Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4983826
Статья. Синестезия, как природное составляющее, ее раскрытие и развитие одаренности на занятиях вокального и театрального мастерства в ДОД, в условиях дополнительного образования детей, посредством музыкальных, сценических упражнений сопровождаемых цветов
Содержание - Дополнительное образование
03.09.2019 07:04

Шарафутдинова Гульнар Султановна, педагог дополнительного образования, МАУДО ДДТ «Балкыш» Высокогорского муниципального района РТ. 
Статья предназначена для педагогов интересующихся синестезией в образовании.


Синестезия, как природное составляющее, ее раскрытие и развитие одаренности на занятиях вокального и театрального мастерства в ДОД, в условиях дополнительного образования детей, посредством музыкальных, сценических упражнений сопровождаемых цветовыми гаммами красочных картинок, залитых в разнообразные формы.

Синестезия (от др.греч. значит «вместе» + «ощущение») – нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт – синестет, знающий «вкус» музыки, необычным способом воспринимающий информацию, когда предметы, обьекты и явления наделены несвойственными качествами объединять органы чувств.

Синестетическое восприятие – особенность работы мозга. Всего существует пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа. Существует различные типы синестетов. В частности, синестеты одаренные цветным слухом, способны соединять воедино окружающие звуки цветовым наполнением, что особенно распространено в среде музыкантов и композиторов.

Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что видел гамму ре-мажор в тепло-оранжевых тонах, а си-бемоль в миноре в черном цвете, а легенда джаза Мариан Макпартленд после своего потрясающего выступления в Линкольн-центре призналась, что за более чем 90 лет своей жизни она ни разу не слышала слова «синестезия» и, тем не менее, все ноты для нее - цветные. Венгерский композитор Ференц Лист, репетируя с оркестром в зале Веймарского театра, делал музыкантам замечания: «Пожалуйста, господа, побольше синего в этом месте! Соблюдайте цвет тональности!» Также существует множество примеров по другим типам синестезии, где наблюдается комплекс реальных ощущений.

Синестезия, как понятие «смешанного ощущения» берет свое начало в Греции. Этот термин можно воспринимать как некоторый антоним другому греческому слову – анестезии, обозначающий полное отсутствие чувств. В разнообразном и необьятном музыкальном мире творчества одаренные природными компонентами дети находятся в поиске своего оригинального звука, собственной исполнительской манеры воспроизведения, своего сценического образа, где также формируются нравственные установки и духовная культура ребенка. Происходит становление личности, развитие сценических, музыкальных способностей, импровизационных качеств. На занятиях все обучающиеся не только овладевают вокальными, театральными приемами, навыками работы с текстом, микрофоном, фонограммой, исполнением а капелла и под аккомпанемент, но и учатся взаимодействовать дружно в коллективе, тем самым у них активируются коммуникативные и социальные индивидуальные качества, что помогает им сориентироваться в сложном мире и, благодаря своим органам чувств, познать окружающий мир.

Конечно, развивать неординарные способности у творческих детей это новая форма обучения в образовательном пространстве. В результате специальных несложных упражнений, развивающих синестезию восприятия, у детей зарождается новая способность ощущать и понимать этот сложный мир, делая удивительные открытия. Каждый ребенок, несомненно, талантлив на планете и, следуя этому посылу, мы педагоги должны помочь раскрыть творческий потенциал детей, научить их анализировать свои действия, чтобы у детей и подростков была и работала система внутренней навигации для лучшей жизни в огромном мире. Педагогам, скорее всего, пригодятся новые методические разработки и подходы для активации инновационных находок исследователей и ученых в этой области.

Литература:

1. Марин Сиберг «Пробуя Вселенную на вкус»

2. Елена Ломакина «Синестезия: Странный дар или эволюционное преимущество»

3. Синестезия ощущений: 5 способов стать гением.