Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3068930
Статья «Методические рекомендации по организации проектной деятельности в дополнительном образовании»
Содержание - Дополнительное образование

Митрохов Данила Михайлович, педагог - организатор МБОУ ДО «Эколого-биологический центр «ЛидерЭко» го г. Уфа Республики Башкортостан. 
Актуальность данной методики выражается следующим образом. Цель политики модернизации образования, определенная проектом «Десятилетие детства», в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Основная же идея метода проекта состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, исполняя общественный запрос на социализацию школьников.

 


 

Дата публикации: 13.09.2018


Методические рекомендации по организации проектной деятельности в дополнительном образовании

Дополнительное образование в наибольшей степени способствует развитию творческого потенциала, природных возможностей ребёнка, т. е. выступает мощным средством мотивации развития личности; формирования гуманистических ценностных ориентаций. Кроме того, дополнительное эколого- биологическое образование сегодня является основой формирования нового образа жизни, гармоничного отношения человека с окружающей его природной средой, понимания сути экологических проблем и занятии каждым ответственной позиции на пути их решения. Именно экологическая культура предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывает патриотизм и гражданственность.      Интегрированный вариант изучения экологии в общеобразовательных школах часто носит формальный характер, и целый ряд вопросов остался за рамками программы «Общая биология в школе» (по анализу Б. Миркина, «Экология и жизнь №3-2002»). Поэтому до пересмотра структуры программы, роль эколого-биологических центров в образовании школьников все более возрастает.

         Для реализации образовательных проектов, необходимо четко представлять, каким должен быть выпускник учреждения дополнительного образования. Поэтому методическим кабинетом Центра был предложен «Образ выпускника».

Под ним понимается продукт совместной творческой деятельности участников педпроцесса (педагогов, учащихся, родителей), характеризующий их представления о наиболее важных личностных качествах, которыми должен обладать выпускник. Собирательный образ выпускника, выделяет четыре модели:

Первая- человек знающий- успешность обучения, навыки самообразования, познавательная активность, интеллектуальные способности, знание и соблюдение законов, норм, правил поведения.

Вторая-«человек культурный»- готовность и способность к освоению культуры, творческие способности, навыки деятельности в каком-либо виде искусств, способность к созданию культурных ценностей, интеллигентность и т.п.

Третья-«человек социальный»-способность к решению социальных проблем, самореализации, культура взаимодействия, коммуникативные способности, социальная адаптивность и т.п.

Четвертая-«человек- творческая личность»-готовность и способность быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности, наличие положительной Я- концепции, культура самовыражения, духовность, богатый внутренний мир, навыки самореализации и достижения успеха, рефлексивные способности и т.п.

Поскольку наш центр- эколого-биологический-, поэтому и основными характеристиками например интеллектуальной деятельности будут умения синтезировать и анализировать наблюдаемые процессы в природе, либо в природоохранной деятельности человека и т.п..

Основные задачи проектной деятельности.

- усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социального самоопределения школьников ;

- ориентация на консолидацию ресурсов и усилий с другими образовательными учреждениями (обеспечение полноценной подготовки школьников на основе вариативности с учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, приобретения практического опыта для обоснованного выбора направленности обучения);

- оказание психолого-педагогической помощи педагогам в реализации ими конкретного проекта.

       Актуальность данной методики выражается следующим образом. Цель политики модернизации образования, определенная проектом «Десятилетие детства», в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Основная же идея метода проекта состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, исполняя общественный запрос на социализацию школьников.

  Механизм реализации проектов состоит из двух взаимосвязанных линий.

  • Первая линия включает в себя тип действий, направленных на  реализацию плановых мероприятий.
  • Вторая линия включает в себя тип действий, направленных на развитие инновационных практик воспитания.

Формы и методы работы строятся на основании специфики подросткового периода.

1. Одна из интересных педагогических находок - разработка «серьезных» имитационных игр для подростков, которые позволяют сориентировать их в мире профессий, в мире взрослых, показать им специфику взрослого общения, взрослые проблемы.

2. Применение анкет и тестов, как в компьютерном, так и в обычном варианте. Компьютерные технологии позволяют создать тот самый важный мотив учебной деятельности (Зачем это надо?), который является определяющим у старших школьников. Дистанционные проекты.

     3. Исследовательская деятельность с решением задач проблемно- поискового характера, а также метод «мозгового штурма», когда ребята сами ставят перед собой проблемы и сами же достигают их решения.

     4. Самоуправление, которое позволяет ребятам достичь адекватной самооценки, утвердится в подростковом сообществе.

     Как методика игрового курса, используются психологические тренинги, упражнения которых подобраны с учетом подросткового возраста, их желания утвердиться и найти свое, нестандартное решение для ситуации.

     В конце каждого проекта ребятам предлагаются ток-шоу, праздники, с анализом проекта в нестандартной форме. Здесь проявляются индивидуальность и доброе отношение к сверстникам. Собственно, именно на заключительных мероприятиях и будет сделана оценка социальной компетентности школьников.

Результаты проектной деятельности.

Обучающий эффект:

- получение детьми и подростками знаний с учетом их реальных возможностей, способностей, склон­ностей, интересов и возрастных психофизиологических особенностей;

- удовлетворение потребности в самообразова­нии для разностороннего раз­вития личности;

получение, расширение и углубление знаний, умений и навыков в области экологии и биологии, ИКТ, а также смежных областях.

Воспитательный и социальный эффект:

формирование интеллектуальной, нравственной, эстетиче­ской готовности к эффективному общению;

-  формирование психологической и волевой готовности к патриотическому и гражданскому поведению.

-  мотивация к ведению здорового образа жизни, профилак­тика вредных привычек,

-  профилактика негативного поведения.

 

Этапы реализации (для любого проекта) показаны на примере реализации проекта «Альтернатива».

1 этап - Подготовительный (2015-2016 г)

-  Разработка программ проекта «Альтернатива» по отдельным на­правлениям, начало первичной ап­робации;

-  начало модернизации материально-технической базы в части обеспечения соответствия государственными стандартами оснащения кабинетов, обеспечивающих реализацию проекта;

-  повышение квалификации и переподготовка педа­гогических кадров, обеспечивающих реализацию проекта, использование информационно-коммуника­ционных технологий в образовательном процессе;

-  обновление локальной нормативно-правовой базы учреждения в соответствии с направлениями деятельности;

-исследование информации, полученной по результатам мониторинга деятельности предыдущего проекта;

- работа временного методического объединения;

- разработка плана реализации программы первого года проекта.

2 этап - Основной (2016-2017 г.)

- Продолжение модернизации материальной инфраструкту­ры учреждения, а также методического, кад­рового, информационного обеспечения мероприятий програм­мы, направленных на решение задач развития системы образо­вания и воспитания;

- апробация инновационных технологий обучения;

- совершенствование экономических механизмов оплаты труда педагогов ;

- реализация программ проекта «Альтернатива» по направлениям деятельности;

- промежуточный мониторинг;

- внесение корректировок в реализацию проекта;

- разработка плана реализации проекта «Альтернатива» на следующий период с учетом внесенных корректировок;

3 этап – Заключительный (2017-2018 г.)

Реализация мероприятий, на­правленных на анализ полученных результатов по внедрению программ проекта, инновационных технологий, а также систематиза­ция полученных результатов и достижений, постановка целей и задач на перспективу развития образовательной системы МБОУ ДОД «ЭБЦ «ЛидерЭко».

- подведение итогов реализации проекта;

- оценка эффективности реализации проекта;

- внедрение программ проекта «Альтернатива».

План реализации проекта «Альтернатива» в 2016-2018 г.

1.Оценка эффективности реализации проекта (разработаны таблицы опроса школьников)

* Изменения в мотивах занятий у детей в ходе реализации проекта (в % к числу опрошенных) Число опрошенных- 100 человек

МОТИВЫ

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Лучше узнать свои способности

20

40

71%

Приобрести практические навыки

35

55

89%

Выяснить склонности к профессии

25

60

75%

Узнать новое о мире

40

60

90%

Научиться лучше общаться со сверстниками

30

60

82%

Узнать новое о людях

20

50

82%

Открыть в себе новое

10

50

93%

 

* Изменения в нравственных качествах обучающихся в результате занятий на дистанционных курсах «Ландшафтный дизайн», элективных курсах по анатомии, по программе «Школа академика» в ходе проекта «Альтернатива» (в % к числу опрошенных ) Число опрошенных-100

КАЧЕСТВА

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Стал более уверенным в себе

50

70

83%

Возросла ответственность, самоконтроль

40

60

78%

Стал более общительным

60

80

83%

Появились исследовательские навыки

30

50

85%

Укрепилась воля

30

60

78%

Стал более организованным

40

70

78%

Стал более внимательным к людям

40

60

82%

 













2.Внедрение результатов проекта «Альтернатива»

 

шаги

мероприятия

Дата

Внедрение модульной и модульно-блочной технологии обучения;

 

Организация работы технопарка научных исследований старших школьников «Экобиотех»

декабрь 2015- май 2018 г.

Удовлетворение потребности в самообразовании

Дистанционные курсы «Ландшафтный дизайн». Участие в самоуправлении.

ежегодно

Использование информационно-коммуникационных технологий для получения знаний

 

Интернет- конкурсы «Проблемы современной экологии»;

«Олимпиада для одаренных детей»;

«Школа моей мечты» и др. интернет конкурсы разного уровня

В всего периода проекта

 

 

 

Развитие оценочной системы «портфолио» .

 

Отчетный круглый стол

«Твой личный рейтинг»

Май 2018

Совершенствование диагностических методик;

 

Проведение деловых игр,

Контрольные срезы, опросы по приведенной методике

В всего периода проекта

 

 

Внедрение игровых методик (имитационные ролевые игры)

 

 

Игра «Экологическая катастрофа. Фенол: вчера и сегодня»

Игра «Дневной дозор».

Географический квест (зимний, весенний)

Март 2016

 

 

Ноябрь 2016,декабрь 2017 март 2018

 

Таким образом, внедрение проектной деятельности   помогает подростку стать более эффективным. Раскрыть свой личностный потенциал.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить