Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381607
Статья «Специфика проявления музыкальной одаренности в детском возрасте»
Содержание - Дополнительное образование
21.03.2019 11:45

Проскурина Марина Владимировна, концертмейстер, преподаватель по классу фортепиано МАУДО г. Набережные Челны «Детская музыкальная школа №1», республика Татарстан. 
В статье говорится о специфике проявления одаренности в детском возрасте. Обозначен возраст, характеризующийся наиболее частым проявлением выдающихся музыкальных способностей. Рассмотрены особенности проявления у детей музыкальной одаренности, типы музыкально одаренных детей и проблемы, встречающиеся в процессе их обучения.

 


Специфика проявления музыкальной одаренности в детском возрасте

Одаренность – от слова «дар»; ее понимают по-разному: «Божий дар», дар природы, дар, переданный генетически из поколения в поколение. Это возможности, которые даны человеку сверх жизненно важных функций, возможности редкие, уникальные, отличающие его от «среднестатистической» личности [12, 42].

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех учащихся, которые в силу неординарных способностей демонстрируют высокие достижения. Они нуждаются в специализированных учебных программах. Их перспективы определяются уровнем достижений и (или) потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах. Одаренность – «качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению» [9, с. 247].

Одаренность может проявиться в разном возрасте. Особое внимание психологов и педагогов привлекается к сложности феномена детской одаренности, специфике проявления одаренности в детском возрасте[1]:

1. детская одаренность может проявляться как закономерность возрастного развития, поскольку каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей, а возрастной фактор может создавать видимость одаренности в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов;

2. одаренные дети далеко не всегда стремятся показывать свои достижения перед окружающими; она часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер;

3. одаренность, проявляемая ребенком, не гарантирует проявления одаренности во взрослом возрасте; детская одаренность может «угаснуть» под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания;

4. детская одаренность нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития: по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии;

5. проявление детской одаренности часто трудно отличить от степени социализации, которая является результатом более благоприятных условий жизни конкретного ребенка.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет: у одаренных детей они наиболее часто проявляются между тремя и пятью годами, у способных (обладающих хорошими музыкальными данными) – обычно между пятью и семью годами. Так, С. Рахманинов в четыре года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Рихард Штраус в четыре года начал учиться на фортепиано, а в шесть был уже автором увертюры для оркестра.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и выучиваются писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях [8, 284-285].

Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех случаях у одаренного ребенка вырабатывается индивидуализированное, тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими.

Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху. К четырем годам такие дети зачастую играют по слуху сразу двумя руками (с гармонизацией). Для всех музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лет характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое (композитор А. Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно – на шестом году) [8, 285].

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать (фантазировать за инструментом). Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Исследователи отмечают, что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других детей) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным. Примерно к этому же возрасту они отдают себе отчет в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального дарования.

Важно то, что музыкальные проявления одаренных детей самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые; они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его.

Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлексивностью, мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (от отца, от педагога). Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению [8, 286-287].

Спокойные, эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть равнодушны к музыке и музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте. Эмоционально неуравновешенные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» – ребенка очень возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне. Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.

В музыке труднее, чем в других видах деятельности, принять за яркую одаренность специфическую одаренность детства с присущим ей сочетанием двигательной пластичности, эмоциональной реактивности, обучаемости ребенка, буйного воображения и стремления выразить себя. Хотя исключить этого нельзя. Нельзя отрицать и того, что в музыкально одаренных детях ярко индивидуальное и раннее проявление музыкальной одаренности сочетается с такого рода одаренностью детства [8, 293-294].

Среди музыкально одаренных детей выделяются два типа: виртуозно одаренные и музыкально одаренные. Термины условные – это не означает, что маленькие виртуозы не музыкальны. Просто их отличает почти феноменальная музыкально-двигательная обучаемость. Но в собственно музыкальном отношении их исполнение может быть поверхностным, подражательным, имитирующим глубокое музыкальное чувствование и понимание. Музыкально одаренные дети второго типа феноменально музыкальны и могут не иметь ярко выраженного виртуозного дарования, хотя по темпам освоения инструмента они, как правило, опережают своих сверстников.

При той невероятной обучаемости, которой отличаются музыкально одаренные дети, именно характер и процесс обучения таят в себе потенциальные проблемы и опасности. Первая из них заключается в выборе оптимальной учебной нагрузки с тем, чтобы возможности таких детей не игнорировались, но и не эксплуатировались. Успешность и уровень достижений одаренного ребенка часто превышают все ожидания взрослых. Обучение и воспитание приобретают узкую профессионально-целевую направленность. Педагоги стремятся максимально раскрыть и развить все потенциальные возможности ребенка в данной области, не замечая, как от интенсивного обучения переходят к «натаскиванию». Происходит резкое ограничение развития; узко направленное и чрезмерно интенсивное обучение подавляет обучаемость.

Еще одна важная проблема обучения музыкально одаренных детей коренится в объективном разрыве между их «хронологическим» и «профессиональным» возрастом. Маленький музыкант постоянно работает над труднейшими произведениями, которые намного выше его – не технических и даже художественных – а личностно-психологических, духовных возможностей. Отсюда одаренное имитаторство часто остается единственным выходом из скрытого тупика. Здесь способности в своем развитии слишком рано подгоняются к профессиональным требованиям деятельности. Рано или поздно узко сфокусированное обучение вынужденно обнаруживает «предел» музыкально-профессионального развития. В искусстве же человек не должен приспосабливаться к требованиям деятельности. Он должен искать себя в ней, отталкиваясь не от предела и наличного уровня своих способностей, о от любви к своему делу и желания совершенствовать его, а не себя [8, 298-299].

Грамотная работа с одаренными детьми, создание оптимальной среды для обучения и развития творческой личности очень значимы, чтобы не «потерять» одаренных детей, а в будущем – талантливых взрослых.

Главное в работе с одаренными детьми – это понять и принять их такими, какие они есть, – с талантами и недостатками, позволить им поделиться с педагогом своими открытиями, сомнениями и трудностями.

 

Использованная литература

1. Артамонова Е.Г. Груз избранности или дар во благо? // Народное образование. №6, 2013. – С. 53-56.

2. Беляев А.В. Социализация и воспитание детей опережающего развития // Педагогика. №2, 2013. – С. 67-73.

3. Габдулхаков В.Ф. Одаренный школьник и современный учитель: технологии и модели взаимодействия // Народное образование. №1-2, 2018. – С. 71-75.

4. Запалацкая В.С. Работа с одаренными детьми в контексте полисубъектного подхода // Педагогика. № 8, 2015. – С. 122-124.

5. Запалацкая В.С., Сергеева Т.Ф. Проблема одаренности в контексте современных психологических теорий // Педагогика. №4, 2017. – С. 28-33.

6. Мылова И.Б. Одаренные дети: современная отечественная методология // Народное образование. № 4-5, 2016. – С. 178-188.

7. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.

8. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

9. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат,1990. – 494 с.

10. Сусликова О.Н. Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми // Народное образование. №8, 2014. – С. 168-173.

11. Цветочникова Т.П. Система работы с одаренными учащимися // Начальная школа. №12, 2012. – С. 60-62.

12. Щербакова М. Виды художественной одаренности. Из опыта занятий по художественной росписи ткани // Искусство в школе. №4, 2012. – С. 42-45.



[1] Рабочая концепция одаренности. / Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. – 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Министерство образования Российской Федерации. Федеральная целевая программа «Одаренные дети». – 2003. – С. 8-11.