Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868952
Секторная диагностика мотиваций как метод мониторинга эффективности воспитательно-образовательного процесса
Содержание - Дополнительное образование
04.04.2019 11:30

Гладышева Наталья Ивановна, методист ГАУ ДО ИО «Центр дополнительного образования» структурное подразделение «Большелугский Эко-Центр». 
В начале реализации любой дополнительной общеразвивающей программы учащиеся заполняют графическую анкету с оценкой своих мотиваций по программным задачам. В конце реализации программы учащиеся дублируют эту анкету со своим отношением к тем же задачам. В результате можно наглядно увидеть эффективность работы программы.

 


 

Методическая разработка

Секторная диагностика как метод мониторинга эффективности
воспитательно-образовательного процесса

Дополнительные общеразвивающие программы наряду с задачами определенной направленности ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка с учетом его интересов, потребностей, заботу об эмоциональном комфорте, стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан на неформальных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его.

Учитывая личное право выбора учащихся в условиях дополнительного образования, был разработан метод для определения главного стимула обучения - личной мотивации по принципу заполнения секторов.

Цель: Провести мониторинг изменения мотивации к учебной деятельности за период освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Секторная диагностика - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.

Согласно способу секторной диагностики, дети должны проранжировать интересующие их направления деятельности в детском объединении.

Мотивации по направлениям деятельности

1. Получение новых знаний

2. Участие в исследовательской деятельности

3. Общение со сверстниками

4. Участие в походах, посещение экскурсий

5. Участие в природоохранных мероприятиях (акции, конкурсы и т.д.)

6. Занятия для развития творческих навыков (поделки, участие в самодеятельности, выполнение художественных работ)

7. Участие в агитационной деятельности, работе агитбригад.

8. Профессиональное самоопределение.


alt

Рисунок 1.

Секторная диагностика несет побуждающую функцию, направленную на выявление и поддержку мотивации к учебно-познавательной и практической деятельности с целью получения более высоких результатов знаний, умений и навыков учащихся.

В начале учебного года проводится первичная диагностика: Дети определяют свои предпочтения по 5-тибальной системе.

По результатам первичной диагностики педагог определяет направление индивидуальной и групповой работы.

Опираясь на уже имеющиеся мотивы, используя наклонности учащихся, педагог может помочь ребенку расширить свои возможности для более широкого спектра деятельности школьника. Когда дети видят свои успехи, их мотивация к учебной деятельности повышается. Это может послужить надежным фундаментом для дальнейшего интеллектуального и творческого роста учащихся.

В 3-ей декаде декабря проводится контрольная диагностика, которая дублирует первичную. Цель контрольной диагностики подтвердить достоверность личных данных.

В первой декаде марта педагог проводит с учащимися индивидуальную беседу, где выясняет степень удовлетворенности согласно личной мотивации.

Анализ проведенной работы педагог представляет на родительском собрании в марте. Здесь обсуждаются общие проблемы (предположительно - предстоящий летне-оздоровительный период, походы, летние лагеря) и индивидуальные консультации для родителей, детям которых требуется особый индивидуальный подход, помощь.

В конце учебного года (май) проводится итоговая диагностика, где учащиеся оценивают степень своих достижений согласно направлениям собственных мотиваций.

Параллельно секторной диагностике проводятся и другие формы контроля, которые касаются непосредственно результатов образовательной деятельности.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и конкретными. Затем для каждого ребенка заполняется «План индивидуальной работы», где, наряду с задачами, отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и взаимодействия с родителями для прохождения следующего этапа освоения образовательных программ.

Для лучшей наглядности диагностика проводится по тому же шаблону в середине и далее в конце учебного года. Будет лучше, если учащийся в процессе работы будет видеть только один, предложенный ему на данный момент, шаблон. Сложив диагностическую ленту «гармошкой», учащемуся предлагается заполнить секторы круга согласно своим предпочтениям на данный момент. В конце учебного года, развернув «гармошку» можно наглядно определить приоритетные для учащихся виды деятельности. Опираясь на эти сведения, педагог планирует дальнейшую работу, корректирует содержание общеразвивающей программы. Динамика основных показателей свидетельствует об эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Аналогично можно провести диагностику по степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для разного возраста учащихся и специфике общеразвивающих программ секторов может быть произвольное количество. Направления секторов определяет сам педагог согласно интересующих его вопросам. Например, 1. Оцените Вашу заинтересованность в получении знаний вашим ребенком в направлении… (биологии, байкаловедении…). И так далее. При данной диагностике можно увидеть динамику заинтересованности родителей, и степень их включенности в воспитательно-образовательный процесс.

Пример результатов секторной диагностики учащихся детского объединения «Уникум» за 1-3 годы обучения по программе «Лесная школа»

 

alt

Рисунок 2

Для многолетних общеразвивающих программ такой мониторинг показывает не только возрастающую мотивацию учащихся, но и наглядно представляет результат работы педагога.

Бланк диагностики


Литература и источники

1. Битинас Б. П., Катаева Л. Н. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы. // Педагогика. – 1993. – № 2.

2. Озерова Л.Н. Зачем нужна педагогическая диагностика // Начальная школа, 2003

3. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования — СПб.:ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — 52 с..

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР