Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384880
Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения ручному ткачеству гобелена. Статья из опыта работы.
Содержание - Дополнительное образование

Бережнова Евгения Тимофеевна, руководитель творческого объединения «Гобелен», МБУДО «ЦРТДЮ» г. Ялта, Республики Крым. 
Статья о методике обучения детей ручному ковроткачеству как способу профессиональной ориентации учащихся, предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей творческих детских коллективов по направлению - декоративно-прикладное искусство.

 


Дата публикации: 05.03.2018


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ТКАЧЕСТВУ ГОБЕЛЕНА

Статья из опыта работы о методике обучения детей ручному ковроткачеству, как способу профессиональной ориентации учащихся, предназначена для педагогов дополнительного образования, руководителей творческих детских  коллективов по направлению - декоративно-прикладное искусство.

Профессиональная ориентация – оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии. Профессия приносит удовлетворение, если развивает способности человека, способствует его самореализации в определенном виде деятельности.

Дополнительное образование позволяет учащимся достичь успеха в различных видах продуктивной творческой деятельности, что может оказать положительное влияние на  профессиональное самоопределение.

Задача дополнительного образования – не только обеспечить занятость детей во внеурочное время, но и воспитать привычку и потребность к труду.

Декоративно-прикладное искусство, ручное ковроткачество, основанное на многонациональном народном опыте, развивает творческие способности учащихся, художественное мастерство и художественный вкус, способствует приобретению необходимых практических умений, накоплению профессиональных навыков. Ручное ткачество создает большие возможности для творчества, но это, прежде всего, художественное ремесло, требующее кропотливого труда.

 Для изготовления изделий используются рамы, на которые натягиваются льняные нити основы. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или синтетическими нитками. Изображение на гобелене копируется с картона. Картон, который подкладывается под раму, – эскиз будущего гобелена. После завершения работы гобелен срезается с рамы. Для закрепления краев изделия каждые две нити основы связываются узлом.  Учащиеся ткут гобелен вручную под руководством педагога

В процессе обучения  ткачеству ковров используются различные виды деятельности на занятии: рассматривание готовых изделий, рисование, нетканый гобелен (петельчатая вышивка), ручное ткачество, занимательные приемы – гобелен из травы и цветов во время  летней  прогулки, изготовление игрушек и сувениров.

Вербальные методы обучения: лекция с элементами беседы, рассказ, объяснение –  применяются для активизации, углубления осознания истории, национальных особенностей, содержания и приемов ткачества.  На занятиях используется иллюстративный материал, презентации, видеофильмы. 

Учащиеся знакомятся с текстильной графикой, приемами передачи в технике гобелена элементов композиции. Учатся правильному использованию цвета и фактуры текстильных материалов, знакомятся с различными техниками: техникой создания искусственного ворса, контурной техникой, полотняным и саржевым переплетением. Все необходимые инструменты и материалы для работы готовятся заранее. Для рациональной организации работы в мастерской вдоль одной из стен (противоположной окну) помещается постоянная выставка творческих работ.  В процессе обучения учащиеся занимаются ручным ткачеством по выбору или по заданному образцу. Вначале это могут быть простые изделия: закладки, салфетки, коврики, декоративные пояса, сумочки, косметички. Усложнение заданий зависит от навыка работы с инструментом, проводится постепенный переход к самостоятельному поиску тем для гобелена,  разработке картона (эскиза) для творческих работ, самостоятельному выполнению и оформлению работы.

Основное место на занятиях отводится практической работе.

alt 

На первом этапе обучения при выполнении пробных работ (коврик, салфетка и др.) выявляются индивидуальные предпосылки освоения  техник ручного ткачества. Начальный уровень обучения охватывает детей 9-10 лет. Наличие учащихся одного возраста, однотипных заданий, одинаковый промежуток времени обучения  позволяют увидеть индивидуальные  различия в темпе работы, уровне концентрации внимания, умении наблюдать и воспроизводить заданный образец, количество допущенных ошибок в освоении навыков ковровой  техники.

Одни учащиеся выполняют задание тщательно, аккуратно, без ошибок, достаточно быстро. У них почти сразу появляется индивидуальный почерк ручного ткачества – плотность, аккуратность, изящность стежка. Другие требуют дополнительных разъяснений, помощи в соединении и смене нитей, в передаче оттенков цвета; третьи работают медленно, допускают типичные ошибки, работают неаккуратно, оставляя на поверхности изделий узлы, остатки нитей, стягивают полотно, часто отвлекаются. В результате работы резко отличаются от заданного образца.

 Ручной гобелен – это серьезный, кропотливый труд, требующий внимания, усидчивости, терпения. Не каждый ребенок готов отказаться  от развлечений на свежем воздухе в обмен на ткачество, поэтому на первом этапе работы нецелесообразно критиковать учащихся, сравнивать изделия, чтобы не снизить мотивацию к обучению. На  следующем этапе обучения происходит выбор персональных заданий с большей или меньшей долей трудности. При этом одни учащиеся выполняют сумочки, ткут подушки, чехлы для мобильных телефонов, а другие работают по эскизу (картону), создавая первые предметные или сюжетные небольшие декоративные композиции.

 alt

Примерно в середине первого года обучения четко прослеживаются индивидуальные различия в освоении ткацкого ремесла и мотивации в обучении: одни учащиеся продолжают посещать занятия ситуативно потому, что для них это дополнительная возможность общения. Другие преследуют утилитарные цели – соткать как можно больше полезных вещей. Так, одна из девочек задалась целью выполнить три диванные  подушки в стиле нетканого гобелена (петельчатая вышивка) для домашнего обихода. Она работала упорно, потому что ее семья выразила эмоциональное одобрение. В данном случае, нет смысла переубеждать, предлагать другие задания. Подушки и сумочки могут выполняться по различным эскизам  и быть достаточно красочными и декоративными. Приложив волевые усилия для  реализации поставленной цели, учащийся приобретает и закрепляет нужные практические навыки, а кроме того,  исчерпывает свой замысел. Глядя на то, как другие учащиеся в это время ткут красочные панно, девочка   вынашивает замысел будущей работы, и к окончанию своего проекта заявляет о желании начать новый.

Наиболее способные и активные учащиеся  самостоятельно подбирают эскизы, принимает участие в разработке картонов, основы для ткачества, охотно и качественно выполняет  разнообразные изделия.

Задачи на этом этапе работы: поддержать и развить творческий потенциал детей, активизировать желание заниматься ручным ткачеством гобелена. Этому способствуют выставки в Центре развития творчества детей и юношества, региональные выставки-конкурсы, виртуальные международные, всероссийские конкурсы декоративно-прикладного искусства.


Большое значение в развитии мотивации к самостоятельному творчеству имеет посещение периодических выставок известных мастеров декоративно-прикладного  искусства  и живописи.

С целью воспитания интереса к ручному ткачеству ковров  необходимо знакомить учащихся с практикой ручного гобелена, например, с интересной и неповторимой авторской мастерской семьи крымских художников и ткачей  Джус.

Знакомство учащихся с творчеством отечественных и зарубежных мастеров гобелена приводит к созданию собственных оригинальных замыслов, которые успешно воплощаются в ручном ткачестве.

Если, несмотря на занятость в школе, учащиеся стараются не пропускать занятия кружка, а изделия отличаются  искусным выполнением и оформлением, можно говорить о 
развитии таких качеств личности как трудолюбие, ответственность, настойчивость в достижении поставленной цели.

Результативность кружка, безусловно, оценивается по числу завоеванных призовых мест в выставках-конкурсах (и их немало),  но гораздо более ценно, когда дети приносят самостоятельно изготовленные изделия в домашних условиях, когда ручной труд становится не просто увлечением, но и потребностью.