Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2801177
Меры предупреждения травм на занятиях спортивной гимнастики
Содержание - Дополнительное образование

Нуртдинова Лейсан Рашатовна, тренер-преподаватель по спортивной гимнастике, МБУ ДО «ДЮСШ №1» НМР РТ, г. Нижнекамск, республика Татарстан. 
Этот материал предназначен для тренеров-преподавателей по спортивной гимнастике. Здесь рассматриваются основные характеристики травм, причины возникновения травм, их предотвращение и первая помощь при травмах. А также здесь рассмотрены организация и методика проведения занятий, соблюдение дисциплины во время занятий, а также рассмотрены врачебный контроль и самоконтроль.

 


 

Дата публикации: 07.06.2018


ПЛАН. 

Глава I. Введение. 

Глава II. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и первая помощь. 

Глава III. Причины травматизма. 

Глава IV. Основные меры предотвращения травматизма на занятиях по гимнастике. 

Организация и методика проведения занятий.

Требования к местам проведения занятий.

Соблюдение дисциплины.

Костюмы и обувь.

Применение приемов страховки, помощи и самостраховки. 

Глава V. Врачебный контроль и самоконтроль. 

Глава VI. Заключение.


Глава I.

Введение. 

Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортивных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответствующих организационных и методических требований. Выполнение координационно сложных упражнений на гимнастических снарядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих требований всегда создает реальную угрозу срыва, падения, неудачного приземления, что может привести несчастному случаю.

Борьба со спортивным травматизмом - это борьба за создание надлежащих условий для укрепления здоровья, за всестороннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмирую! гимнаста не только физически, но и психически. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип - систематичность, понижается физическая и техническая подготовленность; спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерства гимнаста является психическая травма - гимнаст теряет уверенность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнения упражнений в полную силу7, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться не только то упражнение, при котором получил травму, но и другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу'' - тренеру приходиться тратить много времени и усилий па преодоление этого психического барьера, применяя самые разнообразные методы и приемы. Бывает и так, что педагогу гак и не удается преодолеть боязнь спортсмена перед тем или иным элементом. Итак, меры предупреждения травматизма являются не только очень важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивают последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастерства гимнастов.

Глава II. 

Травмой называется повреждение организма или отдельных органов. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности и несоблюдения требований к организации и методике проведения занятий. Травмы, которые встречаются во время занятий по гимнастике, могут быть легкими, средними и тяжелыми. Их разделяют на общие и локальные (местные). К легким травмам относятся: удары, срывы кожи ладонной поверхности кистей и др., которые не приводят к потере трудоспособности. Средние - это растяжение мышечных волокон и сухожилий, незначительные ушибы суставов и другие, которые требуют амбулаторного лечения. К тяжелым травмам относятся: переломы костей, разрывы мышц и сухожилий, сотрясение головного мозга и др., которые могут вывести гимнаста из строя на длительное время и требуют стационарного лечения. Для спортивной гимнастики характерными травмами являются повреждения верхних конечностей, а именно срывы кожи ладонной поверхности кистей, растяжение связок, повреждение запястных суставов и др.

Спортсмены, а тем более учителя физической культуры должны уметь оказать потерпевшему первую помощь, пользуясь аптечкой, которая должна быть в спортивном зале или в медицинском кабинете. Ушибы необходимо обработать хлорэтилом, охладить водой и наложить битовую повязку. До прекращения острой боли замятия надо прекратить или сменить характер тренировочной работы. Например, если ушиб не дает возможности выполнять упражнения в висе, то надо перейти к выполнению упражнения в упоре, и наоборот. Если поврежден голеностопный сустав и невозможно выполнять опорные прыжки и акробатические упражнения, надо перейти к выполнению упражнений на снарядах без соскоков. Если сорвана кожа ладонной поверхности кистей, надо срочно обработать рану раствором перекиси водорода, смазать пенициллиновой, стрептомициновой мазью и наложить бинтовую повязку. Ни в коем случае не мыть рану водой, так как можно занести инфекцию и усложнить процесс заживания. При таком повреждении занятия на снарядах, особенно в висах, надо немедленно прекратить и перейти выполнению других упражнений, не связанных с нагрузками на поврежденные участки.

При средних и особенно тяжелых травмах необходимо оказать первую помощь на месте и срочно вызвать «скорую помощь». Первой помощью в данных случаях может быть иммобилизация (приведение в неподвижность) поврежденной конечности наложением шины и обеспечение полного покоя потерпевшему. Категорически запрещается вправлять вывихи, не имея специального медицинского образования, так как это может привести к тяжелым последствиям. Если разорван кожный покров, надо немедленно остановить кровотечение и рану обработать раствором перекиси водорода или йода. После средних и тяжелых травм возобновлять занятия можно только с разрешения врача. Особенно внимательно надо относиться к травмам, связанным с ушибами и растяжением мышц и сухожилий. Возобновление занятий без соблюдения соответствующих требований может превратить эти травмы в хронические, которые очень трудно лечить.

 

Глава III. 

Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами травматизма являются:

  1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнований по гимнастике.
  2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки.
  3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов.
  4. Недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений.
  5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов.
  6. Нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования.
  7. Несоответствие одежды и обуви.

Чаще всего травматические повреждения происходят вследствие нарушения правил организации и методики проведения занятий. Неправильная организация учебно-тренировочного процесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздания на занятия, невнимательность и несерьезность. невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безопасности), а также нарушение принципов методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев.

Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не дает возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне и качественно подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вследствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожилий и т. д.

Нарушение принципов последовательности, систематичности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. Но боясь показаться несостоятельным, гимнаст не отказывается о г выполнения сложного для него упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным повреждением.

Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенного настроения, которое появляется после овладения каким-либо новым сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие - срывы и травмы.

Преподаватель должен предостеречь учеников от таких действий. Иногда гимнаст хочет тайком от преподавателя продемонстрировать перед своими товарищами какое-то сложное упражнение. Как правило он это делает до или после занятий, когда нет преподавателя. Действенным способом предотвращения этих нарушений является систематическая работа среди учащихся, воспитание у них сознательной дисциплины и ответственного отношения к занятиям.

Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гимнастике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одежде и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жерди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гимнастических снарядов и срочно устранять неисправности.

Важной причиной травматизма является и отсутствие лечебного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на занятия с плохим самочувствием из-за болезни или других отклонений в состоянии здоровья. Несмотря на это, он старается выполнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обращаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать преподавателю о плохом самочувствии.

Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей тренеров, которые еще не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыками страховки, значительно больше, чем у опытны. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчиво овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддержки и помощи во время выполнения сложных гимнастических упражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.

Устранять спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных мер предосторожности, которые составляю! содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий. Студенты специальных учебных заведений должны глубоко изучать эти методы и неуклонно придерживаться их в своей педагогической деятельности.

Организация и методика проведения занятий. Строгое соблюдение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятные условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мастерства. Соблюдение педагогического правила - от простого к сложному - обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые сложные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве.

Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разнообразных упражнений, которые требуют соответствующего уровня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнять упор руки в стороны («крест»), если у гимнаста недостаточно развита сила мышечных групп плечевого пояса, невозможно выполнить «шпагат», если гимнасту не хватает гибкости в тазобедренных суставах, нельзя выполнить сложного соскока, не обладая смелостью, и т. д. Попытки выполнить такие упражнения без соответствующей подготовки часто заканчиваются травмами. Для подготовки спортсмена выполнению сложного упражнения в методике обучения и тренировке гимнастов широко применяются так называемые специальные подготовительные и подводящие упражнения. 

Глава IV. 

Для предотвращения травматизма большое значение имеет методически правильное проведение общей и специальной разминок. Во время разминки следует всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению более сложных упражнений на снарядах. После общей разминки под руководством преподавателя обязательно надо давать индивидуальную разминку с учетом особенностей каждого гимнаста. На каждом гимнастическом снаряде следует делать специальную разминку, учитывая его особенности.

Для предотвращения спортивного травматизма надо правильно регулировать физическую нагрузку на занятиях: она должна постепенно увеличиваться, а в конце занятий снова уменьшаться. Вследствие чрезмерной нагрузки может последовать утомление, что нередко бывает причиной травм. Поэтому, дозируя нагрузку, целесообразно чередовать работу разных мышечных групп и снаряды.

Чтобы предотвратить срывы, новые сложные и опасные элементы следует изучать в начале занятий, когда гимнасты еще не чувствуют усталости. Во время изучения сложных и опасных упражнений надо широко применять разнообразные приемы облегчения - помощь, уменьшение высоты снаряда, обеспечение надежной страховки, применение страхующих средств.

Соблюдение дисциплины. Высокий уровень учебной дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения являются важным фактором предупреждения травматизма и других несчастных случаев. Статистика свидетельствует, что случаи травматизма чаще всего встречаются именно там, где воспитательная работа ведется не на должном уровне. Воспитание сознательной дисциплины - сложная и кропотливая работа. Сознательная дисциплина - это очень широкое понятие, которое включает поведение спортсмена не только непосредственно на занятиях, но и вне занятий, в быту, на производстве, в общественных местах.

Каждый гимнаст должен осознать, что любое нарушение дисциплины или правил учебно-тренировочною режима может привести к несчастному случаю и принести большой ущерб не только ему, но и учителю, всему спортивному коллективу. Сознательная дисциплина спортсмена выявляется также в выполнении правил личной гигиены, соблюдение соответствующего режима труда и отдыха, питания и сна, требований по отношению к спортивной одежде, обуви и пр.

Подготовка мест занятий, состояние спортивного оборудования и инвентаря являются важным фактором от которого зависит безопасность гимнастов во время занятий и соревнований по спортивной гимнастике. Размеры спортивного зала, его освещение и отопление, состояние гимнастических снарядов и их установление должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. При дневном свете световой коэффициент, т.е. отношение площади окон к площади пола, должен быть 1:4 - 1:5. При искусственном освещении на уровне пола должно быть не менее 80 люксов. Для проведения учебно-тренировочной работы температура воздуха в пределах 17 — 20 является оптимальной. Для постоянного поступления свежего воздуха спортивный зал должен быть оборудован нагнетательно-вытяжной вентиляцией.

Пол в гимнастическом зале лучше всего иметь деревянный, некрашеный, палубного типа. Он надежный, не скользкий, на нем можно прочно установить гимнастические снаряды.

Особое внимание перед каждым занятием надо обращать на состояние и установку снарядов, гимнастических матов и другого инвентаря. Подвесные и закрепляющие системы следует регулярно проверять, срочно устраняя мельчайшие неисправности. Снаряды надо устанавливать так, чтобы они не шатались во время работы.

Рассмотрим, как надо устанавливать каждый снаряд и элементы инвентаря.

Перекладина. Во время ее установки следует обратить особое внимание на:

прочность прикрепления перекладины к стойкам;

прочность растяжек и цепей;

прочность пластинок, к которым крепятся растяжки;

состояние самой перекладины (она должна быть чистой, сухой, ровной. без ржавчины и раковин).

Брусья. Проверяя брусья, обращают внимание па:

поверхность жердей (они должны быть сухими, гладкими, без трещин);

прочность соединения жерди со стержнем;

исправность крепящих винтов, зажимов;

вращение стержней в стойках станины:

устойчивость брусьев (всего снаряда).

Кольца и подвесные пояса. Здесь проверяют:

прочность тросов, канатов и ремней;

состояние блоков и системы крепления их к потолку;

прочность самих колец и пояса.

Гимнастическое бревно. Этот снаряд не должен шататься: винты. с помощью которых бревно удерживается па соответствующей высоте должны быть исправными.

Прыжковые снаряды (конь, козел, стол и пр.). В этих снарядах проверяют:

состояние ножек и их выдвижение:

устойчивость каждого снаряда;

состояние мостика.

Канаты, жерди, лестницы и пр. должны быть крепкими и хорошо прикрепленными к потолку.

Гимнастические маты и дорожки. Обращают особое внимание на:

состояние матов и дорожек (они должны быть целыми, ровными, без бугристостей);

правильность настила в местах приземления, а также в местах возможного падения;

плотность укладки, чтобы между ними не было щелей.

В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специальных ящиках) магнезия и канифоль, а также резиновые дорожки для разбега во время выполнения опорных прыжков. Устанавливать и убирать снаряды надо организованно, распределив обязанности между учениками.

Легкие и удобные костюмы и обувь - одно из условий безопасности учеников во время занятий и соревнований по гимнастике. На костюме не должно быть металлических острых предметов (пряжек, шпилек и пр.), они могут нанести гимнасту повреждения. Во время выполнения упражнений на снарядах кольца и перстни надо обязательно снимать с пальцев. Нельзя заниматься в тапочках на жесткой кожаной подошве, так как она скользкая, а это может быть причиной падения и серьезного повреждения во время разбега в опорных прыжках и при выполнении акробатических упражнений. Для занятий и соревнований по гимнастике предусмотрены костюм и обувь: для мужчин — майка и рейтузы (под которые обязательно надо надевать плавки), мягкие кожаные тапочки (чешки); для женщин — закрытый купальник (под который надевают плавки и бюстгальтер) и чешки. Женщины могут выступать и босиком, а мужчины (босиком) только тогда, когда они не в рейтузах, а в трусах. Некоторые гимнасты тренируются в теплых тренировочных костюмах и шерстяных носках, чтобы не переохлаждать мышцы и суставы. Это дает им возможность предотвращать травмы.

В связи с большой нагрузкой на отдельные участки опорно- двигательного аппарата используют различные защитные приспособления, чтобы предотвратить повреждения, эластичные бинты и накладки, поролоновые подкладки и т. д.

Наколенники предохраняют от повреждения голеностопный сустав во время выполнения •прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда.

Голеностопники защищают от повреждения голеностопный сустав во время выполнения прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда. Если нет специальных наколенников и голеностопников, их можно заменить медицинским эластичным или обыкновенным бинтом.

Накладки применяют во время упражнений на перекладине и брусьях разной высоты. Они предохраняют от срыва кожи с ладонной поверхности кистей. Изготовляют их из кожи или другого прочного материала. Накладки надевают на один или два пальца руки; другим концом с помощью ремня их закрепляют на лучезапястном суставе. При этом кисть руки должна быть немного согнута, чтобы не было складок во время выполнения упражнений.

Применение приемов страховки, помощи и самостраховки. Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятий страховки и помощи. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений они становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений, снимает защитные реакции, мешающие практически воспроизвести движение, образ которого создался в представлении спортсмена. Каждый гимнаст знает, какую большую роль играет в учебе доверие к тренеру, уверенность в надежности его страховки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует быстрому овладению техникой сложных упражнений, помогает гимнасту быстро создать правильное двигательное представление и сформировать двигательный навык.

Существует несколько видов страховки и помощи: собственно, страховка, помощь, проведение, подталкивание, поддержка и самостраховка.

Собственно страховка — это действия учителя, тренера или того, кто страхует, направленные на то, чтобы предупредить падение, удар или другие травматические повреждения. Страховка, как правило, совершается без предварительного захвата гимнаста за руки или другие части л ела. Но иногда во время выполнения сложного упражнения — это целесообразно сделать заблаговременно. При этом не оказывается физическая помощь для облегчения выполнения упражнения.

Помощь — непосредственное участие страхующего в облегчении выполнения упражнения. Главная задача помощи — создать надлежащие условия для быстрого овладения техникой изучаемого упражнения. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые усилия. Нельзя всю работу выполнять за гимнаста, так как у него не останется необходимых навыков для осознания упражнения. Умело оказанная помощь создает у ученика уверенность и нужные мышечно-двигательные ощущения, которые содействуют формированию двигательных навыков. По мере овладения навыками физическая помощь уменьшается до полного ее прекращения.

«Проводка» - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия тренера должны соответствовать правильным действиям ученика во время выполнения упражнения.

Подталкивание — это кратковременная помощь во время выполнения упражнения.

Поддержка — один из важных приемов помощи. Она заключается в том, что тренер (или кто-то другой) придерживает тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статистических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маху дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, повороту кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений — упора руки в стороны на кольцах — «креста» или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности. А также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, быстрота реакции и т.д.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проводку и поддержку уменьшают, а потом прекращают совсем, заменяя их страховкой. Когда гимнаст достигает высокого уровня спортивного мастерства и уверенно владеет обязательной и произвольной программами, желательно снять даже страховку. Правилами соревнований запрещается страховать гимнаста во время вольных упражнений, находиться между жердями во время выполнения упражнений на брусьях разной высоты или между конем и мостиком во время выполнения опорного прыжка.

Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:

1. Во время занятий объяснить учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнений.

2. Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.

З. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

4. Выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи с учетом характера упражнения, уровня физической и технической подготовленности гимнаста.

5. Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.

7. Широко применять для страховки ручные и подвесные пояса-лонжи, тренажеры, поролоновые ямы. Последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе.

8.         Применять индивидуальные и групповые способы страховки в меру необходимости.

9.         Избегать мелкой лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Страховка - очень важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникать во время выполнения упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы предотвратить травму или облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать кувырок вперед в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти за дачи можно успешно решал с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление.

Самостраховка играет большую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнение самостоятельно.

Обучение гимнастов приемам страховки и помощи является составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу во время изучения сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения, четко представить разные параметры движения (направление, амплитуду, необходимые усилия и пр.)

Обучение приемам страховки осуществляется параллельно с овладением гимнастическими упражнениями. Учитель- объяснив и показав упражнение, сразу показывает, как надо страховать во время выполнения этого упражнения, и привлекает к этому учеников.

Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена.

Сначала страхует преподаватель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а преподаватель их дублирует.

В отдельных случаях, когда исполнение упражнений безопасно, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обращать внимание учеников па строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма, т.е. требовать высокого уровня учебной дисциплины, правильного отношения к- подготовке места занятий, соблюдения правил врачебного контроля и самоконтроля, санитарии и личной гигиены, а так же правильного режима отдыха, питания и т.д.

 

Глава V. 

Систематический контроль и самоконтроль являются важным фактором предохранения учеников от спортивного травматизма во время занятий по гимнастике. Без систематического врачебного контроля невозможно успешно решать оздоровительно-гигиенические задачи в процессе занятий физической культуры и спортом. Согласно постановлению правительства, врачебный контроль является обязательным для всех, кто занимается физической культурой и спортом.

Работа по врачебному контролю со спортсменами осуществляется в сети лечебно-профилактических заведений, а также врачами-специалистами по физической культуре и в лечебно-физкультурных кабинетах и диспансерах.

Врачебный контроль заключается в том, что врач определяет состояние здоровья, уровень физического развития и тренированности, решает вопрос о допуске к занятиям или соревнованиям, определяет уровень возможной нагрузки.

Врачебные обследования подразделяются на первичные, вторичные и дополнительные. Во время первичного обследования определяют все показатели состояния здоровья и уровня физического развития. Врач дает совет физкультурнику относительно режима, назначает лечебно-профилактические процедуры.

Все физкультурники и спортсмены ежегодно проходят повторное врачебное обследование, которое дает возможность проследить за динамикой физического развития и состоянием здоровья спортсмена и определить эффективность учебно-тренировочного процесса.

После заболевания, травматических повреждений или длительного перерыва в занятиях, а также при перетренированности спортсмен должен обратиться к врачу для дополнительного обследования.

В предупреждении спортивного травматизма большое значение имеет врачебно-педагогическое наблюдение, которое проводится непосредственно во время занятий или соревнований. Они дают возможность врачу и педагогу определить реакцию организма или иных упражнений, на ту или иную нагрузку. Эти показатели определяются с помощью проверки пульса, частоты дыхания, измерения кровяного давления и веса во время занятий и т.д. В последнее время широко начали применять инструментальные методики рентгенографию, электрокардиографию, определение газообмена и пр.

В учебно-тренировочной работе спортсмена большое значение имеет самоконтроль, который следует осуществлять и в повседневной жизни. Постоянный самоконтроль дает возможность спортсмену и тренеру правильно строить учебно-тренировочный процесс, добиваться высоких спортивных результатов, предупреждать травматические повреждения. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль, но он дополняет его. Самоконтроль дает возможность своевременно заменить отклонения в организме и применить нужные методы для предупреждения нежелательных последствий. Самоконтроль имеет исключительно большое воспитательное значение, так как дисциплинирует учеников, делает учебно-тренировочный процесс глубоко осознанным. Вот почему с первых шагов спортивного пути надо приучать учеников к систематическому самоконтролю. Он состоит из учета в специальном дневнике простых показателей, которые характеризуют состояние здоровья, самочувствия. К ним относятся: пульс, дыхание, вес, спирометрия, сон, аппетит, настроение и прочее. Сначала вести дневник ученикам помогает преподаватель и врач, потом спортсмены ведут его самостоятельно, а педагог и врач контролирует. 

 

Заключение 

Травмы при занятиях физической культурой и спортом в школе надо рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудовлетворительной профилактики или ее отсутствие.

Чтобы исключить травматизм на занятиях физической культурой и спортом необходимо: систематическая воспитательная работа с занимающимися физической культурой и спортом; строгое соблюдение дисциплины, борьба с грубостью, некорректным поведением; пресечение запрещенных приемов; повышение качества судейства.

Врачи и медсестры, обслуживающие школьников, занимающихся физической культурой и спортом, должны принимать активное участие совместно с учителем физической культуры в проведение в жизнь всех перечисленных мероприятий по профилактике спортивных травм.

Очень важно, чтобы преподаватель, тренер четко следил за организацией и методикой проведения занятий, так как на него возложена ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Если педагогом будут предусмотрены все моменты, предполагающие травмы, то такой преподаватель сумеет правильно организовать место проведения занятий, подобрать верные приемы страховки.

Не менее важно объяснить детям, что травмы в первую очередь возникают в неорганизованном коллективе. Поэтому пример педагога будет зеркалом детской дисциплины.

Выполнение всех условий и требований обеспечит полноценное развитие спортсмена, его качеств, укрепление здоровья. Только такие   спортсмены могут достичь вершин спортивного мастерства и стать призерами многих соревнований. Это и будет высшей оценкой работы педагога-тренера.

 

  

Использованная литература 

1. Ю. К Гавердовский . Упражнения на брусьях В кн.:''Техника гимнастических упражнений) ' под ред . МЛ. УКРАИНА  М., «Физкультура и спорт», 1967. 

2. Теория и методика гимнастики . Под ред .В. И. Филипповича Учебник для фактов физ. воспитания пед. ин —тов . М., ”Просвещение”, 1971. - 448 с.силл, 

3. Р. П. Сальникова ” Физическое развитие школьников. М.,''Просвещение”,1968

4. В.И. Филиппович. Особенности обучения и тренировки юных гимнастов. В кн. ” Физическое воспитание в школе ”, под ред. З. И Кузнецовой М, ”Просвещение”, 1964. 

5. ”Физическая культура в старших классах“, под ред. З. И. Кузнецовой М, ”Просвещение”, 1964. 

6. П. В. Пацекин. Упражнения на брусьях разной высоты . В кн. ” Техника гимнастических упражнений”, под ред М. Л. Украина М, ' Физкультура и спорт”, 1967 

7. Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В. М Смолевского. - Зе изд, пераб., доп - М; Физкультура и спорт, 1987.-336 с. 

8. Мартовский АН Гимнастика в школе - М Физкультура и спорт, 1976 . 108 с. 

9. Петров П. К. Урок гимнастики в школе: Учеб. пособие. - Ижевск:: Изд-во Уд. Г У,1994. - 80с.

10. Юный гимнаст под ред А. М Шлеина— М: Физкультура и спорт, 1973 176 с.

11. Метин Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике: - М: Физкультура и спорт, 1989 — 224 с.