Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3563459
Конспект занятия «Маленькая страна»
Содержание - Дополнительное образование
11.12.2018 08:39

Шуклина Татьяна Николаевна – педагог дополнительного образования. Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда» п. Айхал, Мирнинского района, Республики Саха (Якутия). 
Конспект занятия разработан с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и направлен на формирование грамматического строя речи и ознакомление детей с образованием уменьшительно-ласкательных существительных Для наилучшего усвоения темы занятия используются педагогические технологии и методы: - игровые технологии: игра «Сказка про волшебного зайца», «Большой-маленький» , «Животные потеряли своих детенышей» - наглядный метод - самостоятельная работа обучающихся - здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, подвижная игра.


Конспект занятия по теме «Маленькая страна».

Тема: Формирование грамматического строя речи.

Уменьшительно-ласкательные существительные.

Цель. Учить образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме.

Задачи. Упражнять в согласовании слов в предложении; учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме при помощи суффиксов.

Развивать слуховую и зрительную внимание и память. Развивать понимание речи.

Воспитывать усидчивость, уважение друг к другу, формировать умение действовать в команде, умение выслушивать товарищей.

Форма учебного занятия: занятие-игра

Форма организации работы: индивидуально – групповая

Образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ

Материально-техническое оснащение: видеопроектор, игрушечная мебель: столик, стульчик, диванчик, шкафчик, ключик, цветок; мяч

Ход занятия.

Организационный момент

Просмотр видеоклипа «Маленькая страна».

- Мы оказались в маленькой волшебной стране. Здесь живет волшебник. Он превращает большие слова в маленькие, большие предметы в маленькие.

Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы

- В маленькой волшебной стране живет заяц. Но в маленькой стране и заяц будет какой? (маленький). Как мы про него скажем? (зайчик). И дом у него будет не большой, а маленький … (домик)

Выставляется игрушечная мебель: столик, стульчик, диванчик, шкафчик.

- В домике у зайчика стоит маленький … – (диванчик). Зайка очень любит спать на диванчике. Зайчик очень любит сидеть за столиком и рисовать. А чем зайка может рисовать? (карандашиком).

- Зайчик порисовал и пошёл гулять. Он вышел на улицу закрыл дверцу … (ключиком). Возле домика растет маленький… (кустик). На нем пожелтели … (листочки). Под кустиком растет красивый… (цветочек). У цветочка есть …. (стебелек и лепесточки). Зайчик понюхал цветочек и пошёл дальше. Недалеко от домика течет река. Зайка перешел реку по … (мостику). Зайчик погулял на полянке, собрал осенний …. (букетик) из …. (листиков). И пошел домой.

 

Пальчиковая игра «Зайка и ежик»

 

Зайка, ушки на макушке (обе руки у висков),

Скачет, скачет, на опушке (обе руки на уровне груди),

А за ним колючий ежик (пальцы заборчиком),

Шел по травке без дорожек (ходьба пальчиками).

Артикуляционная гимнастика

Этот маленький дружок – 
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя! 

(Упражнение «Язычок нашел свой домик»: жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. Улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!) Повторить 4-5 раз)

 

Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И – у! И – у! И – у!» 

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6-7 раз.)

 

Вот интересная игра – 
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог. 

(Приоткрыть рот. Языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполняется 8-10 раз)

На лошадке, по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.

А с горы стрелой несется:

Цок, цок, цок, цок, цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)

 

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Брррр – брррр – бррррр….

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10-15 сек.)

 

Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…» Выполнять упражнение в течение 10-15 сек)

Чистоговорки

ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - по лесу рыщут …(волки)                                              

СА – СА – СА – рыжая … (лиса)

СЫ – СЫ – СЫ - хвост пушистый у …(лисы)

ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые ..(медведи)                                                    

ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА- играют ..(медвежата)                                                      

СУ – СУ – СУ - белочка живет в …(лесу)    

(хоровое проговаривание с попыткой самостоятельного окончания фразы          3-4 раза)

                                                              

Игра с мячом «Большой – маленький»

- Я буду называть большой предмет и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч и назвать этот же предмет маленький, т.е в уменьшительно-ласкательной форме.

Калач – … калачик

Мост – … мостик

Палец – … пальчик

Самолет – … самолетик

Сад – … садик

Бант – … бантик

Дождь – … дождик

Кусок – … кусочек

Комок – … комочек

Свисток – свисточек

Сын – … сыночек

Платок – … платочек

Звонок – … звоночек

Горох —… горошек

 

Упражнение «Назови семью»

- В этом упражнении надо назвать всех членов семьи: папу, маму и ребенка

 

Папа - медведь, мама - медведица,         детеныш - медвежонок.                                                   Папа - волк, мама – волчица,                        детеныш - волчонок                                                 Папа - еж, мама – ежиха,                     детеныш - ежонок                                                   Папа - заяц, мама – зайчиха,                       детеныш - зайчонок                                               Папа - лис, мама - лиса,                         детеныш - лисенок

Папа – олень, мама-олениха,                        детеныш - олененок

 

Художественно-творческая деятельность

- Какие животные изображены на картинках: дикие или домашние? (домашние)

- Почему они так называются? (живут рядом с человеком и он о них заботится)

- В этом задании сначала надо соединить стрелкой животное и его детеныша, а затем раскрасить соединенные пары одинаковым цветом: кошку и котенка оранжевым, корову и теленка – коричневым, овцу и ягненка – серым, лошадку и жеребенка – коричневым, а собаку и щеночка раскрасьте на свое усмотрение, так как вы считаете нужным.

 

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Дети должны прыгать, петлять, прятаться, убегать.

 

     На лесной лужайке разбегались зайки.

     Вот какие зайки, зайки - побегайки. (Прыгают.) 

     Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок.

     Вот какие лапки, лапки-царапки. (Сидят, делают движения руками,

                                                                                                                 прячутся.) 

     Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.

Ребёнок ищет зайцев и поет:

«Где же, где же зайки? Зайки- побегайки? Ах, вот вы где!» (Догоняет.)

 

Игра «Животные потеряли своих детёнышей!»

- Я буду рассказывать о животном, а вы догадайтесь, о ком я говорю, назовите это животное, его детеныша и название детеныша ласково.

- Домашнее животное живёт рядом с человеком, даёт нам молоко. Кто это ребята? (корова). У коровы кто ребёнок … (телёнок), а ласково назовем … (теленочек)

- Домашнее животное живёт рядом с человеком, помогает перевозить тяжести, а так же в сельском хозяйстве… (лошадка). У лошадки ребёнок …(жеребёнок), а ласково … (жеребеночек).

- Домашнее животное живёт рядом с человеком, друг человека, охраняет дом человека… (собака). У собаки ребёнок …(щенок), а ласково … (щеночек).

- Домашнее животное живёт рядом с человеком, ловит мышей… (кошка). У кошки ребёнок… (котёнок), а ласково … (котеночек)

- Дикое животное живёт в лесу, хитрое и ловкое… (лиса). У лисы ребёнок … (лисёнок), а ласково … (лисеночек)

- Дикое животное живёт в лесу, серый, злой и голодный… (волк). У волка ребёнок… (волчонок), а ласково … (волчоночек)

- Дикое животное живёт в лесу, питается травой, ветками и даже грибами… (лось). У лося ребёнок …(лосёнок), а ласково … (лосеночек)

- Дикое животное живёт в лесу, любит малину и мед… (медведь). У медведя ребёнок … (медвежонок), а ласково … (медвежоночек)

 

Пальчиковая гимнастика

Мальчик - с - пальчик, где, ты был?

Долго по лесу бродил.

(4 раза сгибаем большой палец левой, затем правой руки)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках,

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

(пальцы правой и левой рук поочередно соприкасаются друг с другом)

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(4 пальца поочередно сгибаются, к большому – кланяются)

 

Рефлексия эмоционального состояния под музыку «Маленькая страна»

- Выберите себе картинку, соответствующую вашему настроению

 

Картинки по запросу смайлик веселый и грустный

 

Подведение итогов занятия

- Что вам особенно понравилось? Какое задание было интереснее?

- Каждый из вас чем-то отличился: одни хорошо знают детенышей животных; интересными были ответы на вопросы у других; очень четко произносили звуки третьи.

- Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку. До свидания.