Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
Содержание - Дополнительное образование |
06.03.2020 12:06 |
Пестеров Виталий Анатольевич, педагог дополнительного образования, ГАУДО «Домисолька» г. Москва.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети войны», посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Данный сценарий предназначен для проведения театрализованного урока памяти и славы в детском музыкальном театре «Домисолька» для учащихся 1-3 классов. В постановке принимают участие дети 7-9 лет, читающие отрывки из рассказов детей - свидетелей тех страшных лет, а так же исполняют стихи и песню, посвящённые детям войны. Вступительное слово педагога: (звенит колокольчик) Здравствуйте. Мы начинаем наш урок мужества. 2020-й год объявлен правительством - Годом памяти и славы. Цель его проведения - сохранение исторической памяти и празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Самоотверженность, стойкость, неподдельная любовь к Родине фронтовиков и тружеников тыла - определили исход самой страшной войны в истории человечества и спасли народы планеты от истребления, рабства, уничтожения национальной и культурной идентичности. И сама наша жизнь, жизнь наших детей, внуков, всех, кто ещё только родится на этой земле - прямая заслуга людей, подаривших миру Великую Победу. Здесь есть место подвигу и маленьких детей, которые в силу своего возраста не могли наравне с взрослыми защищать свою Родину с оружием в руках, но которые переносили все тяготы и страдания вместе с теми, кто оставался в тылу и героически помогал фронту. Оружием этих подростков стала память и мужество, благодаря которым, спустя много лет, они сумели записать свои страшные воспоминания с ужасающими подробностями и невымышленной правдой. Благодаря их рассказам мы и наши потомки могу в деталях узнать ранее неизвестные события и факты военных лет. И мы не вправе предать, забыть, позволить исказить или принизить жертвенный подвиг, совершённый ими во имя будущего, во имя нас. Звучит тревожная музыка. На сцене появляются дети, они расставляют кубики и садятся на них, образовывая тройки, как на довоенных семейных фото. На экране сначала появляются довоенные фотографии реальных семей родителей с детьми, а затем появляются фото, где дети одни без родителей; прячущиеся от бомбёжек, стоящие у станка, живущие в детдомах. Некоторые фото изображают детей в военной форме, держащих в руках оружие. Двое детей выходят в центр. 1-й ребёнок: Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. 2-й ребёнок: Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире! 1-й ребёнок: Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать. Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома и горят детские кроватки. 2-й ребёнок: Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда больше не называлось войной? Сидящие на кубе девочка и мальчик встают, выходят в центр. Девочка постарше. Девочка-ведущая: Из воспоминаний Нины – 6 лет. Девочка: Мы остались одни с маленьким братом и пошли искать партизан, почему-то мы решили, что там наш папа. Брат: Ночевали, где придется. Помню, когда была гроза, мы ночевали в стоге сена, вытянули сено, сделали ямку и ночевали там. Таких детей, как мы, было много. И все искали своих родителей, даже если они знали, что родители убиты. Девочка: Мы шли по деревне, и в одной хате было открыто окно. И там, видно, недавно пекли картофельные пироги. И когда мы приблизились, брат услышал запах этих пирогов, он потерял сознание. Я зашла в эту хату, хотела попросить кусочек для брата, потому что он бы не поднялся. А я бы его не подняла – сил мало. В хате никого не было, я отломила кусочек пирога, и мы остались ждать хозяев, чтобы не подумали. Что мы воруем. Пришла хозяйка, она жила одна. Она нас не отпустила, она сказала: «Будете мои дети…». Девочка и мальчик возвращаются к кубу. 3-й ребёнок: Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах. Девочка - ведущая: Марина – 4 года. Девочка: …Вот если спросить: что такое детство? Каждый бы сказал что-то свое. А для меня детство – это мама с папой и конфеты. Все детство я хотела маму с папой и конфет. За войну ни одной конфеты не то, что попробовала на вкус – какая она, даже не видела. Первую конфету я съела через несколько лет после войны, когда мне было лет двенадцать. А маму с папой я не нашла. Даже фамилии своей настоящей не знаю. Подобрали меня в Москве, на Северном вокзале. - Как зовут? – спросили в детдоме. - Мариночка. - А фамилия? - Фамилии не знаю. Записали: Марина Северная. Как хотелось, чтобы кто-то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех – горе. Иду по улице.… Впереди мать детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставит – другого берет. Сели они на скамеечку; она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла.… Смотрела, смотрела.… Подхожу к ним: «Тетенька, возьмите меня на колени».
4-й ребёнок: Дети войны, как же вы голодали... Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали... Война... Мальчик – ведущий: Вера – 10 лет. Девочка: У мамы нашей осталось семеро детей на руках. Было трудно. Помню, как вскакивали среди ночи, бежали по лестнице, прятались от бомб. Мать брала последние вещи, ездила и меняла на картошку, на кукурузу. Сварит мамалыги, разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: можно облизать?.. А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ей оставалось после нас в кастрюле. Все время ждали наших: «Вот наши фашистам дадут! Вот наши придут!» Когда стали бомбить наши самолеты, я не побежала прятаться, а побежала смотреть наши бомбы. Нашла осколок. - И где тебя носит? – встречает дома испуганная мать. – Что ты там прячешь? - А я не прячу… я принесла осколок. - Вот убьет, будешь знать. - Что ты, мама! Ведь это же от нашей бомбы осколок. Разве он мог меня убить?
5-й ребёнок: Многих спасли, но другие пропали: От голода, пуль они полегли... Братья и сёстры друг друга теряли, Кого-то в детдом поместить помогли. Девочка - ведущая: Зина, 8 лет. Девочка: В сорок первом… Я окончила первый класс, и родители отвезли меня на лето в пионерский лагерь Городище под Минском. Приехала, один раз искупалась, а через два дня – война. Нас начали отправлять из лагеря. Посадили в поезд и повезли... Нам рассказали, что Минск горел, сгорел весь, там уже немцы, а мы едем в тыл. Едем туда, где нет войны. Через месяц доехали до Мордовии. Место очень красивое, там кругом стояли церкви. Дома низкие, а церкви высокие. Спать было не на чем, спали на соломе. Когда пришла зима, на четверых были одни ботинки. А потом начался голод. Голодал не только детдом, голодали и люди вокруг нас, потому что все отдавали фронту. В детдоме жило двести пятьдесят детей, и однажды – позвали на обед, а есть вообще нечего. Сидят в столовой воспитательницы и директор, смотрят на нас, и глаза у них полные слез... Вторая девочка: Воспитатели и учителя старались не произносить при нас слово «мама». Они рассказывали нам сказки и подбирали такие книжки, чтобы там не было этого слова. Если кто-то вдруг произносил «мама», сразу начинался рев. Безутешный рев. В третьем классе я удрала из детдома. Пошла искать маму. Голодную и обессиленную в лесу меня нашел дедушка Большаков. Узнал, что я из детдома, и забрал к себе в семью. Жили они вдвоем с бабушкой. Я окрепла и стала помогать им по хозяйству: траву собирала, картошку полола, – все делала. Ели мы хлеб, но это был такой хлеб, что в нем было мало хлеба. Он – горький. В муку намешивали все, что мололось: лебеду, цветы ореха, картошку. Я до сих пор ем много хлеба. Никак не могу его наесться… За десятки лет… Мальчик – ведущий: Арсений , 1941 года рождения. Мальчик: В День Победы мне исполнилось четыре года… С утра я стал всем говорить, что мне уже пять лет. Не пятый год, а пять лет. Хотел быть большим. Папа вернется с войны, а я уже большой. Председатель в этот день созвал женщин: «Победа!» Поцеловал всех. Радовался. Начался дождь, я сломал прутик и мерил лужи возле нашей землянки. – Что ты делаешь? – спрашивали меня. – Меряю – глубокая ли ямка? А то папка будет идти к нам и провалится. Соседи плачут, и мама плачет. Я же не понимал, что это такое «пропал без вести». Я долго ждал папку. Всю мою жизнь…
6-й ребёнок: Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!. Сколько же лет разделяли людей! Дети войны, как и прежде, крепитесь! Больше вам добрых и солнечных дней! Мальчик – ведущий: Дима, 5 лет. Мальчик: После войны в нашей деревне еще два года военное железо валялось всюду. Подбитые черные танки, бронетранспортеры. Куски мин, бомб… А у нас же игрушек не было… Потом его начали собирать и отправлять куда-то на заводы. Мама объяснила, что из этого железа начнут отливать трактора. Станки, швейные машинки… Если я видел новый трактор, я не подходил к нему, ждал, что он взорвется. И станет черным, как танк… Я знал, из какого он железа… Все дети начинают перестанавливать кубики и собирать из них пирамиду. Прячутся за нею как за забором. Выглядывают. Девочка - ведущая: Валя , 12 лет. Девочка: Папу ждали несколько недель. Мама достала из чемодана наше заветное… крепдешиновое платье и туфли. У нас был уговор – не продавать это платье и туфли, как бы ни было трудно. Из суеверия. Боялись: если мы их продадим, то папа не вернется. Слышу через окно папин голос и не могу поверить: неужели это папа? Не верилось, что я могу увидеть папу, мы привыкли его ждать. Для нас давно папа был тем, кого надо ждать и только ждать. В школе в тот день сорвались занятия – все пришли посмотреть на нашего папу. Это был первый папа, который приехал с войны. Звучит колыбельная песня, взрослый парень в солдатской форме появляется из-за кулис. К нему навстречу бежит Валя и бросается в объятья. Он берёт её за руку и уводит со сцены. За этим наблюдают дети из-за кубиков. Звучит метроном - вступление песни И. Резника «Дети войны». Все поют.
Использовались материалы: www.pomnivoinu.ru Стихи: Светлана Сирена |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».