Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4983631
Методическая разработка: Занятие - игра ко Дню водно-болотных угодий «Какой болотный день!»
Содержание - Дополнительное образование
27.04.2020 07:39

Норкина Оксана Викторовна, старший методист, педагог дополнительного образования высш.квал. категории ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» с/п «Большелугский Эко-Центр». 
Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 4 - 6 классов, и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии. Занятие проводится в рамках экологической даты: Дня водно-болотных угодий, целю которого является обобщить, систематизировать знания обучающихся о значении болот для человека и природы.

 


 

Занятие - игра ко Дню водно-болотных угодий

«Какой болотный день!»


alt


 

Пояснительная записка:

 

Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 4 - 6 классов, и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии.

 

Актуальность: В современных условиях развития общества проблемы экологии и окружающей среды стоят очень остро. Состояние окружающей среды неразрывно связано с отношением к ней человека. Для того чтобы беречь природу – надо её любить. А любовь невозможна без знаний.

 

Цель: обобщить, систематизировать знания обучающихся о значении болот для человека и природы.

 

Задачи:

 

Образовательные:

  • формирование знаний о болоте, как важной части экосистемы;
  • расширение и углубление знаний о многообразии живых организмов на болоте, о взаимоотношениях между ними;
  • расширение и углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе.

Развивающие:

  • развитие интереса к окружающему миру, наблюдательности;
  • развитие памяти, мышления, речи.

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных способностей (умение общаться, работать в коллективе);
  • воспитание бережного отношения к природе, эстетических чувств восприятия природы;
  • воспитание экологически правильного поведения в лесу и на болоте.

Педагогическая целесообразность занятия состоит в том, что знания, умения и навыки, полученные при изучении материала, могут быть использованы в последующем освоении курса биологии в школе и в повседневной жизни. 

Данное занятие предлагает разнообразные формы работы с детьми: беседа, проведение викторины, задания на смекалку, мастер-класс.

 

Оборудование: аудиозаписи квакающих лягушек; проектор для просмотра презентации; шесть карточек с надписями - клюква, водоросли, белая куропатка, рачки, болотный лунь, карась, щука; пустой мешок; зеленые листы бумаги для оригами. 

Посмотреть или скачать презентацию «Болото и его обитатели.ppt» можно по ссылке: -https://yadi.sk/i/oUQKARhFCtLOKQ  

Действующие лица: 

Кикимора Болотовна 

Сибирячек

 

Ход занятия

 

Звучит музыкальная заставка - кваканье лягушек. Зал оформлен в виде болота: на полу кувшинки из бумаги, рогоз и нарисованные круги – кочки. 

Сибирячек: Здравствуйте мои друзья, как я рад видеть вас всех у нас в Экоцентре. А вы знаете, что здесь могут происходить чудеса? Как не могут, еще как могут, вот мы сейчас откроем дверь и узнаем куда на этот раз мы попадем. (открывают дверь, а там: болото с кочками, Кикимора Болотовна и все попадают на первую кочку) 

Кикимора Болотовна: Ну, здравствуйте, гости дорогие! Наконец,  хоть кто-то пришел в мое болото, меня зовут Кикимора Болотовна. Стоит поближе познакомиться с болотами — и они удивят разнообразием своих красок и запахов. Больше всего здесь мхов. Летом они изумрудно-зеленые и нежно-салатовые, в засушливое лето белые, а осенью желтые, красные, буро-коричневые и даже фиолетовые! В летние жаркие дни болота наполняются запахами трав и кустарничков. Болота бывают лесные, моховые, травяные, кустарничковые. Оставайтесь, у меня тут здорово! А то мне совсем одной скучно. 

Сибирячек: Кикимора Болотовна, ты не обижайся, но нам с ребятами пора идти. 

Кикимора Болотовна: Как же не обижусь, я уже обиделась, а вот и не пущу вас, да и дороги назад нет, только вперед, по кочкам или в трясине завязните и утоните. Да оставайтесь здесь, видите как у меня хорошо в болоте, тепло, лягушки квакают, красота. Да вы же совсем про болото-то ничего не знаете. 

Сибирячек: А давай ты ребятам все расскажешь про болото, да и отпустишь? 

Кикимора Болотовна: Нет, буду я им просто так рассказывать, а еще и потом отпускать! 

Сибирячек: Ну, тогда давай ребята сами тебе   расскажут? 

Кикимора Болотовна: Что я, про болото то  не знаю??? Лучше вы будете мои загадки отгадывать, а я за это вам буду подсказку давать, как на другую кочку перебраться.

 

1-я кочка «Откуда взялось болото?» (Слайд 2 ) 

Болота возникают двумя основными путями:

  • из-за заболачивания почвы
  • из-за зарастания водоемов.

Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров. Ручьи и реки, впадающие в озера, несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озерах течения нет, поэтому частицы почвы оседают на дно и в озере образуется ил. Остатки умерших растений и животных перемешиваются вместе с илом и остаются на дне. Разрастаются растения: они покрывают не только берега и дно, но и залитую солнцем поверхность озера. Корнями они прочно сплетаются друг с другом и образуют сплошной плавучий ковер-сплавину. Сплавина постепенно  смыкается, захватывая все озеро. Дно, заполненное илом и остатками растений, становится все выше. Заросшее озеро превращается в болото. 

Кикимора Болотовна:Ну вот, теперь вы узнали откуда берутся болота, а чтобы перебраться на вторую кочку вы должны аккуратно друг за другом пройти по доске. Смотрите не упадите, а то затянет в болото.

 

Переход: доска

 

2-я кочка «Болотные растения». 

Кикимора Болотовна:  А теперь отгадайте, какие растения растут на болоте. (Слайды 3-10)

 

Переход: живой мост 

Чтобы перебраться  на третью кочку, вы должны ставя ногу к ноге друг-друга и удерживая каждого, переправить по одному всех участников.

 

3-я кочка «Кто живет в болоте?» (Слайды 11-13) 

Картинки на экране запомнить и по памяти перечислить. За правильные ответы – камешки (вырезанные из бумаги), по которым перепрыгивать для перехода на следующую кочку.

 

Переход: камешки 

4-я кочка - отгадать загадки. «Кто живет на болоте»


Загадываются загадки и на экране появляются правильные ответы            (Слайды 14-27)


 

У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
 

Вот моя забота. (Цапля)

 

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. 
(Аист) 

 

Каждый  … свое болото хвалит. (Кулик)  

 

Скоро будет время вьюг,
В доме кот мурлычет.
 

Клином мы летим на юг,
Жалобно курлычем. (Журавли)
  

 

Где камыш качает зыбь
притаилась птица … (Выпь)
  

 

Я люблю играть в полете 

И вы сразу же поймете, 

Что так самку завлекаю – 

На болото приглашаю. (Чибис)  

 

Скачет Шапка по бору 

Объедает в нем кору 

Посмотрите! Поглядите! 

Сколько удали и прыти. (Заяц)  

 

Очень сильный и высокий 

По колено снег высокий, 

Не олень, но он рогатый
Все зовут его сохатый (Лось)


 

Переход: болотный уж 

Кикимора Болотовна: А перебраться на пятую кочку вам поможет болотный уж. Я буду головой ужа, а вы его тело. Все закрывают глаза и держаться друг за дружку и за меня. 

Кикимора извилистыми путями доставляет всех на следующую кочку. Главное, чтобы цепочка не разорвалась, а то затянет в болото.

 

5-я кочка - «Пищевая цепь» (Слайд 29) 

Кикимора Болотовна: А теперь составьте две пищевых цепочки болота. 

Даются карточки в разноброс.

 

alt

 

Кикимора Болотовна: Молодцы! Коль все у вас так получается сами попробуйте перебраться на следующую кочку, без моей помощи. 

Сибирячек: Я знаю ребята как вам перебраться. У меня есть волшебный мешок, который не тонет в болоте. 


Переход: прыжки в волшебном мешке. 

Кикимора Болотовна: Молодцы! Все успешно перебрались. А скажите, ребята, какая все-таки польза от болот? (Слайд 30) 

Они накапливают и хранят пресную воду. В недрах болот удерживается 11,5 тыс. км3 пресной воды. Это в пять раз больше, чем во всех реках мира (2 100 км3), и почти половина объема воды Байкала (23 000 км³)! 

Застойные болота регулируют течение рек и даже питают большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Но, вопреки распространенному мнению, вода в болотах вовсе не застойная. Давайте сравним: в озерах вода полностью обновляется за 17 лет, в болотах — каждые пять лет! 

Крупные болота могут останавливать лесные пожары. 

Служат местообитаниями многих видов растений и животных, в том числе редких и хозяйственно важных. 

Болота являются мощным пылесосом – они поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют кислород в 10 раз больше чем способен переработать один гектар леса или луга. 

Но и это не все: болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая, как известно, в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трех тонн пыли! (В ней, кстати, содержатся минеральные вещества, которыми питаются растения.) 

Болота — это еще и аккумуляторы солнечной энергии. Она спрессовывается там в виде торфа. Однако не в каждом болоте образуется торф. Нет его в болотах степей и пустынь: остатки растений там быстро распадаются благодаря сухому воздуху и высоким температурам; в приморских болотах быстрому разложению способствует соленая вода, в речных заводях — проточность и насыщенность воды кислородом.  

Торф накапливается в болоте очень медленно. Торфяная залежь увеличивает свою толщину на 0,5–1 мм в год. Такова скорость роста главного торфообразователя — мха сфагнума. 

Торф: является сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности; из него изготавливают грубые, но очень прочные ткани, получают битумы и воски. Из торфа делают лекарственные препараты. Это и органическое удобрение, и подстилка для скота, хорошо впитывающая влагу. Но мощные слои торфа образуются тысячелетиями, а разрабатываются всего за несколько лет, и после торфодобычи болото почти не восстанавливается. А если погибает болото, значит, мелеют берущие в нем начало реки, начинается эрозия почв, катастрофически меняется весь ландшафт… 

А есть ли у нас в Большом Лугу болота?

 

6-я кочка – кроссворд (Слайд 31)

 

Кикимора Болотовна: А теперь отгадайте кроссворд.

 

Кроссворд:


 

alt

 


1. Ягодки в лесу, на кочках, 

Укрываются в листочках. 

Синяя у всех туника... 

А зовут их? ...(Голубика)

 

2. Чаще всего его называют камыш (Рогоз)

 

3. Без трубы, дверей и окон 

Дом таскает всюду кто-то… (Улитка)

 

4. Кто такой Сохатый (Лось)

 

5. Говорят, он детей приносит (Аист)

 

6. На болоте уродилась, 

В мягкой травке притаилась. 

Желтенькая брошка — Ягодка... (Морошка)

 

Кикимора Болотовна: Молодцы с кроссвордом вы справились! Ребята, так нужны нам болота? Давайте будем бережно относится к ним!

 

Сибирячек: А ты Кикимора знала, что в 1971 году в иранском городе Рамсар была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение как места обитания водоплавающих птиц; ныне она широко известна как Рамсарская конвенция. Ее цель — сохранить наиболее ценные в этом отношении территории: морские заливы, озера, речные дельты, болота. Сегодня в конвенции участвуют 60 стран, в том числе и Россия, где определено 35 рамсарских угодий. Многие из них имеют международное значение еще и потому, что являются прибежищем для перелетных птиц.

 

Кикимора Болотовна: Как хорошо, значит я спокойна за свое болото!

 

Сибирячек:Ребята, а давайте сделаем подарок Кикиморе. Подарим для ее болота новых лягушек.

 

 

 

Мастер – класс «Оригами лягушка» 

 

alt

 


Литература: 

1.Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К.Б.Асланин - М.: Изд. МНЭПУ, 1995. – 176с

2.Дэлби Э.Чудеса и тайны живой природы / пер. с англ. И.Н.Чаромской. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005. – 128с

3.Саловаров В.О. Атлас определитель птиц Байкала / В.О.Саловаров, Д.В.Кузнецова – Иркутск: Призма, 2002. – 192с.

4.Сукач Л. М. Зеленый дом без окон : Сборник загадок / Л.М. Сукач – Минск : Народная асвета, 1977 . – 62, 2 с.

5.Все обо всем. Растения – М.: «Планета детства» издательство «Астрель», 2000. – 40с.

6.http://ru.wikipedia.org