Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2559678
Статья «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ».
Содержание - Дополнительное образование

Овчаренко Ирина Александровна, методист высшей квалификационной категории, заведующая отделом, МБУ ДО Центр внешкольной работы г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан. 
В статье представлен опыт организации деятельности подростковых клубов в условиях Центра внешкольной работы г.Белорецк по различным направлениям работы: культурно-досуговому, социально-профилактическому, спортивно-оздоровительному, гражданско-патриотическому, работе с родителями, семьёй. Материал адресован педагогам-организаторам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, работающим в подростковых клубах.


Дата публикации: 27.02.2018


ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Картинки по запросу дополнительное образование детей

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы г.Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан – многопрофильное учреждение, реализующее в своей деятельности образовательные программы по нескольким направленностям. В составе Центра действуют четыре подростковых клуба: «Орлёнок», «Радуга», «Ровесник», «Современник», созданные в целях реализации дополнительных образовательных программ, организации культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой и воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. Общая численность воспитанников, занимающихся в клубах, - около 700 человек. В клубах сложились профессионально компетентные и работоспособные педагогические коллективы, в которых работают 4 педагога-организатора, 4 социальных педагога,  20 педагогов дополнительного образования. Более 80% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию, остальные являются молодыми специалистами или аттестованы на соответствие занимаемой должности.

Педагоги постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, участвуют в различных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях и курсах повышения квалификации. Материалы по обобщению педагогического опыта, публикации методических разработок,  конспектов  занятий,  сценариев мероприятий, презентаций и мастер-классов педагоги размещают на многочисленных образовательных интернет-площадках, активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, некоторые имеют персональные сайты.

Организация работы детских и подростковых клубов по месту жительства является реальной материальной базой для проведения повседневной работы с детьми и подростками на профессиональной основе. Главные цели деятельности клубов - организация досуга и создание условий для социализации детей и подростков по месту жительства, создание условий для их личностного роста путем активизации творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности. Все силы педагогов клуба направлены на вовлечение воспитанников в активную досуговую деятельность посредством проведения широкого спектра досуговых мероприятий, организации работы секций и объединений, привлечение к систематическим занятиям  физкультурой и спортом. В течение учебного года деятельность клубов осуществляется  на основе перспективного и календарного планов работы, целенаправленно решающих задачи воспитания, обучения и развития детских коллективов.     

Для привлечения детей и подростков в клуб педагогами организуется проведение Дней открытых дверей и рекламных акций с раздачей буклетов, визитных карточек. Несколько лет в начале сентября спортивные объединения «Юный шахматист» и «Дзюдо» из клубов «Современник» и «Ровесник» принимают участие во Всероссийском проекте–ярмарке  «Приведи ребенка в спорт»  в рамках Всероссийской акции «Я выбираю спорт!», которая проводится на центральной площади города Белорецка. На ярмарке педагоги представляют выставку достижений воспитанников и производят запись детей и подростков в объединения. Информация о деятельности клубов размещается на Белорецком спутниковом телевидении,  в местных периодических изданиях, в социальной сети «Вконтакте», на официальном сайте МБУ ДО ЦВР и в общеобразовательных учреждениях. Педагоги выступают на родительских собраниях и классных часах в школах с информацией о клубе и действующих в них детских объединениях.

Основные формы работы с детьми в клубе – объединения  по интересам (детские творческие объединения), коллективные творческие дела, конкурсы, игровые программы, праздники, викторины, выставки, спортивные соревнования, культурно-массовые мероприятия, профилактическая работа, встречи с интересными людьми, клубные часы, беседы, трудовой десант, игры КВН,  индивидуальные и групповые занятия с социальным педагогом, проектная и исследовательская деятельность и т.д.  Для проведения игровых и массовых мероприятий, организации свободного досуга воспитанников клубы оснащены персональными компьютерами и ноутбуками, телевизорами, проекторами, магнитофонами, настольными играми. Для проведения спортивных занятий и мероприятий в клубах имеются теннисные столы, спортивный инвентарь, а в клубе «Современник» имеется оборудованный тренажёрами зал тяжёлой атлетики. Рядом с клубами «Ровесник» и «Современник» расположены хоккейные коробки, на которых в зимнее время проводятся соревнования по хоккею, шорт-треку, организуется свободное катание воспитанников на коньках.

Образовательный процесс в клубах строится на основе традиционных форм организации детских творческих объединений по разным направлениям и видам деятельности: музыкально-эстетическому, изобразительному и декоративно-прикладному, культурологическому, физкультурно-оздоровительному. Обучение всех категорий воспитанников в кружковых объединениях по дополнительным общеобразовательным программам происходит на бесплатной основе.

В каждом ребёнке заложено стремление узнавать и созидать, радоваться своим успехам. Занятия декоративно-прикладным творчеством – один из наиболее востребованных и доступных  видов деятельности детей, развивающий творческие способности, фантазию, пространственное воображение, конструкторские навыки, способствующий формированию художественно-эстетического вкуса воспитанников. Воспитанники осваивают самые разные техники и материалы:  бисероплетение, вышивку, вязание крючком, дизайн и декоративные  композиции, канзаши, фоамиран, лепку из глины, плетение, декорирование, работу с природными материалами и др.   В клубах дети под руководством педагогов с полной отдачей трудятся над своими произведениями. Работы воспитанников  объединений   «Волшебная бусинка» (руководитель О.Н.Байбодина), «Дизайн-студия» (руководитель Васильева А.С.), «Коллекция идей» (руководитель Н.И.Гридневская), «Волшебный крючок» (руководитель Р.А.Валишина), «Школа благородных девиц» (руководитель С.Е.Самигуллина), «Радужка» (руководитель Губанова О.А.)  отличают высокое исполнительское мастерство, оригинальность, разнообразие используемых материалов и техник исполнения, выразительность и яркость образов. Ребята из студии детского рисунка «Трям! Здравствуйте» под руководством молодого педагога Губановой О.А. (клубы «Современник» и «Радуга») занимаются живописью, графикой и лепкой из пластилина.

Традиционной формой подведения итогов работы в детских объединениях изобразительной и декоративно-прикладной направленности стало участие обучающихся в ежегодной выставке детского творчества Центра внешкольной работы, проводимой ежегодно в конце учебного года.

Занятие хореографией формирует и воспитывает личность, совершенствует детей физически, помогает ощутить раскованность в движении и получить возможность самовыражения. В клубах работают коллективы  эстрадных танцев. Руководители этих коллективов ориентируются на обучение детей танцу независимо от наличия у них специальных физических данных. В условиях клуба более важным считается не только успешное освоение детьми выбранного вида деятельности, но и обращение к личности ребёнка, его внутреннему миру, стремление раскрыть и развить его творческие способности, уровень художественного восприятия. Цели и задачи хореографических объединений направлены на то, чтобы дать детям общие хореографические навыки, развить их танцевальные и музыкальные способности, привить эстетический вкус, содействовать физическому и духовному росту. Воспитанники из  хореографических  и театральных детских творческих объединений – танцевальных коллективов «Винтаж» (руководитель В.С. Аверьянова), «Зарница» (руководитель К.В.Рыженькова),  «Шарм» (руководитель Петрова А.Е.), «Краски» (руководитель Е.В. Галкина),  театра-студии «Радуга» (руководитель Г.П. Пиндюрина) -  развивают и совершенствуют свои способности, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Своё мастерство воспитанники демонстрируют на многочисленных клубных концертах и праздниках, на Фестивале творческих коллективов ЦВР и отчётных концертах.

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира, поэтому иностранный язык стал очень востребован в обществе. Учитывая социальный заказ, во всех клубах ЦВР были созданы объединения по изучению английского языка. Программы дополнительного образования в объединениях «BLOCKs» (руководитель А.С. Трошкова), «Puzzle English» (руководитель Я.В. Юсупова), «Весёлый английский» (руководитель Т.В.  Абдуллина) направлены  на воспитание интереса к овладению английским языком как средством общения, на формирование гармоничной личности, развитие познавательных и языковых способностей. Дополнительные занятия по иностранному языку помогают заполнить недостающие пробелы в изучении английского языка, а также приобрести новые умении и навыки.  Использование компьютерных технологий на занятиях делает английский язык более доступным и ещё более интересным.

Досуг – необходимая часть жизни любого человека, особенно ребенка, который находится в активном процессе развития. Одним из основных видов содержательного наполнения свободного времени детей в клубах является культурно-досуговая деятельность, создание условий для развития способностей и самореализации подростков в творческой деятельности. Организационно-массовая работа реализуется в соответствии с планом календарно-массовой работы. Памятные даты и значимые события в истории нашей страны и республики, календарные праздники находят отражение в тематике и содержании проводимых мероприятий.  Каждый день в клубе наполнен событиями, в которых ребята участвуют с большой заинтересованностью и отдачей. Все это дает возможность каждому ребенку ощутить ценность своей личности, быть открытым, активным и успешным. Участвуя в различных мероприятиях, подростки приобретают необходимый опыт и положительные эмоции, развивают навыки общения и творческой активности, расширяют кругозор.

Концерты, фестивали и другие творческие мероприятия – это радость общения, радость творчества и сотворчества. Опыт коллективного дела благоприятно действует на формирование и развитие социально-активной личности, выявление и развитие одарённых исполнителей. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в праздниках, вечерах, конкурсах, концертах, коллективных творческих делах, капустниках, проводимых в клубах: «Масленица», «Потанцуем!», «Святое дело – Родине служить», «Букет для наших мам», «Рождественские посиделки», «Капустник»,  «Хеллоуин», «Новогодний калейдоскоп», «Весёлый космодром», «А ну-ка, девочки!» и многих других.  Педагоги подростковых клубов совместно с воспитанниками проводят игры и развлечения на городском празднике  Масленица и праздновании Дня города.

Прочно вошло в практику проведение межклубных мероприятий различной  направленности – гражданско-патриотической, социально-профилактической, спортивно-оздоровительной. Ежегодно каждый клуб проводит по два мероприятия с приглашением воспитанников из других клубов.

Работа подростковых клубов проходит в тесном сотрудничестве с отделом культурно-досуговой деятельности Центра внешкольной работы. Ежегодно проводится совместный творческий конкурс среди подростковых клубов «Минута славы», фестиваль детского творчества, посвящённый Международному Дню матери, конкурсы «Мисс Клубничка» и «Мистер Совершенство», «Звёздные голоса ретро» и др.

Значимым событием в жизни клубов является участие детей и подростков в ежегодном муниципальном конкурсе чтецов и  конкурсе-фестивале эстрадных миниатюр, способствующих развитию одаренности  учащихся в совместной творческой деятельности и коммуникативных навыков, расширению знаний о писателях, поэтах и их творчестве.

Особое внимание в клубах уделяется детскому самоуправлению. Это совместная деятельность воспитанников (младших и старших), их равноправное отношение и управление своим поведением и собственной деятельностью. С целью формирования у подростков активной жизненной позиции, навыков самоуправления, командного взаимодействия в клубах действуют различные органы детского самоуправления: детская инициативная группа в подростковом клубе «Радуга», активы клуба в «Ровеснике», «Орлёнке» и «Современнике». Участвуя в планировании, организации и проведении праздников, конкурсов, капустников и других мероприятий, выполняя различные поручения, подростки учатся принимать решения, осознавать их последствия, а также сообразно возрасту анализировать свою творческую деятельность, деятельность членов коллектива и собственные поступки.

Дополнительное образование имеет возможности  для профилактической деятельности. Профилактика негативных явлений среди детей и подростков -  безнадзорности и правонарушений, различного вида зависимостей,  пропаганда здорового образа жизни - одна из главных задач деятельности в клубах. Педагогами клубов созданы условия по организации содержательного досуга, общения и общественно – полезной деятельности для детей и подростков, в том числе склонных к правонарушениям, из неблагополучных, неполных  и многодетных семей, детей-сирот. Приходя в клуб, воспитанники попадают в  атмосферу, где им хорошо и уютно, как в семье, где их ждут, любят, ценят, окружают заботой, помогают верным советом. Педагоги стараются приложить все усилия, чтобы воспитанник, перешагивая порог клуба, знал, что там он может получить дельный совет, поделиться своими радостями или переживаниями. Очень важно поддержать ребенка, научить противостоять вредным привычкам, а в дальнейшем обязательно интересоваться его поступками и действиями.

В начале учебного года социальные педагоги проводят  анкетирование родителей по изучению социальных факторов семейного воспитания,  диагностируют воспитанников с целью выявления проблем. Работа по профилактике негативных явлений осуществляется  через проводимые социальными  педагогами занятия, квест-игры, викторины, диспуты, беседы  на разнообразные темы: «Что ты должен знать о ВИЧ-инфекции» (совместно со специалистом СПИД - центра), «Не заСыПАЙСя!», «Табак - это яд!», «Путешествие по правовым станциям», «Поговорим по душам», «В страну Здоровья со здоровыми привычками», «Как вести себя в чрезвычайной ситуации» «Устав клуба, правила поведения в клубе», «Права детей», «Административная и уголовная ответственность», «Культура общения», «Способы урегулирования конфликтов», «Шутки или хулиганство?», «Ответственность за проступки», «Что такое ЗОЖ», «Коллективная помощь и сочувствие», «Культура поведения в общественных местах», «За что ставят на учет в КДН», «Права и обязанности несовершеннолетнего», «Отношения со сверстниками»,  «Ответственность за порчу имущества» и др.

Ежегодно воспитанники подростковых клубов вместе с социальными педагогами участвуют в муниципальном конкурсе мультимедийный проектов «Чёрная тайна» антинаркотической направленности, конкурсе плакатов «Мы против СПИДа» и «Мы за здоровый образ жизни», в которых занимают лидирующие места.  Педагоги клуба «Радуга» в 2017 году провели конкурсную программу «Потанцуем!» в рамках эстафеты городских творческих дел, посвящённой Всемирному дню здоровья в рамках проведения «Недели здоровья», а также приняли участие в зональном семинаре «Основные направления деятельности социального педагога в современных образовательных условиях», организованном Управлением образования муниципального района Белорецкий район и ГМО социальных педагогов.

С целью выработки у школьников сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда для воспитанников клубов ежегодно организовываются экскурсии в  Центр занятости населения, встречи с психологом, мероприятия и занятия по профориетации – «В поисках своего призвания», «Я и мир профессий» и др.

Для родителей воспитанников в клубах проводятся  индивидуальные беседы и консультации -  «Возможности дополнительного образования вашего ребенка», «Как помочь ребенку адаптироваться», «Компьютер и дети: будьте осторожны», «Если ребенок ворует», «Как развивать ответственность в наших детях», «Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания», «Семейный конфликт и дети», «Почему дети лгут», «Что делать, если ваш ребенок начал дерзить», «Роль личного примера родителей в воспитании ребенка».

Педагоги подростковых клубов осуществляют межведомственное сотрудничество со специалистами городских учреждений  по вопросам проведения совместных профилактических мероприятий. Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения,  подразделения по делам несовершеннолетних ОВД, местного филиала Республиканского центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями (СПИД-центра), городского кабинета планирования семьи, ГБУ РБ аварийно-спасательный отряд проводят беседы для несовершеннолетних воспитанников клубов, в том числе состоящих на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики.

Важное внимание в подростковых клубах уделяется профилактике детского дорожно-транспортного  травматизма. Активные формы и методы обучения приучают детей к правильной реакции в дорожных ситуациях, способствуют формированию у них навыков и положительных привычек безопасного поведения на дорогах. Ежегодно педагогами проводятся профилактические мероприятия в рамках акции "Внимание - дети!",  включающие беседы о мерах безопасного поведения на проезжей части, акции, театрализованные представления, праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, викторины,  направленные на пропаганду соблюдения ПДД и привитие навыков безопасного поведения на улице и дороге - «Спасибо, водитель», «Школа правил дорожного движения», «Баба Яга на дороге», «Движение пешеходов по улице и дороге», «Игры по ПДД и не только», «Упрямый лягушонок», «Помни правила движения как таблицу умножения», «Азбука города», «Красный, жёлтый, зелёный», «Правила соблюдать – беду миновать» и др.  Главная задача этих мероприятий  – доступно разъяснить правила детям,  донести до них опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.

В клубе «Орлёнок» педагогом дополнительного образования Еленой Римовной Баязитовой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «ПДДейка», направленная на формирование и развитие у воспитанников знания, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети разного возраста получают полезные знания по основам дорожной безопасности. На мероприятиях по правилам дорожного движения ребята  в игровой форме вспоминают и закрепляют  знания  о правилах дорожного движения, принимают участие в конкурсе рисунков «Знатоки дорожных знаков».

Ежегодно команды воспитанников подростковых клубов участвуют в районно-городском смотре-конкурсе агитбригад по пропаганде правил дорожного движения «Мы живём по правилам» и конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо», проводимых  отделом культурно-досуговой деятельности Центра внешкольной работы и инспекторами ОГИБДД МВД России по Белорецкому району.

Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей эти мероприятия учат детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Проводимая в клубах практическая работа приносит ощутимые результаты и приводит к снижению дорожно-транспортного травматизма среди детей.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач клуба, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине. Только построив отношения с воспитанниками на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. В  подростковых клубах проводится организационно-массовая работа гражданского и патриотического направлений, а воспитанники являются активными участниками этих мероприятий, которые формируют в них  активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации, прививают чувство гордости за свою республику и страну, воспитывают  уважение к Конституции, государственной символике, народным традициям, истории, культуре, природе своей  страны, своего края. Ежегодно в клубах проводятся встречи ветеранами Великой отечественной войны и участниками трудового фронта, конкурсы рисунков, концертные программы и мероприятия, посвящённые Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню космонавтики, международному Дню Матери. Интересно проходят встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, известными спортсменами, участниками движения «Вахта памяти»            поисковой экспедиции под руководством Н.И.Лукина. Воспитанники клуба «Радуга» принимают участие  в городских акциях  «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка».  Ежегодно проводится межклубная военно-спортивная игра «Зарница». В 2017 году воспитанница социального педагога Е.Р.Баязитовой из подросткового клуба «Орлёнок» по итогам республиканского конкурса юношеского творчества «Свой голос», учредителями которого являются Министерство молодёжной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан, заняла второе место в номинации «Не стареют душой ветераны» и была награждена бесплатной путёвкой в детский центр «Артек».

 В целях  реализации  задачи по  приобщению  учащихся к историческому и культурному наследию Республики Башкортостан  воспитанники всех  клубов участвуют в ежегодной  интеллектуальной викторине «Мой край – моё Отечество», посвящённой Дню Республики Башкортостан, где демонстрируют уровень знаний по истории, культуре и литературе родного края. Ежегодно дети совместно с педагогами посещают городской краеведческий музей, Музей полиции, Музей ДОСААФ. С удовольствием воспитанники совершают экскурсии, в том числе виртуальные,  по улицам Белорецка, которые проводят работники Центра детско-юношеского туризма г.Белорецка. Ребята знакомятся с историческими событиями и известными людьми, с достопримечательностями, памятниками, зданиями, ставшими достоянием истории и культуры.

Одним из основных направлений работы с детьми и подростками в клубе является спортивно-оздоровительная  работа,  развитие различных видов спорта  (дзюдо, шахматы, хоккей, настольный теннис, мини-футбол). В каждом клубе дети и подростки посещают физкультурно-спортивные кружки и секции – «Дзюдо», «В здоровом теле – здоровый дух», «Спортивная жизнь», объединения общефизической подготовки. Программы  этих объединений направлены на оздоровление подрастающего поколения, привитие детям любви к занятиям физкультурой и спортом, а также на улучшение индивидуальных спортивных показателей.

За время существования детского объединения «Юный шахматист»  на базе подростковых клубов «Ровесник» и «Современник» десятки  детей и подростков от 5 до 17 лет активно заинтересовались шахматами. В наше время шахматы – это не только интеллектуальное увлечение, но и занятие по душе, развивающее мышление, спортивный азарт, усидчивость и силу воли. На занятиях под руководством своего наставника, педагога высшей квалификационной категории Коваленко Сергея Григорьевича, дети учатся  логике и чувству прекрасного. Воспитанники принимают участие в городских турнирах, где более десяти лет занимают призовые места.  За последние годы команда и воспитанники побеждали и занимали  призовые места в Первенстве  Зауралья, на Зональных соревнованиях по шахматам в зачет  Спартакиады учащихся Республики Башкортостан зоны «Восток» в г.Уфе, г.Акъяре, г.Баймаке. Ребята показывают прекрасную игру и добиваются высоких результатов в зональном рейтинговом шахматном турнире на призы генерального директора ОАО «Учалинский ГОК». Воспитанник  С.Г.Коваленко Рустам Абдуллин по результатам участия в первенстве Республики Башкортостан  входит в международный список ФИДЕ. Ежегодно в клубах проводится традиционный детский осенний шахматный марафон, семейный шахматный турнир и соревнования по шахматам в рамках спартакиады подростковых клубов.

Руководитель секции «Дзюдо» С.Н.Засов  воспитывает в подростках не только физическую силу, но и ум, благородство,  учит  быть мужественными, настойчивыми, скромными и уважительными к другим людям. Силовую подготовку ребята проводят на тренажёрах в клубном зале тяжёлой атлетики клуба «Современник».  Воспитанники Сергея Николаевича успешно выступают на муниципальном, зональном, региональном уровне, ежегодно участвуют в соревнованиях и первенствах по дзюдо в г.Учалы, г.Туймазы, ЗАТО Межгорье, г.Магнитогорске и завоёвывают призовые места.

С целью укрепления здоровья, повышения уровня  физического развития и физической подготовленности в подростковых клубах проводится ежегодная спартакиада по различным видам спорта – многоборью, шорт-треку, шахматам, настольному теннису, мини-футболу.

В клубах ежемесячно организовываются различные спортивные мероприятия – Дни здоровья, весёлые старты, «Большие гонки», «Быстрее, выше, сильнее»,  осенняя эстафета, турнир по футболу, турнир по настольному теннису, шашечные турниры. В зимнее время педагоги проводят для детей игры и забавы на улице, которые  развивают  выносливость, укрепляют иммунитет и дают возможность выплеснуть эмоции, укрепляют чувство локтя. 

Для большинства воспитанников клуб – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Но не только воспитанники принимают активное участие в жизни клуба. В клубах существует практика включения семьи в образовательный и воспитательный процесс, выстроенная  на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности всех участников образовательного процесса. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность происходит по нескольким направлениям. С целью изучения семей, выяснения образовательных потребностей педагоги посещают родительские собрания в школах микрорайона, приглашают родителей на Дни открытых дверей. Социальные педагоги проводят диагностику социальных факторов семейного воспитания, индивидуальные беседы с  родителями, консультируют их по вопросам воспитания детей. В детских творческих объединениях проводятся родительские встречи (собрания), отчётные концерты. Уже стало традицией проведение межклубного спортивного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья!», направленного на сплочение семьи и воспитание чувства коллективизма среди детей и родителей. Родители детей и подростков помогают в подготовке, проведении и организации различных мероприятий, участвуют совместно с детьми в конкурсах, посещают выставки детского творчества и  массовые мероприятия, проводимые в клубах, наблюдая за творческими достижениями своих детей.

            Сегодня, как никогда, дети нуждаются в объединении и общении в клубах, в которых отсутствует жёсткая регламентация, заорганизованность, командно-административный стиль руководства, в которых царит общение, свободная инициатива, творческая атмосфера. Привлекая детей и подростков в клуб, развивая их с учетом  индивидуальности и предоставляя большую свободу выбора, педагоги решают задачи формирования и развития личности, способной быстро и адекватно воспринимать складывающуюся ситуацию и адаптироваться в ней. Заполнение свободного времени детей образовательным содержанием, обеспечение группового общения по интересам, отвлечение от бездумного времяпрепровождения «на улице» и др. - таков социальный и педагогический фон развития современного подростка в наших клубах.

Имеются в подростковых клубах и проблемы – это нехватка помещений и нового инвентаря, костюмов, аппаратуры. Хочется верить, что со временем проблемы решатся, и у ребят будет больше возможностей для интеллектуального, творческого и спортивного развития.

 

Вопрос специалисту