Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429595
Социально- педагогическая работа в учреждении дополнительного образования детей.
Содержание - Дополнительное образование
12.04.2019 10:51

Фисенко Светлана Ивановна, старший методист Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» с. Дивное. 
Статья предназначена для социальных педагогов, педагогов дополнительного образования детей Социально-педагогическая работа направлена, прежде всего, на поддержку ребёнка в построении им своих социальных отношений, на его обучение новым моделям взаимодействия с собой и с миром, на преодоление трудностей социализации. Социально- педагогическое сопровождение включает комплекс последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребёнка в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего.

 


Статья

Социально-педагогическая работа

в учреждении дополнительного образования детей

В современных условиях развития социальной сферы возрастает роль учреждений дополнительного образования детей, которые являются составной частью системы образования, одним из образовательно-воспитательных институтов социума, тесно связаны с динамикой развития общества и гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах обучающихся и их родителей.

Дополнительное образование - один из важнейших путей формирования и развития инициативы ребёнка, его творческих способностей, активной жизненной позиции. Многообразие различных видов деятельности, форм организации работы, личностно-ориентированный и личностно - деятельностный подход в системе дополнительного образования детей позволяет ребёнку занять активную позицию в коллективе, придать общественно-политическую направленность его увлечениям, способностям и потребностям, способствующим жизненному самоопределению.

Система дополнительного образования детей реализуют комплекс функций, направленных, на адекватное социальное развитие человека. Это, прежде всего образовательные и воспитательные функции, реализация которых невозможна без организации социально-педагогической работы и процесса социально-педагогического сопровождения детей. В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Социально-педагогическая работа направлена, прежде всего, на поддержку ребёнка в построении им своих социальных отношений, на его обучение новым моделям взаимодействия с собой и с миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-педагогическое сопровождение включает комплекс последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребёнка в значимые для него события и стимулирующих его саморазвитие на основе происходящего.

В процессе сопровождения формируется социальная компетентность молодых людей, следовательно, оно способствует социальному обучению, в свою очередь социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику детей.

Социально-педагогическое сопровождение персонифицировано и направлено на конкретного ребёнка, даже если педагог работает с группой. Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы ребёнка за ребёнка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы. Субъектами социально-педагогического сопровождения детей в системе дополнительного образования являются: социальные педагоги и психологи, руководители объединений.

Социально-педагогическое сопровождение детей является важнейшей функцией в системе дополнительного образования. Многонаправленность и многообразие видов деятельности в этой системе даёт возможность реализовать социально - педагогическую поддержку детей в разных направлениях деятельности, например, в освоении детьми системы социальных ролей, формировании их социальной грамотности, активности, устойчивости, развитии индивидуальности.

Разнообразные формы игровой, предметно-практической, организаторской, учебной и других видов дополнительного образования позволяют ребёнку осваивать социальные роли в разных сферах жизнедеятельности. Семейно-социальные роли осваиваются в процессе игры; профессионально-трудовые в процессе обучения, предметно-практической деятельности; политическая роль - через участие в органах самоуправления; коммуникативная роль - через участие в разнообразных досуговых программах; роль личности в эгосфере - через обучение, творчество, самовоспитание и другие виды деятельности.

Рассматривая формирование социальной грамотности в содержании образования можно выделить направления, которые способствуют формированию социальной грамотности детей: приобщение к ценностям господствующим в обществе, обеспечение выбора разных видов деятельности и будущей профессии, обеспечение возможности социальной мобильности, подготовка к участию в политической жизни, оказание влияния на жизненные позиции и тип поведения.

Формирование социальной активности предполагает гармоническое сочетание таких компонентов как самовоспитание, самообразование, саморегуляция, самоуправление в процессе социальной адаптации, способствует социальному самоопределению детей, выбору ими своей роли и позиции в общей системе социальных отношений.

Формирование социальной устойчивости - новое направление в становлении личности ребёнка. Это интегративное качество, определяющее внутреннюю способность личности к нравственной деятельности и поведению, высокой степени включённости в различные виды деятельности, результативности участия в ведущей деятельности, сознательности и ответственности, реализации личностно-ценных и общественно значимых целей. Дополнительное образование может участвовать в формировании устойчивости личности через реализацию функций: коммуникацию (создание условий для самоопределения в системе социальных отношений), социальную защиту, помощь и поддержку, оздоровление (создание и условий для формирования здорового образа жизни). Набор социально-педагогических функций, реализуемых в дополнительном образовании детей достаточно широк.

Социально-педагогические функции способствуют реализации образовательных функций, обеспечивают более полное выполнение целей, в том числе социального становления детей. К социально-педагогическим функциям мы относим функции социальной поддержки, оздоровления, социальной адаптации, культурно-досуговую. Функция социально-педагогической поддержки - создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, и других социально-защитных мер, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного, и духовно-нравственного формирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. В его содержание входят следующие виды деятельности: психологическое консультирование детей и родителей по проблемам снижения мотивации к обучению, трудностей в учебной деятельности, взаимоотношений с родителями, негативного поведения подростка, проведение тренинговых занятий для детей подросткового возраста, направленных на формирование ответственного, уверенного поведения, эффективных навыков межличностного общения, обучение педагогического персонала вопросам социальной поддержки детей и подростков.

Оздоровление детей в условиях дополнительного образования предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья. Проходит через интегрированные программы, которые объединяют всех участников образовательного процесса и направлено на создание условий для оздоровления детей и педагогов, введение на занятиях здоровьесберегающих технологий, диагностики состояния здоровья детей и педагогов.

Реализация функции социальной адаптации детей предполагает создание условий для деятельности ребёнка по освоению относительно стабильных условий среды, решению повторяющихся типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной среды. При этом дети приобретают разнообразный социальный опыт практической, творческой, исследовательской, общественной, новаторской деятельности; опыт общения, побед, разочарований, удач и неудач.

Одной из ведущих функций дополнительного образования детей считается культурно–досуговая функция. Её реализация предполагает создание условий для развития личности ребёнка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; участие в неформальных общественных процессах и структурах на основе общественного интереса; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановление, возмещения, уравновешивания сил. Этот вид деятельности способствует формированию у ребёнка различных представлений сущности тех или иных явлений, развивает определённые умения и навыки, формирует нравственные качества личности, такие как целеустремлённость, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, планировать деятельность, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Её отличает свобода выбора, добровольность, активность, инициатива, как отдельного ребёнка, так и отдельных социальных групп детей.

Таким образом, мы видим, что в культурно-досуговой деятельности имеет место широкая интегративность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в её основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества.

Функции в системе дополнительного образования детей реализуются чаще всего не отдельно друг от друга. Наблюдается интеграция содержания, а, следовательно, и функций. Вариантов интеграций функций может быть много, например, интеграция обучения и воспитания (патриотическое воспитание детей процессе занятия в военно-спортивном патриотическом клубе), интеграция воспитания и развития (развитие волевых качеств в процессе обучения туристским навыкам), интеграция развития и социальной поддержки (социальная поддержка и развитие одарённых детей).

При построении процесса дополнительного образования, ориентированного на социально-педагогическое сопровождение ребёнка, важно учитывать выстраивание психологически обоснованной последовательности условия культурного содержания и видов деятельности, соединение национального и общечеловеческого с региональным и этническим компонентами цивилизованности, обеспечение непрерывного образования, межличностных и общественных отношений, полноту и системность видов деятельности, необходимых для развития личности (познавательной, эмоционально-ценностный, волевой, предметно-практической, физической сторон личности и сферы саморегуляции) в условиях региональной системы образования.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР