Роль народного танца в раскрытие нравственных качеств личности обучающихся - статья |
Содержание - Дополнительное образование |
Галлямова Гульчачак Раисовна, педагог дополнительного образования, МАУДО ДДТ «Балкыш» с. Высокая гора, высокогорский район РТ.
Дата публикации: 07.06.2018
Роль народного танца в раскрытие нравственных качеств личности обучающихся Проблемы эстетического и духовно-нравственного воспитания - непреходяще актуальные проблемы. Российское общество переживает кризис сознания современных молодых людей, изменение в ценностных ориентациях подрастающего поколения, различные формы деструктивного поведения. Нельзя не отметить примитивизацию и стандартизацию вкусов и потребностей. Духовно-нравственное воспитание недооценивается и отстает от современного образования. Воздействие красотой, заложенной в искусстве, является средством формирования духовных и нравственных качеств личности. Искусство помогает человеку глубже постичь сложность мира и человеческих отношений, вооружает его яркостью чувств, формирует моральные принципы и нормы и предполагает возможность воздействовать на мировоззренческую концепцию личности человека. Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия – словом скульптура – пластическими материалами, музыка – звуками, а танец – движениями. Танец, в отличии от представленных искусств живописи, скульптуры и других, которые обладают средствами объективного изображения действительности представляет собой искусство выражения действительности представления чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В настоящее время танец занимает особое место в формировании и развитии личности подрастающего поколения. Искусство танца способствует повышению эстетической, художественной и духовно-нравственной культуры молодежи. Трудно было бы представить себе общество, если бы оно было лишено танцевального искусства. И, тем не менее, несмотря на интерес к этому виду искусства и многочисленности исследований о танце и теорий его происхождения, исследователи далеки от однозначного толкования сущности этого явления, следует все же сделать несколько замечаний по поводу трактовки специалистами самого понятия «танец». Прежде всего подчеркнем, что не существует общепризнанного строго научного определения понятия «танец». И, тем не менее, следует, очевидно, отвлечься от достаточно абстрактных определений, 1)что танец - это вид искусства в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела 2) «танец - это средство выражения эмоций путем постоянной смены движений, подчиненных определенному ритму» По словам А. А. Борзова, «танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством». Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его Также А. Фомин предлагает следующее определение: «Танец - это вид творческой деятельности человека, предназначенный для игрового воздействия на самого исполнителя либо зрелищного эффекта, достигаемых путем жестов, имитации, ритмической смены поз и па, некоего образного языка, способного передавать эмоциональное состояние человека» А тем временем творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека. Увы часто под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур подрастающее поколение ориентирует свои взгляды. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию. Поэтому в данный период жизни необходимо продолжать процесс ознакомления, просвещения и приобщения в сферу национальной культуры средствами национального искусства. В данном случае может послужить, как инструмент культуры, искусство народного танца. Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Народный танец многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Приобщать современных подростков к ценностям народного танца можно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности. Народный танец является тем средством с помощью которого подростки могут нравственно формировать свою личность, внутреннюю культуру, внутренний духовный мир. С помощью народного танца подростки могут успешно приобщаться к культуре общения и поведения, познавать национальные традиции Каждый народный танец – это история народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало. Издревле танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. Менялся только характер этих сочиненных народом произведений. Народный танец жил не изолированно. Он – равноправный член большой семьи, где были тесно связаны песня, музыка, сказка, былина. От них он воспринял методическую напевность и особую образность. Многие народы мира и сейчас танцую в сопровождении песни. Танец помогает раскрывать содержание песни в движениях, композициях, что особенно важно при исполнении бытовых сцен, свадебных обрядов и т.д. Позже народный танец обрел самостоятельную жизнь: в своей пластике он без слов рассказывал о жизни народа, его истории, заботах. Но это не значило, что утрачены самобытность, отличительные особенности, имеющие прямое отношение к народу, его создавшему. Н.В.Гоголь предлагал своим читателям: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, немец не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянен, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого - бесчувственный; у одного - бешеный, разгульный, у другого - спокойный; у одного - напряженный, тяжелый, у другого - легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и больного также безграничная воля и поэтическое самозабвение отражают в танце так же негу, страсть и ревность» .Говоря о народных танцах, необходимо отметить, что в живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Именно поэтому наиболее плодотворных результатов следует ожидать в той среде, где применяется обучение хореографии в комплексе с другими способами гармоничного развития личности. Поскольку хореография тесно связана с музыкой, литературой, декоративно-прикладным искусством, живописью, то в формировании нравственного сознания и эстетической воспитанности важна установка на восприятие произведений искусства различных жанров. Таким образом, полихудожественный подход к освоению танцевальной культуры подразумевает создание синкретичной атмосферы искусства. На основе интеграции хореографии с другими видами искусства происходит формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер личности. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».