Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2971835
Методические рекомендации по организации работы тренера-преподавателя ДЮСШ
Содержание - Дополнительное образование

Белуженкова Ольга Анатольевна, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике; Белуженков Игорь Николаевич, старший тренер-преподаватель МБУ ДО «ДЮСШ №1» НМР РТ, город Нижнекамск, республика Татарстан. 
Этот материал предназначен для завучей и тренеров-преподавателей ДЮСШ. Здесь рассматриваются организационные моменты труда тренеров, система многолетней спортивной подготовки по группам, а также изучается воспитательная роль тренера и предоставлено планирование работы тренров-преподавателей.

 


 

Дата публикации: 07.06.2018


«Тренер – это не только профессия и не просто должность.

Это призвание души, желание и способность

отдавать всего себя ученикам и быть рядом с ними всегда».

 

ЗТ СССР В.В.Громыко

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ.

Спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы программам дополнительного образования детей.

В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения.

Непосредственно к компетенции спортивной школы, как образовательного учреждения относятся следующие вопросы:

  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • разработка и утверждение рабочих программ курсов и дисциплин;
  • разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных планов;
  • установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
  • самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты;
  • осуществление текущего контроля над физическим развитием и успеваемостью по реализуемым программам обучения.

Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
  • за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивная школа реализует следующие положения:

  • участие в реализации единой политики в области физической культуры и спорта;
  • осуществление физического воспитания детей;
  • организация спортивных соревнований и других мероприятий физкультурно-спортивной направленности;
  • формирование сборных команд территорий и обеспечение подготовки резервов для сборных команд по различным видам спорта;
  • применение Единой всероссийской спортивной классификации и присвоение спортивных разрядов и званий;
  • участие в составлении единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Занятия в спортивной школе могут проводится по образовательным программам (при наличии лицензии на образовательную деятельность):

  • разрабатываемых и утверждаемых учреждением на основе примерных программ по видам спорта допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта
  • рекомендованным Федеральным органом управления в сфере образования
  • авторским программам, разработанным педагогическими работниками физической культуры и спорта, утверждаемым Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

Минимальный возраст зачисления детей в спортивную школу определяется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей. При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста. Для этого необходимо – наличие письменного заявления одного из родителей /законного представителя/, ребенка; наличие образовательной программы для детей данного возраста; сохранение спортивной школой набора детей в группы начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой; наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с данными группами специального физкультурного образования или звания МС России.

В целях предупреждения нарушения здоровья у обучающихся спортивных школ следует предусматривать:

  • диспансерное обследование не менее двух раз в год;
  • дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы;
  • контроль за использованием обучающимися фармакологических средств.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся – 18 лет /для учащейся молодежи – 21 год/. Для одаренных учащихся, показывающих высокие спортивные результаты, обучающихся в группах высшего спортивного мастерства, максимальный возраст – 28 лет. Обучающиеся спортивных школ, направленные для повышения спортивного мастерства в училища олимпийского резерва, ШВСМ, команды мастеров по игровым видам спорта, по договору между данными организациями и спортивной школой могут выступать за её команду в течение двух лет, но в списочный состав групп школы не включаются. Спортивной школе рекомендуется в течение указанного срока сохранять за тренерами-преподавателями ранее установленные надбавки /доплаты/ за подготовку данных спортсменов.

Выпускником ДЮСШ является воспитанник, окончивший учебно-тренировочный этап. Таким образом, срок обучения в ДЮСШ определяется 9-10 годами. Выпускником СДЮШОР является воспитанник, окончивший этап спортивного совершенствования, и срок обучения определяется 12-13 годами.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ТРЕНЕРА.

Трудно дать единые рекомендации, как правильно организовать труд, чтобы он всегда был эффективным: слишком сложна и многогранна деятельность тренера.

  • Планирование и организация личной деятельности тренера. Планирование тренировочных занятий на месяц, неделю, отдельное занятие, начинается с анализа объема и интенсивности тренировочных нагрузок, методов тренировки.
  • Теоретическая подготовка. Освоение тренером передового опыта. Главное здесь мотив профессионального самосовершенствования. Выделим три уровня самообразования – развитие умственной деятельности человека вообще, образование, совершенствование индивидуальной внутренней деятельности, формирующей личность.
  • Применение передового опыта. Здесь нельзя подходить механически, нужен творческий подход с учетом условий работы.
  • Контроль и подведение итогов по этапам работы.

Форма и система оплаты труда, установление надбавок и доплат работникам спортивной школы регулируется непосредственно учреждением в соответствии с трудовым законодательством. Для расчета заработной платы тренерам-преподавателям руководители спортивных школ ежегодно на начало учебного года /или календарного/ утверждают тарификационные списки по установленной форме.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы /нормируемая часть педагогической работы/ тренерам-преподавателям устанавливается в объёме 18 часов в неделю.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА.

Данный вид работы не входит в перечень прямых тренерских обязанностей. Но научно-методическая работа – это высокая степень в мастерстве тренера, это показатель его зрелости и настоящего опыта.

  • Литературные источники. Вся работа по конспектированию литературных источников, ведению картотеки, рецензированию, составлению аннотаций должна быть подчинена единой цели – критическому осмыслению, выявлению сходства и противоречий, и причин.
  • Научные и педагогические исследования. Создавая экспериментальные условия и сравнивая затем эффективность использования различных средств и методов тренировки можно повлиять на формирование тренировочного процесса.
  • Целенаправленное наблюдение. Развитие мышечного /моторного/ восприятия. Именно тогда тренер фиксирует в моторной памяти объект наблюдения.
  • Беседа, анкетирование, анализ.

СИСТЕМА МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Организационная структура многолетней спортивной подготовки основывается на реализации определенных этапов подготовки. Спортивная подготовленность учеников должна расти из года в год, должна быть не только круглогодичной, но и многолетней, с регулярным проведением тренировочных занятий и систематическим участием в соревнованиях.

 

Спортивно-оздоровительный этап.

Основная задача – расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности. Является основным этапом подготовки для ДЮСШ.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами технических навыков в избранном виде сорта;
  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи;
  • овладение теоретическими основами физической культуры и навыков самоконтроля.

Спортивно-оздоровительные группы формируются: из вновь зачисляемых воспитанников в спортивную школу, и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта.

 

 

Этап начальной подготовки.

Основная задача – базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации, рассчитан на 2-3 года. Является основным этапом как для ДЮСШ, так и для СДЮШОР.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • стабильность состава обучающихся. Уровень потенциальных возможностей, обучающихся в избранном виде спорта;
  • динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности обучающихся;
  • уровень освоения основ техники в избранном виде спорта;
  • освоение теоретического раздела программ, навыков гигиены и самоконтроля.

Порядок отбора в группы начальной подготовки устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности.

 

Учебно-тренировочный этап.

Основная задача – специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта, рассчитан на 4-5 лет. Является основным этапом как для ДЮСШ, так и для СДЮШОР.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • состояние здоровья;
  • уровень физической подготовленности обучающихся;
  • динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
  • выполнение нормативов спортивных разрядов согласно программным требованиям;
  • освоение теоретического раздела программы.

На учебно-тренировочный этап зачисляются практически здоровые обучающиеся, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими разрядных требований, контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами.

 

Этап спортивного совершенствования.

Основная задача – совершенствования спортивного мастерства, рассчитан на 2-3 года. Для ДЮСШ рекомендуется при наличии условий и возможностей, для СДЮШОР является основным этапом подготовки.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • уровень общего и специального физического развития, и функционального состояния организма обучающегося;
  • динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
  • зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства и в команды мастеров /по игровым видам спорта/.

На этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже КМС России, по игровым видам спорта – не ниже 1 юношеского разряда. Списочный состав данных групп согласуется с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом.

 

Этап высшего спортивного мастерства.

Основная задача – реализация индивидуальных возможностей. Рекомендуется при наличии условий и возможностей как для ДЮСШ, так и для СДЮШОР.

Критерии, используемые при анализе работы группы на данном этапе:

  • стабильность успешных результатов выступлений во всероссийских и международных соревнованиях;
  • достижение результатов уровня сборных команд России.

На данный этап зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта Российской Федерации и показывающие стабильные высокие результаты /на уровне норматива МС России/. Списочный состав данных групп согласуется с соответствующими местными и региональными органами управления физической культурой и спортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией спортивной школы для каждого вида спорта индивидуально.

Анализируя собственный педагогический опыт, хочется отметить, что на этапе начальной подготовки не только важно знать, чему учить и как учить, не менее важно больше знать о том, кого учить, согласно новым требованиям, диктуемым современным спортом.

Важно знать о способностях своих учеников к избранному виду спорта, выявить их перспективу. Среди детей нет бесперспективных воспитанников, просто у каждого есть своя предрасположенность к тому или иному виду спорта. Особенности телосложения, отличия в уровне силы, быстроты, выносливости, силы воли – в определенной степени уже дадут полчок к выбору вида спорта.

Физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. В качестве задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма человека.

Чтобы судить правильно о своих учениках, не стоит надеяться лишь на свои наблюдения, обратите внимание на показатели индивидуальных особенностей ученика.

Утверждение списочного состава групп начальной подготовки, спортивно-оздоровительных групп /вновь набираемых/ производится в течение одного месяца с начала учебного года.

Наполняемость учебных групп и объём учебно-тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности в соответствии с программой обучения по виду спорта. Недельный режим учебно-тренировочной нагрузки является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки.

При объединении в одну группу обучающихся разных по возрасту и спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов.

Перевод обучающихся /в том числе досрочно/ в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить решением тренерского совета на основании критериев используемые при анализе работы группы на данном этапе, а также заключения врача по спортивной медицине.

Обучающимся, не выполнившим предъявляемые требования рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ.

 

Перспективный план подготовки /обычно в спорте составляется на 4 года «Олимпийский цикл»/.

Общий перспективный план /для группы спортсменов/ состоит из следующих разделов:

1.краткая характеристика группы

2.цели и главные задачи

3.этапы подготовки и их продолжительность

4.основные соревнования на каждом этапе

5.основная направленность тренировочного процесса по этапам

6.распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе

7.спортивно-технические показатели по этапам

8.контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсменов

9.изменения в составе команды

10.педагогический и врачебный контроль

11.места занятия, оборудование и инвентарь

Индивидуальный перспективный план включает следующие разделы:

1.краткая характеристика спортсмена

2.цель и главные задачи подготовки

3.этапы подготовки и их продолжительность

4.основные соревнования на каждом этапе

5.основная направленность тренировочного процесса по этапам /основные задачи и их значимость/

6.распределение занятий, состязаний и отдыха на каждом этапе

7.спортивно-технические показатели по годам

8.контрольные нормативы, характеризующие различные стороны подготовленности спортсмена

9.основные средства тренировки и их распределение по этапам

10.ориентировочный объём и интенсивность тренировочных нагрузок по этапам

11.педагогический и врачебный контроль

Годовой учебный план. Учебно-тренировочные занятия спортивной школой проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий, непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и /или/ по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Разнообразие применяемых в практике форм документации по планированию дает тренеру возможность выбора в соответствии со спецификой вида спорта.

Годовой учебный план включает в себя основные формы учебно-тренировочного процесса:

  • групповые учебно-тренировочные занятия
  • теоретические занятия
  • работа по индивидуальным планам
  • медико-восстановительные мероприятия
  • тестирование
  • медицинский контроль
  • участие в соревнованиях
  • учебно-тренировочные сборы
  • инструкторская и судейская практика

Для обеспечения круглогодичного учебно-тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха, учащихся в период каникул организуются оздоровительно-спортивные лагеря.

Порядок привлечения работников спортивной школы к работе в оздоровительно-спортивных лагерях определяется в соответствии с «Порядком и условиями привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждений, по проведению туристических походов, экскурсий, экспедиций и оплата их труда» приказ Минобразования России от 29 марта 1993г. №113. При проведении учебно-тренировочных сборов вне рамок оздоровительного лагеря привлечение работников может проводиться в соответствии с п.8 указанного Приложения в том же порядке, как и при проведении туристических походов.

Мезоциклы /планы на месяц/ и микроциклы /планы на неделю/. Каждый из этих планов предполагает четкую детализацию того, что было запланировано. Формы составления месячных и недельных планов могут быть различными. Во многом они зависят от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, условий подготовки, опыта практической работы тренера.

План-конспект занятия. Самый детальный план подготовки спортсмена.

Расписание занятий /тренировок/.

Расписание составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха учащихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

  • в СОГ – двух академических часов
  • в НП – двух академических часов
  • в УТГ – трех академических часов при менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю
  • в группах с нагрузкой 20 часов и более в неделю – четырех академических часов
  • в группах с нагрузкой 20 часов и более в неделю при двухразовых занятиях в день – трех академических часов.

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ.

Классификация подготовки по наиболее значимым признакам:

1.По преимущественному влиянию на те или иные компоненты готовности спортсмена

Техническая – направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства, характеризуется тем, что умеет спортсмен выполнять и как владеет техникой освоенных действий.

  • Общая техническая – направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.
  • Специальная техническая – направлена на овладение техникой движений в избранном виде спорта

Тактическая – направлена на овладение спортивной тактикой и достижение спортивного мастерства в избранном виде спорта. Это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

  • Общая тактическая – направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам
  • Специальная тактическая – направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта

Физическая – направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

  • Общая физическая – процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности
  • Специальная физическая – направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфики избранного вида спорта, ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Психологическая – совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсмена, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

  • Общая психическая – направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.
  • Специальная психическая – направлена на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретных соревнованиях.

Теоретическая /интеллектуальная/ - направлена на осмысление сути спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов и на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение высоких спортивных результатов. Это готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.

2.По характеру взаимосвязи со спортивной специализацией

Общая

Специальная

3.По степени соединения, сочетания и реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей

Интегральная – направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена – технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Является одним из важнейших факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ТРЕНЕРА.

«Личность тренера – краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов, увлечений – все, как в фокусе, сходится в личности наставника. Ребенок, если вы хотите знать, подлинный источник его непостижимого трудолюбия, в спорте живет единственно верой в тренера. Чтобы ребенок стал воспитуемым, то есть слышал тренера и был готов вступить в мир высоких идей, нужно дарить ребенку радость, счастье, потому что несчастный ребенок нравственной красоты постичь не может – ни умом, ни сердцем. Нужно сделать сердце ребенка отзывчивым, тревожным, хрупким, потому что подлинная душевная стойкость, мужество, верность принципам немыслимы именно без тонкости и хрупкости.»

Николай Григорьевич Толкачев.

Воспитание – процесс социальный. Спортсмена воспитывает все: вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего окружающие его люди – друзья, родители, тренер. Успех в тренерской работе возможен только в одном случае: если между наставником и спортсменом существует понимание. Или как говорят психологи, духовный контакт. А духовный контакт, прежде всего, предполагает интерес тренера и воспитанника друг к другу, доверие.

В наше время необходимо остро ставить вопросы о том, каким быть тренеру. Но и создавать все условия для того, чтобы тренер был интеллектуальным человеком, чтобы мог развивать собственный тренерский талант, работать над совершенствованием тренерского мастерства и как можно меньше заниматься организационными и хозяйственными проблемами. Тренер воздействует на своих воспитанников манерой говорить, умением держать себя, одеваться, спорить, шутить.

Старайтесь быть добрыми, приветливыми со спортсменами, даже при временных неудачах или огорчениях, которые они доставляют. Помните – за частую это ваши промахи /в технике, тактике, воспитании/. Тренер может сердиться на учеников, но он не должен быть обидчивым, злопамятным, обижать своих спортсменов. Нередко тренер бывает, не удовлетворён работой с группой. Причину ищет в своих воспитанниках, очевидно тренер забыл свои обязанности: искать одаренных спортсменов, разрабатывать для них программы тренировок и доказывать на практике, за что он получает заработную плату.

Нередко тренер считает, что найти нужный контакт со спортсменом ему не позволяет характер, замкнутость. Если Вы приняли решение работать тренером, то ради этого надо научиться приспосабливать свой характер к общению с коллективом. Неорганизованному тренеру трудно заставить своих учеников тренироваться прилежно и напряженно. Опоздания, исчезновение с тренировки под любым предлогом, болтовня в сторонке - вряд ли придадут воспитаннику желание тренироваться и выполнять тренировочную программу.

Каждый тренер должен выбрать определенную манеру поведения, наиболее соответствующую его характеру. Сегодня как некогда время требует внимания к личности спортсмена. Надо предвидеть, кем станет спортсмен, необходимо помочь ему выбрать определенную дорогу в жизни. Тренер просто обязан любить воспитанников, жить для них; без этого его работа не имеет смысла.

Тренер – это умение сочетать любовь и уважение к спортсменам с разумной требовательностью к ним. Требовательность дисциплинирует, заставляет воспитанников задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки. Она воспитывает самостоятельность, ответственность за себя. Спортсмены не любят не требовательных наставников. Однако в требованиях всегда должно быть чувство меры.

Хочется отметить еще одно качество – терпимость, моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, поступкам, привычкам других людей. Сложность возникает в том, что терпимость приобретается обычно с годами, /если приобретается вообще/. Молодому тренеру редко свойственна терпимость, ему присущ максимализм, уверенность в своей непогрешимости.

Патриотическое и нравственное воспитание.

Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство. Скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение, - все это должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях. Существенный положительный эффект многократно достигался на занятиях, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся. Дисциплина – это так же категория нравственности.

Правовое воспитание

Содержание правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого с целью передачи значимого комплекса сведений о правовых формах, упрочения позитивного отношения к правовым ценностям, формирования убеждений в справедливости законов и потребности неукоснительного их выполнения; выработка привычки законопослушного поведения.

Применение запрещенных медицинских препаратов.

 

Эстетическое воспитание.

Красота тела спортсмена, гармония высоко координированных движений, сочетание четкого ритма и быстроты – все это относится к области красоты. Напоминание об авторах музыки, применяемой для сопровождения выступлений спортсменов, устройство различных спортивных праздников, эстетический вид спортивного зала, стадиона, спортивная форма.   Организация экскурсий по музеям и выставочным залам.

 

Воспитание моральных качеств.

Воспитанники должны знать и понимать, что успехи в спорте, учебе, работе во многом определяются моральными и волевыми качествами. Это они обеспечивают трудолюбие, преодоление трудностей, стремление к победе.

Воспитание таких качеств как честность, принципиальность, порядочность, целеустремленность в борьбе не только за медали, а за полноценную жизнь.

Опыт спорта подтверждает: какой бы ни была причина, побудившая заняться спортом. Она непременно перерастет в стремление достигнуть больших спортивных успехов.

Практические советы: будьте сами живым примером для своих воспитанников; будьте всегда в гуще спортивные события, и готовы ответить на вопросы своих учеников; ищите точку соприкосновения с каждым учеником.

Воспитание волевых качеств.

Любое физическое или спортивное упражнение обязательно требуют проявления волевых качеств. Практической основой воспитания волевых качеств является труд.

Сила воли – главное волевое качество, определяющее все остальные волевые проявления и их уровень. Трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка и самообладание, решительность, смелость, уверенность в своих силах.