которая  заносится  в свидетельство  об  окончании  образовательного  учреждения.   Содержание

промежуточной  аттестации  и  условия  ее  проведения  разрабатываются

образовательным учреждением самостоятельно. 

2. Критерии оценок

Для  аттестации  обучающихся  создаются  фонды  оценочных  средств,

которые  включают  в  себя  методы  контроля,  позволяющие  оценить

приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения 

По  итогам  исполнения  программы  на  зачете,  академическом прослушивании  выставляется оценка по пятибалльной шкале:

- 5 («отлично»)  технически  качественное  и  художественно осмысленное  исполнение,  отвечающее  всем требованиям на данном этапе обучения

- 4 («хорошо»)  отметка  отражает  грамотное  исполнение  с небольшими  недочетами (как  в  техническом плане, так и в художественном)

- 3 («удовлетворительно»)  исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. 

- 2 («неудовлетворительно»)  комплекс  недостатков,  являющийся  следствием отсутствия  домашних  занятий,  а  также  плохой посещаемости аудиторных занятий

- «зачет» (без отметки)  отражает  достаточный  уровень  подготовки  и

исполнения на данном этапе обучения

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 Методические рекомендации педагогическим работникам

Условием  успешной  реализации  программы  по  учебному  предмету

"Концертмейстерский  класс"  является  наличие  в  школе  квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с  различными  инструментами,  голосами,  знающих  репертуар,  владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В  работе  с  учащимися  преподаватель  должен  следовать  принципам

последовательности,  постепенности,  доступности,  наглядности  в  освоении

материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к  сложному.  При  этом  необходимо  учитывать  индивидуальные  особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано. 

Важной  задачей  предмета  является  развитие  навыков  самостоятельной

работы  над  произведением.  Ученик  должен  обязательно  проиграть  и

внимательно  изучить  партию  солиста;  определить  характер  произведения  и наметить  те  приемы  и  выразительные  средства,  которые  потребуются  для создания этого замысла. 

В  начале  каждого  полугодия  преподаватель  составляет  для  учащегося

индивидуальный  план,  который  утверждается  заведующим  отделом.  При

составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. 

В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по

степени  технической  и  образной  сложности,  высокохудожественные  по

содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как

отечественных, так и зарубежных композиторов.

VI. СПИСОК НОТНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 Список нотной литературы
БулаховП.        Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

ВарламовА.       Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

«В кругу семьи» составитель Фришберг Л. , Белгород 2009

ГлинкаМ.         Романсы и песни. М., Музыка, 1978

ГурилевА.        Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кривоноженков А. Сборник вокальных и инструментальных произведений
Белгород 2011


Кабалевский Д.    Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

«Лира» классическая и современная музыка, том 2 изд « Советский
композитор» 1971

Молчанов В. «Звезда вечерняя» Белгород 1997

Немчинов В. «Синеглазая речка», Белгород 2009

Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников изд. Музыка 1974

Старинные русские романсы сост. Еременко Л. –Киев 1985
Картинки по запросу фортепиано

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР