Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429632
Язык жестов- пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения.
Содержание - Дополнительное образование

Позднякова Мария Александровна, преподаватель хореографических дисциплин КГБПОУ «Таймырский колледж» г. Дудинка Красноярский край. 
Для более плотного и эффективного понимания и запоминания научного материала и тем дисциплин, я предлагаю театрализованный метод. То есть учащиеся становятся главными героями в истории возникновения данной темы и с помощью педагога и презентации (фотографии героев, места, атрибуты, одежда и информация по истории возникновения) как рассказ, театрально восстанавливают картину происходящего, вживаясь в роль, атмосферу, события, запоминая тем самым, тему как рассказ или сказку. Для группы с большим количеством человек, я предлагаю поделиться на две группы. Первая группа так же с педагогом театрально обыгрывают данную тему, по окончанию, вторая группа, должна без помощи педагога и участников первой группы восстановить в точности ту же самую хронологию событий с первой группой, правильно повторить последовательность историю героев и событий.

 


 

Дата публикации: 06.04.2018


Язык жестов- пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения.

Картинки по запросу пантомима

Ведение: Мое понимание пантомимы: это вполне конкретная история, имеющая свое начало, развитие, событие, финал, цель и препятствие, действие, оценки событий, окраски действий; наличие комических эпизодов и комических положений, комический финал. Пантомима, в определенном смысле, волшебство—мим создает из невидимого воздуха объекты и субъекты, которые как бы становятся видимыми и удерживаются в сознании зрителя определенное время. Своей игрой мим наделяет жизнью пустое пространство, которое начинает проявлять свой характер, свою логику, свой внутренний мир. У пантомимы есть нечто такое, что составляет ее оригинальность, особенность, особое эстетическое наслаждение, прелесть этого жанра, непохожесть на другие виды искусства, выразительность.     Но если сказать что же самое главное для искусства мима, то, конечно, это фантазия. Фантазия как пространство  для творчества мима. Мим творит фантазийный мир и живет в нем, погружая в него зрителя. В основе структуры пантомимы лежит логика—причинно- следственная связь событий, реакций и действий. Всякое действие является следствием реакции на событие, а событие – результат действия. Существует такое понятие как мотив, оправдание активного целеустремленного действия. Собственно, мотив и есть цель персонажа, артиста, мима. Цель оправдывает средства. У персонажа, как и у автора, должна быть цель, к которой он стремится.

Цель: создать условия для личностного развития учащегося, через сценическое

           движение.

Задачи: - познакомить с понятиями пантомима, жест и мимика;

               - развивать мимику и пластику;

               - воспитывать сценическую культуру.

               -развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.

Новизна методической разработки: Для более плотного и эффективного понимания и запоминания научного материала и тем дисциплин, я предлагаю театрализованный метод.

То есть учащиеся становятся главными героями в истории возникновения данной темы и с помощью педагога и презентации (фотографии героев, места, атрибуты, одежда и информация по истории возникновения) как рассказ, театрально восстанавливают картину происходящего, вживаясь в роль, атмосферу, события, запоминая тем самым, тему как рассказ или сказку. Для группы с большим количеством человек, я предлагаю поделиться на две группы. Первая группа так же с педагогом театрально обыгрывают данную тему, по окончанию, вторая группа, должна без помощи педагога и участников первой группы восстановить в точности ту же самую хронологию событий с первой группой, правильно повторить последовательность историю героев и событий.

Использование театрализованного метода даёт возможность учащимся:

- расширять и углублять знание об окружающем мире;

- развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение,   стимулировать мыслительные операции;

- активизировать и совершенствовать словарный запас;

- развивать эмоциональную сферу;

- стимулировать развитие творческой активности, самостоятельности, проявление инициативы.

 

План - конспект открытого занятия

«Язык жестов- пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения»

Структура плана- конспекта урока:

Дата проведения: 28.04.2017 г.

Группа: СКД-31 (Социально- культурная деятельность)

Тема занятия: Язык жестов- пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения

Тип занятия – ознакомление с новым материалом

 

Вид занятия – учебное занятие.

Цель:  Познакомить учащихся с искусством пантомимы, демонстрировать приемы пантомимы в работе над групповым этюдом.

 

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция», «характер» и «характерность»

2. Учить использовать пантомиму как средство выражения характера и эмоционального состояния героя-образа.

3. Развивать кругозор учащихся.

4.Развивать эмоциональную сферу

5. Формировать умение работать индивидуально и в группе.

 

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); наглядный метод (демонстрация видео-ролика, презентации); практический (упражнения, этюды); игровой (игра «Волшебный предмет»), театральный мотод.

-техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер, проектор;

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с задание.

Педагог: - Добрый день. Сегодня наше занятие будет проходить по теме:

«Язык жестов- пантомима. Передача при помощи жестов и мимики характера, чувств, настроения»

Педагог: Важнейшим элементом выученности актёра является сценическое движение. Оно направленно на то, чтобы сделать мышцы актёра пластичными, а тело послушным воле исполнителя. Перед выступлением нужно разогреть не только голосовые связки, но и мышцы, так как во время выступления иногда нужно танцевать, быстро двигаться, даже кувыркаться и падать. И чтобы актёр не потянул ногу, не уронил на сцене какой-либо предмет, ему нужно правильно двигаться по сцене. И поэтому на занятиях будем этому учиться.

   Наше занятие будет строиться по такому плану:

1 часть – история возникновения;

2 часть – повторение пройденного материала, знакомство с жанром

                 «Пантомима» (творческие задания на сценической площадке)

3 часть – подведение итогов, анализ занятия.

Педагог: Без лишних слов переходим к 1 части:

                               Прошу всех дружно встать,

                               Что скажу всё выполнять.

Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям называют пантомимой.

Слово «пантомима» греческого происхождения, переводится как «всё воспроизводящий подражанием».

Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов

или один артист.

Из чего же складывается пантомима? Это и мимика, и жесты, и осанка, и походка.

Давайте вспомним, что такое мимика?

(Ответ: Мимика – это движение лицевых мышц, изменение выражения лица.)

Хорошо, вспомнили. А что такое жест?

(Ответ: Жест – движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её.)   Молодцы!

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения:

Педагог: Я благодарю всех за творческих подход к занятию.

Свои впечатления вы можете выразить вот такими жетонами.

На них выражение лица. Я раздаю всем по три жетона (равнодушие, скука, радость) Какое настроение было у вас на уроке? Выберете жетон, совпадающий с вашим настроением, разложите их на столе.

                                  (Выбирают и раскладывают жетоны)

Педагог: Я очень рада, что у всех (или почти у всех) замечательное

               настроение. До свидания, до следующего занятия.            

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационно – подготовительный - 10 минут.

    • Цель для учащихся – подготовиться к продуктивной работе на занятии.

 

    • Цель для педагога

 

    • Задачи:

- организовать рабочее пространство;

- активизировать внимание к предстоящей учебной деятельности и создать положительный эмоциональный настрой;

- создать проблемную ситуацию для постановки цели и задачи занятия.

 

    • Методы организации работы учащихся на начальном этапе занятия:

- методы обучения: словесный (диалог, опираясь на имеющиеся знания у детей), игровой, наглядный.

- методы организации учащихся – фронтальный.

1.Организация рабочего пространства (стулья, карточки).

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

- Здравствуйте! Я рада вновь вас видеть.

3.Эмоциональный настрой на занятие 

- Дети, помните на прошлых занятиях мы с вами работали с воображаемым предметом или частично с реальными, частично с воображаемыми. И сегодня я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

- Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Дети: мимика

- Конечно же. Это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а вы думаете, существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

Дети: нет

- А давайте мы посмотрим небольшой видеофрагмент, после которой я снова задам этот вопрос!

4.1. Демонстрация видео-ролика.

- Так что же, существуют все-таки актеры, которые в своей работе совсем не используют слов?

Дети: Да

- А как называют таких актеров? Подумайте, если изменение выражения нашего лица в соответствии с настроением называется мимикой, то как же мы назовем такого актера? (показать первую карточку). Вот здесь и скрыто наименование этой профессии. Как видите слово совсем коротенькое всего три буквы.

Дети: мим

- Правильно. А как же мы назовем целый род искусства, один из видов современного театра? (показать вторую карточку). Видите это слово уже гораздо длиннее. Целых 9 букв.

Дети: пантомима

- Правильно. И сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

2.

Основной этап:

2.1. Изучение нового учебного материала - 40 минут.

    • Цель для учащихся – демонстрировать приемы пантомимы как средство отражения эмоционального настроя
    • Цель для педагога – создать условия для качественного освоения обучающимися предлагаемого материала

 

    • Задачи:

- обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция», «характер» и «характерность»;

- развивать познавательно-поисковый интерес и кругозор учащихся;

- развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;

- учить использовать приемы пантомимы как средство отражения характера персонажа (героя-образа)

- воспитывать навыки самостоятельности в творческой деятельности.

 

    • Основные положения нового учебного материала:

1) Создание представления:

- объяснение понятий «мимика», «пантомима», «Актер-мим»

- использование приемов пантомимы для отражения характера и эмоционального настроя

           2) Закрепление полученных знаний в упражнениях.

- выполнение упражнений «Эмоц. маски», «Передай маску»

 

    • Формы и методы изложения нового учебного материала:

- словесный (объяснение, рассказ)

- практический (упражнения: «Эмоциональные маски», «Передай маску»)

- наглядный (презентация, демонстрация обучающимися, наиболее справившимися с заданием)

    • Формы организации деятельности учащихся:

- фронтальный;

- групповой.

 

    • Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу:

- своевременное и правильное выполнение учебных задач всеми учащимися;

- положительный эмоциональный настрой детей.

 

    • Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:

- одобрение, похвала.

 

1. Изучение история развития пантомимы.

Объяснение педагога:

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

2.1.Объяснение педагога:

Эмоция- проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

Мимика-  (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

2.2.Упражнение «Эмоциональные маски».

1) Объяснение педагога:

- Ребята как вы думаете можно выразить эмоции с помощью одной мимики? Давайте вместе попробуем?

2) Выполнение упражнения:

Давайте покажем грусть: Уголки губ опускаются, глазки смотрят в пол.

А теперь радость: Губки расходятся в улыбке, глазки «горят», руки могут подняться в верх.

А теперь представьте удивление: Глазки широко открыты, рот может тоже приоткрыться («аж челюсть отвисла»)

Задумайтесь все ненадолго, как будто вспоминаете таблицу умножения: Глазки поднимаются в правый верхний угол, кисти касаются лица, спина чуть согнута.

2.3.Упражнение «Передай маску».

1) Объяснение педагога:

- А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

2)Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

-грусть через руки;

ордость через спину;

-радость через лицо;

-страх через руки;

-радость через руки;

-страх через ноги;

-радость через ноги;

-удивление через руки;

-задумчивость через лицо.

3) Коррекция: оказание помощи педагогом по ходу выполнения упражнения.

Спасибо. Молодцы!

 

-Итак, ребята, мы, выполняя упражнения, показывали различные эмоции через жесты и мимику. А какие части тела нам в этом помогали?

Дети: руки, ноги, лицо.

Правильно. Но не только. Нам помогала даже спина. А иногда мы с вами одну и ту же эмоцию могли выразить через разные части тела. А как вы думаете, от чего это зависит? Почему одному человеку проще выразить эмоции через руки, а другому через ноги или лицо?

3.Освоение понятия «характерность». Взаимосвязь эмоций и характера персонажа.

3.1. Объяснение педагога (сопровождаемое презентацией)

Демонстрация презентации

- Характером обладают абсолютно все люди, но при этом мы все уникальны. Нет людей с одинаковыми характерами. Ведь характер это и есть совокупность человеческих черт, определяющих его поведение. Один человек всегда позитивно смотрит на мир и во всем старается увидеть положительные стороны, другой напротив, все воспринимает чересчур мрачно. Скажите, мимика этих людей будет отличаться?

Дети: Да

- Конечно. Один будет много улыбаться, его жесты будут ритмичными, но при этом мягкими, другой будет с мрачным лицом, уголки его губ будут опущены, жесты резкими и угловатыми. Характер персонажа, которого вам предстоит играть, во многом определить ваше поведение на сцене. Но возникает вопрос: если все люди уникальны и характеры их не повторяются, то как же сыграть другого человека достоверно. Ведь его характер отличается от вашего собственного… Здесь актеру на помощь приходит такое понятие как характерность. Как вы думаете, что это такое?

Дети отвечают

- Характерность это совокупность таких черт, которые могут соответствовать некоторой группе характеров. Например, капризная избалованная «принцесса» или храбрый «рыцарь» и многие другие. То есть актер должен уметь подмечать такие сходства, которые объединяют людей и использовать эти черты на сцене.

Кроме того, во многих спектаклях часто возникают некоторые «паузы», т.е. сцены где текст отсутствует. Но сценическое действие продолжается. Т.е. мы продолжаем вести линию поведения своего героя-образа без помощи слов. И для того, чтобы не превратить сцену в «цирковую арену» и не вызвать смех зрителей неуклюжими попытками заполнить образовавшеюся пустоту, мимика должна соответствовать внутреннему состоянию вашего героя и его сценическому характеру.

3.2. Использование пантомимы для выражения характера и эмоционального состояния

Упражнение «Реакция на событие»

Подойдите пожалуйста к моему столу. Вы видите на нем карточки, повернутые вниз текстом. Каждый из вас возьмет одну карточку с заданием. В ней описана определенная ситуация и характерные черты вашего персонажа. Ваша задача обыграть эту ситуацию без слов, т.е. при помощи пантомимы.

Выполнение упражнения:

Упражнение выполняется каждым учащимся индивидуально, поочередно.

Коррекция: Педагог осуществляет помощь каждому ученику во время выполнения упражнения.

3.

Закрепление учебного материала - 35 минут.

    • Цель для учащихся - демонстрировать приемы пантомимы (соответствующие характеру персонажа) в работе над групповым этюдом

 

    • Цель для педагога – создать условия для закрепления умения выражать эмоциональный настрой персонажа посредством пантомимы

 

    • Задачи:

- учить анализировать взаимосвязь эмоции и бессловесного сценического действия;

- развивать умение выражать эмоции посредством пантомимы, а не слов.

- воспитывать умение взаимодействовать в группе.

 

    • Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала:

- практический (этюды, работа с карточками);

- словесный (объяснение педагога)

- групповой метод организации учащихся.

 

    • Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:

- правильное понимание поступков героев и передача их образа в инсценировке;

- верное определение набора жестов для бессловесного действия в соответствии с заданным образом;

- правильное понимание взаимосвязи «эмоция-деяйствие»

 

    • Пути и методы реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал:

- провести повторно (но с другими ситуациями: другие этюды, другие упражнения) практическую часть работы;

- включать в последующие занятия упражнения для закрепления этой темы (в качестве повторения).

1.Закрепление материала в работе над общим этюдом.

1.1. Орг.момент: Разделить детей на 3 подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с заданием, в которой описана сцена из сказки. В каждом задании присутствуют элементы классической актерской игры и сцена пантомимы.

1.2. Подготовительный этап: На подготовку отводиться 10 минут. Коррекция и помощь педагогом оказывается каждой группе во время подготовки.

1.3. Демонстрация:

На демонстрацию готовых этюдов отводиться 15 минут. (4-5 минут на один этюд)

1.4. Подведение итогов:

Самоанализ: Дети обсуждают свои работы, выделяют ошибки, и наиболее удачные моменты.

4.

Итоговый этап - 5 минут.

    • Цель для педагога –
    • Методы организации:

- фронтальный, словесный (диалог).

    • Методы оценивания:

 

 

 

Рефлексия.

    • Цель для учащихся –
    • Цель для педагога –
    • Методы оценивания:

- самооценка результатов деятельности своей и группы с помощью «Живой анкеты».

    • Методы стимулирования учебной активности учащихся в ходе подведения итогов занятия:

- похвала;

- аплодисменты.

-Наше занятие подошло к концу и пора подводить итоги. Ребята, какая задача стояла перед нами на этом занятии?

Ответ: узнать, что такое пантомима и для чего она нам нужна. Как артист может использовать на сцене мимику и жесты.

А как вы, думаете мы сегодня справились со своей задачей?

Дети отвечают

- Конечно справились. Пантомима- это умение выражать эмоции через пластику, мимику и жесты. Мы с вами выполнили ряд упражнений, которые помогли нам освоить такое умение. Вы использовали пантомиму в работе над групповым этюдом.

 

Вам понравилось занятие?

Дети отвечают

А чтобы в этом убедиться мы еще немножко поиграем!

«Живая анкета»

 

 

 

-Вы знаете ребята, что самой высшей наградой для любого артиста являются аплодисменты! Вы сегодня замечательно поработали! Так давайте поблагодарим друг друга громкими аплодисментами

 

-Спасибо за сотрудничество.

До свидания!

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР