Методические рекомендации «Работа в ансамбле как условие развития музыкально-творческого потенциала личности в процессе дополнительного образования» |
Содержание - Дополнительное образование |
Козырева Юлия Александровна, преподаватель фортепиано, муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района республики Татарстан. Дата публикации: 07.06.2018 Методические рекомендации «Работа в ансамбле как условие развития музыкально - творческого потенциала личности в процессе дополнительного образования» Все мы знаем, что ансамбль - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы , как для домашнего музицирования, так и для обучения и концертных выступлений. Сейчас этот вид музицирования также набирает популярность, позволяя участвовать в конкурсах различного уровня. Учащиеся со средними музыкальными данными часто заканчивают обучение, так и не сыграв на фортепиано серьезных, ярких произведений, которые им недоступны в плане фактуры, технических трудностей, большого объема. А благодаря ансамблю они имеют возможность ознакомится с интересными произведениями в облегченной фактуре. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию – специфических способностей музыканта: всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического), ритмического чувства, памяти, двигательно- моторных навыков. В начале занятий музыкой я стараюсь заинтересовать ребенка, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле с педагогом. Уже с первых занятий, с простейших музыкальных примеров я с учащимися начинаю играть в 4 руки, ребенок при этом знакомится с диапазоном фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки часов, животных, эффекты эха и т.д. 1. Одной из важных задач работы в ансамбле с учащимися я считаю, является подбор участников, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитываю межличностные отношения участников ансамбля. Благоприятный морально- психологический климат в ансамбле- залог успешной работы. 2. При выборе репертуара стараюсь учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка, темперамент, его интересы. Стремлюсь к тому, чтобы ученики осваивали произведения разнообразной тематики. Пьесы разные по характеру (подвижная и кантиленная) с большим интересом принимаются детьми в работу и дают мне возможность сосредоточить внимание учеников на разных сторонах ансамблевой техники- мелодической и ритмической. Начинаю занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Дети проявляют повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствуют собственной беспомощности, а получают удовольствие от результатов своей работы. Партии ансамбля сначала разучиваю отдельно с каждым, подбираем удобную аппликатуру, штрихи, динамику. Ученики очень любят прослушать новое произведение в записи или в исполнении преподавателей. Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность- единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм, помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным. Синхронность является первым техническим требованием игры. Я объясняю своим учащимся, что нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку. Что умелое использование динамики, выбор того или иного штриха помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показывает особенности формы произведения. При четырехручной игре за одним инструментом учу «делить» исполнителей клавиатуру так, чтобы не мешать друг другу, слушать не только свою партию, но и партию партнера. Педаль появляется в работе над ансамблем несколько позже. Педализирует произведение исполнитель второй партии, так как обычно она служит фундаментом (бас, гармония) мелодии, чаще всего проходящей в верхних регистрах. При этом ему необходимо очень внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его исполнительские «интересы». Это умение слушать не только то, что сам играешь, а одновременно и то, что играет партнер- общее звучание обеих партий, сливающихся в органически единое целое - основа совместного исполнительства во всех его видах. Я считаю, что важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников. Тогда возникнут и наиболее благоприятные условия для роста художественной фантазии, воображения. Долгое время я работала концертмейстером со скрипачами, поэтому одним из интереснейших разделов в работе с учащимися считаю работу над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов. В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Особое значение приобретают три звучания: 1. каждого инструмента в отдельности, 2. в ансамбле, 3. всего ансамбля. Звучание в ансамбле определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Аккомпанирующий инструмент, в данном случае это фортепиано, должен знать не только свою партию, но и партию солирующего инструмента, слышать всю музыкальную ткань произведения. Где-то поддержать динамикой скрипача, а где-то уступить ему солирующую партию. И конечно, заключительным этапом в работе становится выступление на концерте, экзамене, конкурсе, где происходит проверка и оценка приобретенных навыков музицирования в ансамбле. Совместные выступления положительно влияют на психику, избавляя исполнителей от ощущения одиночества на сцене, психологически раскрепощают их, повышают чувство уверенности в себе, в своих силах.
Таким образом, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, я могу сделать следующее заключение: 1.раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специфических сведений ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта; 2.ансамблевое музицирование способствует развитию комплекса специфических способностей: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков; 3.ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе. Благодаря ансамблевому музицированию расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения. Ученики с большим желанием играют в ансамбле, слушают друг друга, стараются поддержать, ответственно относятся к исполнению своей партии. Совместное исполнение произведения дает им уверенность в своих силах, радость объединенных усилий. Когда учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость взаимной поддержки, я считаю, занятия в ансамбле дали принципиально важный результат. Список использованной литературы
1. Баринова М.И. О развитии творческих способностей ученика. – МузГиз, 1961. 2. Гончарова Н. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. – «Феникс». Р-н-Д, 2002. 3. Крюкова В. Музыкальная педагогика. – «Феникс». Р-н-Д, 2002.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».