Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385188
«Заманчивый мир народно-сценического танца», методическая разработка.
Содержание - Дополнительное образование

Халиуллина Эльмира Минегасимовна, преподаватель хореографии, высшей квалификационной категории; Мадьярова Эльвира Минегасимовна, преподаватель хореографии, высшей квалификационной категории, МБУ ДО «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. 
Аннотация: методическая разработка посвящена проблеме овладения искусством народно-сценического танца. В работе предприняты попытки исследования национальной культуры, обычаев, традиций народов населяющих территорию Поволжья, Приуралья и мира. Авторами использованы такие методы: наблюдения, исследования, эксперимента, интеграции. Результатом эксперимента явилось обогащение учащихся знаний, более быстрое и качественное усвоение материала на деятельно-практическом уровне. Ключевые слова: хореография, народно-сценический танец, танец, метод интеграции, в характере, выворотность.


Дата публикации: 25.05.2018


 Заманчивый мир народно-сценического танца.

 

Изучив и проанализировав программы по народно - сценическому танцу для школ искусств мы пришли к выводу, что овладеть этой программой могут лишь одарённые и отобранные дети. В своей работе мы рассматриваем работу с детьми со средними физическими способностями, но которые очень желают танцевать.

Практика первых лет работы в ансамбле показывает, что использование традиционных программ своей сложностью отбивает у детей охоту и желание танцевать.

Во- первых - усвоение традиционных программ сложно ещё и в том, что специфика нашей работы заключается в проведении занятий с целым классом без специального отбора.

Во- вторых - ежегодно выезжая, наблюдая хореографические конкурсы, фестивали, выступления различных ансамблей всё больше и больше мы обращаем внимание на неграмотное, неточное исполнение танцевальных па народно – сценического танца. Хочется уделить больше внимание точности исполнения техники танца.

         Народная хореография требует к себе особого внимание. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующиеся на основе культурно-бытовых традиций.

Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литератур

Предмет «Народно-сценический танец» предусматривает освоение техники исполнения народного танца, эмоционального развития выразительности актёрских данных, знакомит с национальной пластической и музыкальной культурой разных народов.

         Танцевальная культура народов Поволжья и Приуралья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В тоже время в танцах поволжских народов много общего.

         Опыт показывает, что занятия народно – сценическим танцем полезны для всех детей, как для способных к танцу, так и для менее одаренных, как для хорошо развитых физически, так и для слабых, неловких, неуверенных в себе. Такие дети заметно выправляются, становятся более активными, оживлёнными.

         Изучив национальные танцы, культуру, традиции народов, национальные игры с использованием элементов танца у нас возникла необходимость применить в своей работе метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств такие как: хореографическое, изобразительное, театральное, а так же музыкальное, вокальное, инструментальное исполнительство и технологию.

Благодаря внедрению методов интеграции мы заметили в наших воспитанниках развитие таких положительных качеств как стремление познания национальной культуры, достижения поставленной цели, их социальную активность, собранность и интерес к творчеству.

Итогом данного эксперимента явилось создание методической разработки по народно сценическому танцу «Заманчивый мир танца».

Актуальность данной методической разработки в том, что интегрированные занятия оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса. В современных условиях актуальной является проблема возрождения культурного наследия и вопроса воспитания у детей чувства национального самосознания.

Данная разработка знакомит воспитанников с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы татарского, русского, украинского, молдавского танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнений на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8–16 тактов из двух-трех пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.

Методическая разработка «Заманчивый мир танца» рассчитана на 4 года обучения.

Приём детей в группы проходит без специального отбора. Единственное условие – медицинская справка об общем состоянии учащегося и разрешение на физическую нагрузку.

Режим занятий и возраст:

Для I –го года обучения занятия проводятся по 2 академических часа в неделю, возраст детей 12- 13 лет.

Для II-го года обучения занятия проводятся по 3 академических часа в неделю, возраст детей 13- 14 лет.

Для III- го года обучения занятия проводятся по 3 академических часа в неделю, возраст детей 14- 15 лет.

Для IV- го года обучения занятия проводятся по 3 академических часа в неделю, возраст детей 15- 16 лет.

Количество детей в группе 12- 14 человек.

 Главная цель:   Раскрытие творческих способностей, активация потенциала детей, приобщение учащихся к культуре, традициям и обычаям разных народов.

Цели и задачи:

  • открыть в детях творческое самосознание;
  • приобщить их к культурным ценностям;
  • побуждать к созидательному труду в учебной и досуговой деятельности.
  • дать основополагающие знания по народно-сценическому танцу;
  • развить физические качества, умственную активность, суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений;
  • научиться работать в паре и танцевальными группами;
  • воспитать способность воспринимать любое задание педагога;
  • воспитание любви к национальным танцам и к танцам разных народов мира.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса

В результате изучения курса: «Заманчивый мир танца» учащиеся должны

Знать:

  • основной понятийный терминологический аппарат по хореографии;
  • работу суставно-связочного аппарата;
  • специфику построения танцевальных комбинаций;
  • манеру исполнения упражнения и характер изучаемой национальности;

Уметь:

  • различать лексику разных народностей;
  • применять знания и практические навыки в деятельности;

В Детской школе искусств учащиеся приступают к изучению этого предмета на четвёртом году обучения, при этом мальчики и девочки занимаются раздельно. Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Занятие по народно - сценическому танцу делится на две части: занятия у "станка" и на "середине.

Содержание:

1.Вводные занятия

Педагог знакомит с содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося

2.Правила исполнения упражнений

Правила исполнения упражнений в сочетании с музыкальной раскладкой, характером музыкального сопровождения. Возможные сочетания с другими движениями. Какие группы мышц движение развивает. Наиболее распространенные ошибки при исполнении движений и их предупреждение

3.Танцы народов Поволжья (татарский, русский, мордовский, марийский, башкирский, удмуртский, чувашский)

Во время занятий на середине зала большое внимание уделяется упражнениям для корпуса, ног, рук и головы в манере изучаемых народно-сценических танцев.

Проучиваются основные ходы и движения. Изучаются танцы народов Поволжья:

1.Основные положения корпуса, ног, рук и головы в женских, мужских и парных танцах.

2.Основные ходы и движения.

3.Расположения танцующих в паре.

4. Рисунки.

4.Танцы народов мира

1.Основные положения корпуса, ног, рук и головы в женских и мужских танцах.

2.Основные ходы и движения.

3.Движения кистей рук.

4.Основные положения и движения рук.

5.Движения плеч.

6.Движения головы.

7.Перегибы корпуса.

8.Повороты.

5.Экзерсис у станка

Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата.

В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.

Раздел включает в себя маленькое и большое приседание, выдвижения ноги вперёд, в сторону, назад, повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие  народно-сценического   танца. Каждый  урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90*, большие броски.

6.Этюды на середине зала

   Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.

Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.

7. Прыжки      

1.Прыжки на двух ногах (Из VI позиции в V)

2.По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами

8. Вращения

1.  На месте по VI позиции на полупальцах

2.   С поджатыми ногами (Русский бег)

3.   Прыжки на двух ногах (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами).

3.  «Блинчики» (по диагонали)

9. Интегрированные занятия

   Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту.

10. Репетиционно-постановочная работа.

Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы.

 

На первом году обучения учащиеся знакомятся с системой народно – сценического танца, основными этапами его развития.

Все упражнения и движения народно – сценического танца первоначально исполняются в «чистом» виде.

По мере усвоения правильного исполнения этих упражнений и движений на них составляются несложные комбинации.

На I-ом этапе воспитывается способность правильно, точно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Для этого используются лирические хороводные, быстрые плясовые мелодии народов Поволжья и народов мира.

Этюды на середине зала: мордовский, марийский.

На втором году обучения по народно-сценическому танцу изучаются более усложнённые движения у станка и на середине зала.

       По мере усвоения у станка, некоторые комбинации выносятся на середину зала и исполняются в координации с движениями корпуса, рук и головы.

Вводится большее разнообразие ритмических рисунков, рекомендуются танцевальные комбинации, направленное на развитие техники, координации, выразительности исполнения.

На II-ом этапе воспитывается умение понимать интонации музыкальной темы и передавать их звучание в танце.

Используются лирические хороводные, быстрые плясовые мелодии народов Поволжья и народов мира.

Этюды на середине зала: татарский лирический, башкирский.

На третьем году обучения по народно-сценическому танцу на практических занятиях основное внимание уделяется развитию танцевальной выразительности исполнителей, способности в яркой, эмоциональной форме передавать характер и особенности танцев различных национальностей.

Этот год обучения предлагает дальнейшее изучение элементов у станка: вводится упражнения с работой опорной ноги. В связи с этим включается в работу группы других мышц и у суставов коленного и коленостопного увеличивается объём физической нагрузки. Активней работают руки, добавляются перегибания корпуса.

Идет усложнение музыкальных произведений.

На третьем этапе воспитывается способность творчески и увлечённо воплощать характер музыки, её ритмическое, интонационное, национальное своеобразие.

Лирические хороводные, быстрые плясовые мелодии народов Поволжья и народов мира.

Этюды на середине зала: узбекский, памирский.

Четвертый год обучения - завершающий. Изучение новых движений осуществляется на базе совершенствования пройденного материала. В исполнении движений важным является сочетание чистоты и выразительности. Упражнения у станка усложняются. Время отведённое на станок сокращается и занимает ¼ часть времени, ¾ части времени отводится для работы на середине зала. В этом году обучения на ряду с воспитанием выносливости, силы и устойчивости воспитывают более свободное

владение корпусом, движениями головы. Они должны быть пластичными и выразительными. Изучаются синкопируемые элементы.

Для музыкального оформление урока берутся сложные музыкальные произведения двух-, трёх- частные с разнообразными ритмами, включая синкопированный материал.

На IV-ом этапе необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, так как оно даёт эмоциональную основу танцу, представление о национальном колорите музыке разных народов, способствует образному её восприятию.

Этюды на середине зала: венгерский, испанский.

Итак, данная методическая разработка способствует реализации основных идей и целей системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • сохранение и охрана здоровья детей

Использованная литература:

1.Борзов А. Народно-сценический танец. – М., 1987.

2.Власенко Г. Сочинение танцевальных комбинаций. Методическое пособие. – М., 1986.

3.Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: Изд-во Сам. ун-та, 1992.

4.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. – М.: Искусство, 1976.

5.Иноземцев Г. Народные танцы. – М., 1971.

6.Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981.

7.Лопухов Ю., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – Л.-М., 1959.

8.Стукалина Н. Четыре экзерсиса. – М.: Изд-во РТО, 1972.

9.Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.

10.Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

11..Горшков В. Н. Методическое пособие по теории и методике преподавания народно- сценического танца. Казань- 1998

12.Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968.

13.Гасапов К. Азербайджанский народный танец. – М.: Искусство, 1978.

14.Гаскаров Ф. Башкирские танцы. – Уфа, 1978.

15.Гребенщиков С. Белорусские танцы. – Минск: Наука и техника, 1978.

16.Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. – М., 1967.

17.Горшков В. Н. Методическое пособие по теории и методике преподавания народно - сценического танца. Казань- 1998.