«Развитие личностных и творческих качеств ребёнка в музыкальной школе» (статья) |
Содержание - Дополнительное образование |
13.08.2019 11:32 |
Дмитриева Ольга Юрьевна, преподаватель структурного подразделение МАОУ «Холмогорская общеобразовательная школа им. М.В Ломоносова» Музыкальная школа с. Холмогоры Архангельская область. Развитие личностных и творческих качеств ребёнка в музыкальной школе. В современном образовательном учреждении стоит задача развития творческой личности, способной определить своё место в обществе. Особое внимание в системе отечественного образования уделяется дополнительному образованию. Не все дети могут успешно учиться в общеобразовательной школе, участвовать в олимпиадах и других мероприятиях по учебным предметам. В рамках учреждений дополнительного образования детям созданы условия для того, чтобы найти любимое занятие, реализовать свои творческие способности, получать от этого удовлетворение и даже определиться с будущей профессией. Педагоги учреждений дополнительного образования помогают раскрыть и реализовать творческие способности каждого ребёнка, развивают и формируют его личностные качества, т.е. помогают стать ему успешным и уверенным в своих силах. Преподаватели детских музыкальных школ занимаются воспитанием и образованием детей, а также развитием их творческих способностей в области музыкального искусства. Цель музыкального образования – сформировать у детей интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству и творчеству. За период обучения в музыкальной школе обучающиеся расширяют свой музыкальный кругозор: осваивают нотную грамоту и теорию музыки, знакомятся с жизнью и творчеством отечественных и зарубежных композиторов, учатся петь в хоре и сольно. При этом успешно обучаются одновременно в двух школах и посещают ещё другие кружки и творческие объединения. Участвуя в концертах и конкурсах разного уровня, приобретают опыт публичных выступлений и желание общаться со зрителем. Помимо учебных занятий, как в любом образовательном учреждении, в музыкальных школах проводится большая воспитательная работа с обучающимися. Она направлена на раскрытие потенциальных творческих способностей детей, приобщение их к сольному и ансамблевому исполнению, коллективному музицированию и приобретение опыта исполнительской и творческой деятельности. Практически каждый ученик стремится достичь определённых результатов в игре на музыкальном инструменте или пении. Для этого ему необходимо овладеть не только умениями и навыками, а также развить и сформировать в себе определённые личностные качества. Российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог Диана Константиновна Кирнарская в своей статье «Десять причин, по которым нужно заниматься музыкой» пишет: Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? 1.Занятия музыкой естественным образом дисциплинирует ребёнка. Способствует выработке волевых качеств 2.Музыка развивает математические способности 3.Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. 4.Музыка чётко структурирована и логично построена. Если дети после некоторого периода занятий музыкой не достигают определённых исполнительских высот, они обретают навыки структурировать и систематизировать любую информацию. 5.Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. 6.Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы. 7.Занятия музыкой приучают «включаться по команде». 8. Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. 9.Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. 10.Ребёнку-музыканту будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым. Но даже прилагая большие усилия и старания, не все ученики смогут реализоваться как музыканты - исполнители. Поэтому преподавателю очень важно создать условия обучающимся для самореализации: 1.Создать условия для личностного роста ученика, учитывая не только его музыкальные, но и другие способности; 2.Мотивировать к участию в любом мероприятии каждого обучающегося, независимо от уровня развития его музыкальных способностей и личностных качеств (через поощрение); 3.Воспитать через творческую деятельность в ученике такое качество, как желание выступать перед зрителями (быть публичным); 4.Овладеть культурой поведения на сцене (быть артистичным); 5.Преодолевать чувство страха и управлять своими эмоциями; 6.Объективно оценивать своё выступление; 7.Эффективно взаимодействовать с одноклассниками, сверстниками, преподавателями; 8.Самореализовать себя через творческую деятельность. В план работы музыкальной школы входят мероприятия, которые проводятся традиционно и тематические, приуроченные к каким-то юбилейным датам. В настоящее время при организации и проведении мероприятий придерживаемся такой позиции – каждый ученик школы должен принять участие в мероприятии по мере своих способностей и возможностей. Участие детей в мероприятиях распределяем следующим образом: 1. Ученикам с хорошей дикцией и обладающими умением держаться на сцене - роль ведущих; 2. Ученикам, неуверенным в своих исполнительских способностях и обладающих недостаточно цепкой музыкальной памятью и умением держаться на сцене - участие в какой-то второстепенной роли (пение в хоре); 3. Ученикам с хорошими вокальными данными - выступить с сольным пением; 4. Ученикам, владеющими исполнительскими навыками, но не способными выступать сольно - играть в ансамбле; 5. Ученикам, которые научились справляться со сценическим волнением и держаться на сцене, обладающими исполнительскими способностями и желанием играть на публике - выступление с сольным инструментальным номером. Например, такое внеклассное мероприятие, как новогодний вечер с представлением было организовано и проведено силами учеников и педагогов нашей школы. Преподавателями школы был разработан сценарий. Поучаствовать в новогоднем представлении предложить всем ученикам школы. Главные роли предложили ученикам с хорошей дикцией и задатками артистизма, которая своей уверенностью и смелостью поддерживали всех остальных участников новогоднего представления. Но при этом необходимо мотивировать к участию в представлении робких и неуверенных в себе учеников, которые испытывают чувство страха перед зрителями и ещё не научились презентовать себя как артиста. Как правило, такие дети в коллективной форме творчества (Хор и ансамбль) в привычной для них обстановке чувствуют себя намного смелее, раскованней и раскрывают в себе творческие способности и личностные качества. К традиционным мероприятиям относятся: День Знаний, День музыки, День учителя, новогодний вечер, День 8 Марта, отчётные концерт, выпускной вечер, которые проводятся со сценарием в форме представления или праздничного концерта. Всё это является развитием личностного и творческого роста ученика. Используя данную систему, преподаватели смогут привлечь к участию в ней всех учеников школы. Многие из них, овладев культурой поведения на сцене и научившись преодолевать чувство страха перед зрителями, принимают участие в различных мероприятиях и конкурсах разного уровня, приобретают желание выступать на публике, участвуют в творческой жизни школы, т. е. всегда готовы к публичному выступлению. В этом мы видим личностный и творческий рост обучающихся. Окончив музыкальную школу, её выпускники продолжают ещё учиться в общеобразовательной школе. И большинство из них, овладев исполнительскими навыками, творческими умениями и необходимыми личностными качествами, продолжают активно участвовать в жизни общеобразовательной школы. Давно замечена связь между успехами в школах, не секрет, что успевать учиться в обеих школах могут те, кому с рождения даны неплохие задатки в интеллектуально волевой сфере, и очень приятно видеть, когда ученики или выпускники школы являются победителями и призёрами различных конкурсов и олимпиад Таким образом, каждый обучающийся музыкальной школы, развивает свои личностные и творческие качества, участвуя в любом виде деятельности, утверждается в глазах своих одноклассников, окружающих его сверстников и взрослых. Проявив себя, даже самый робкий ученик постепенно чувствует себя успешным, приобретает уверенность в своих силах, творческий опыт. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».