«Заманчивый мир народно-сценического танца», методическая разработка. |
Содержание - Дополнительное образование |
Халиуллина Эльмира Минегасимовна, преподаватель хореографии, высшей квалификационной категории; Мадьярова Эльвира Минегасимовна, преподаватель хореографии, высшей квалификационной категории, МБУ ДО «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Дата публикации: 25.05.2018 Заманчивый мир народно-сценического танца.
Изучив и проанализировав программы по народно - сценическому танцу для школ искусств мы пришли к выводу, что овладеть этой программой могут лишь одарённые и отобранные дети. В своей работе мы рассматриваем работу с детьми со средними физическими способностями, но которые очень желают танцевать. Практика первых лет работы в ансамбле показывает, что использование традиционных программ своей сложностью отбивает у детей охоту и желание танцевать. Во- первых - усвоение традиционных программ сложно ещё и в том, что специфика нашей работы заключается в проведении занятий с целым классом без специального отбора. Во- вторых - ежегодно выезжая, наблюдая хореографические конкурсы, фестивали, выступления различных ансамблей всё больше и больше мы обращаем внимание на неграмотное, неточное исполнение танцевальных па народно – сценического танца. Хочется уделить больше внимание точности исполнения техники танца. Народная хореография требует к себе особого внимание. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующиеся на основе культурно-бытовых традиций. Танец - искусство многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литератур Предмет «Народно-сценический танец» предусматривает освоение техники исполнения народного танца, эмоционального развития выразительности актёрских данных, знакомит с национальной пластической и музыкальной культурой разных народов. Танцевальная культура народов Поволжья и Приуралья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В тоже время в танцах поволжских народов много общего. Опыт показывает, что занятия народно – сценическим танцем полезны для всех детей, как для способных к танцу, так и для менее одаренных, как для хорошо развитых физически, так и для слабых, неловких, неуверенных в себе. Такие дети заметно выправляются, становятся более активными, оживлёнными. Изучив национальные танцы, культуру, традиции народов, национальные игры с использованием элементов танца у нас возникла необходимость применить в своей работе метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств такие как: хореографическое, изобразительное, театральное, а так же музыкальное, вокальное, инструментальное исполнительство и технологию. Благодаря внедрению методов интеграции мы заметили в наших воспитанниках развитие таких положительных качеств как стремление познания национальной культуры, достижения поставленной цели, их социальную активность, собранность и интерес к творчеству. Итогом данного эксперимента явилось создание методической разработки по народно сценическому танцу «Заманчивый мир танца». Актуальность данной методической разработки в том, что интегрированные занятия оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса. В современных условиях актуальной является проблема возрождения культурного наследия и вопроса воспитания у детей чувства национального самосознания. Данная разработка знакомит воспитанников с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы татарского, русского, украинского, молдавского танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнений на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8–16 тактов из двух-трех пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей. Методическая разработка «Заманчивый мир танца» рассчитана на 4 года обучения. Приём детей в группы проходит без специального отбора. Единственное условие – медицинская справка об общем состоянии учащегося и разрешение на физическую нагрузку. Режим занятий и возраст: Для I –го года обучения занятия проводятся по 2 академических часа в неделю, возраст детей 12- 13 лет. Для II-го года обучения занятия проводятся по 3 академических часа в неделю, возраст детей 13- 14 лет. Для III- го года обучения занятия проводятся по 3 академических часа в неделю, возраст детей 14- 15 лет. Для IV- го года обучения занятия проводятся по 3 академических часа в неделю, возраст детей 15- 16 лет. Количество детей в группе 12- 14 человек. Главная цель: Раскрытие творческих способностей, активация потенциала детей, приобщение учащихся к культуре, традициям и обычаям разных народов. Цели и задачи:
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса В результате изучения курса: «Заманчивый мир танца» учащиеся должны Знать:
Уметь:
В Детской школе искусств учащиеся приступают к изучению этого предмета на четвёртом году обучения, при этом мальчики и девочки занимаются раздельно. Народно - сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Занятие по народно - сценическому танцу делится на две части: занятия у "станка" и на "середине. Содержание: 1.Вводные занятия Педагог знакомит с содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося 2.Правила исполнения упражнений Правила исполнения упражнений в сочетании с музыкальной раскладкой, характером музыкального сопровождения. Возможные сочетания с другими движениями. Какие группы мышц движение развивает. Наиболее распространенные ошибки при исполнении движений и их предупреждение 3.Танцы народов Поволжья (татарский, русский, мордовский, марийский, башкирский, удмуртский, чувашский) Во время занятий на середине зала большое внимание уделяется упражнениям для корпуса, ног, рук и головы в манере изучаемых народно-сценических танцев. Проучиваются основные ходы и движения. Изучаются танцы народов Поволжья: 1.Основные положения корпуса, ног, рук и головы в женских, мужских и парных танцах. 2.Основные ходы и движения. 3.Расположения танцующих в паре. 4. Рисунки. 4.Танцы народов мира 1.Основные положения корпуса, ног, рук и головы в женских и мужских танцах. 2.Основные ходы и движения. 3.Движения кистей рук. 4.Основные положения и движения рук. 5.Движения плеч. 6.Движения головы. 7.Перегибы корпуса. 8.Повороты. 5.Экзерсис у станка Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата. В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений. Раздел включает в себя маленькое и большое приседание, выдвижения ноги вперёд, в сторону, назад, повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 90*, большие броски. 6.Этюды на середине зала Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца. Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца. 7. Прыжки 1.Прыжки на двух ногах (Из VI позиции в V) 2.По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами 8. Вращения 1. На месте по VI позиции на полупальцах 2. С поджатыми ногами (Русский бег) 3. Прыжки на двух ногах (по 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами). 3. «Блинчики» (по диагонали) 9. Интегрированные занятия Интеграция четырех предметов: литературы, хореографии, изобразительного искусства и музыки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, в мир танца, помогают развитию тонкого эстетического вкуса, умения понимать и ценить искусство и красоту. 10. Репетиционно-постановочная работа. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с системой народно – сценического танца, основными этапами его развития. Все упражнения и движения народно – сценического танца первоначально исполняются в «чистом» виде. По мере усвоения правильного исполнения этих упражнений и движений на них составляются несложные комбинации. На I-ом этапе воспитывается способность правильно, точно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Для этого используются лирические хороводные, быстрые плясовые мелодии народов Поволжья и народов мира. Этюды на середине зала: мордовский, марийский. На втором году обучения по народно-сценическому танцу изучаются более усложнённые движения у станка и на середине зала. По мере усвоения у станка, некоторые комбинации выносятся на середину зала и исполняются в координации с движениями корпуса, рук и головы. Вводится большее разнообразие ритмических рисунков, рекомендуются танцевальные комбинации, направленное на развитие техники, координации, выразительности исполнения. На II-ом этапе воспитывается умение понимать интонации музыкальной темы и передавать их звучание в танце. Используются лирические хороводные, быстрые плясовые мелодии народов Поволжья и народов мира. Этюды на середине зала: татарский лирический, башкирский. На третьем году обучения по народно-сценическому танцу на практических занятиях основное внимание уделяется развитию танцевальной выразительности исполнителей, способности в яркой, эмоциональной форме передавать характер и особенности танцев различных национальностей. Этот год обучения предлагает дальнейшее изучение элементов у станка: вводится упражнения с работой опорной ноги. В связи с этим включается в работу группы других мышц и у суставов коленного и коленостопного увеличивается объём физической нагрузки. Активней работают руки, добавляются перегибания корпуса. Идет усложнение музыкальных произведений. На третьем этапе воспитывается способность творчески и увлечённо воплощать характер музыки, её ритмическое, интонационное, национальное своеобразие. Лирические хороводные, быстрые плясовые мелодии народов Поволжья и народов мира. Этюды на середине зала: узбекский, памирский. Четвертый год обучения - завершающий. Изучение новых движений осуществляется на базе совершенствования пройденного материала. В исполнении движений важным является сочетание чистоты и выразительности. Упражнения у станка усложняются. Время отведённое на станок сокращается и занимает ¼ часть времени, ¾ части времени отводится для работы на середине зала. В этом году обучения на ряду с воспитанием выносливости, силы и устойчивости воспитывают более свободное владение корпусом, движениями головы. Они должны быть пластичными и выразительными. Изучаются синкопируемые элементы. Для музыкального оформление урока берутся сложные музыкальные произведения двух-, трёх- частные с разнообразными ритмами, включая синкопированный материал. На IV-ом этапе необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального сопровождения. Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, так как оно даёт эмоциональную основу танцу, представление о национальном колорите музыке разных народов, способствует образному её восприятию. Этюды на середине зала: венгерский, испанский. Итак, данная методическая разработка способствует реализации основных идей и целей системы дополнительного образования детей:
Использованная литература: 1.Борзов А. Народно-сценический танец. – М., 1987. 2.Власенко Г. Сочинение танцевальных комбинаций. Методическое пособие. – М., 1986. 3.Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: Изд-во Сам. ун-та, 1992. 4.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. – М.: Искусство, 1976. 5.Иноземцев Г. Народные танцы. – М., 1971. 6.Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. 7.Лопухов Ю., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – Л.-М., 1959. 8.Стукалина Н. Четыре экзерсиса. – М.: Изд-во РТО, 1972. 9.Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. 10.Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996. 11..Горшков В. Н. Методическое пособие по теории и методике преподавания народно- сценического танца. Казань- 1998 12.Васильева Е. Танец. – М.: Искусство, 1968. 13.Гасапов К. Азербайджанский народный танец. – М.: Искусство, 1978. 14.Гаскаров Ф. Башкирские танцы. – Уфа, 1978. 15.Гребенщиков С. Белорусские танцы. – Минск: Наука и техника, 1978. 16.Захаров Р. Работа балетмейстера с исполнителями. – М., 1967. 17.Горшков В. Н. Методическое пособие по теории и методике преподавания народно - сценического танца. Казань- 1998. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».