Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» |
Содержание - Дополнительное образование | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.05.2020 10:21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Васильева Светлана Юрьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества» г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста Срок реализации:13 дней. Пояснительная записка В жизни каждого человека рано или поздно возникает вопрос: кем стать и куда для этого пойти учиться? И начинать думать о перспективах своего будущего надо уже в детстве. А лето – это время не только для отдыха и общения, но и время для открытия новых возможностей и развития своих талантов, когда ребенка можно погрузить в удивительный мир новых впечатлений, в том числе подготовить почву для осознания своих интересов и формирования профессиональных предпочтений. Дополнительная общеразвивающая программа «Изостудия юного художника» реализуется в рамках функционирования пришкольной досуговой площадки профильной проектной смены «Город творческих профессий «ProArt» в форме творческой мастерской. Направленность программы - художественная, по функциональному предназначению – учебно-познавательная, по форме организации - групповая, по времени реализации – краткосрочная. Актуальность разработки данной программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к профессии художника обеспечивается совершенствование процесса развития личности ребенка, осуществляется развитие духовно-нравственной культуры учащихся. Программа «Изостудия юного художника» решает задачи ранней профориентации детей. В процессе реализации программы учащиеся узнают, что профессия художника имеет много разновидностей: живописец, график, анималист, художник по костюмам, иллюстратор. Узнают, в чем заключается работа художника, какие знания необходимы для профессии художника и какими качествами должен обладать представитель этой профессии. Знакомство с профессией художника разбудит у детей желание заниматься изобразительным искусством. В процессе занятий дети познают радость созидания и приобретут новый опыт, получат удовольствие от использования собственных художественных произведений, для оформления мини – галереи творческих художественных работ. Начальные знания, нужные для данной специальности, приобретаются еще в детском возрасте. Занятия по данной программе предполагают поступательность в познавательной деятельности как каждого учащегося, так и всей группы, последовательность в приобретении знаний, навыков, умений, что является педагогически целесообразным. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Программа «Изостудия юного художника» разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242.4.; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196) на основе дополнительной общеразвивающей программы «Северные узоры». Срок реализации программы - 13 дней. Учебно-тематическое планирование рассчитано на 26 часов. Занятия проводятся ежедневно по 2 часа (1 час равен 30 минутам) с 10 минутным перерывом после 40 минут занятия. Продолжительность занятий установлена в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся в соответствии с СанПиНом 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41. Форма занятий - групповая. Программа рассчитана на обучение детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Группы формируются на основе интересов детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, без конкурсного отбора. Наполняемость – до 15 человек. Методическое обеспечение программы Основная задача данной программы – познакомить детей со спецификой профессии художника, дать представление о ее разнообразии, творческом характере, научить учащихся созданию собственных творческих художественных работ с применением различных художественных материалов. Решение данной задачи осуществляется в процессе проектной деятельности. На занятиях ребята коллективно работают над единым проектом – разработка и создание книги «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Работая над проектом (делая эскизы, наброски, иллюстрации к книге), ребята знакомятся со спецификой работы художника. Дети узнают и практически выполняют то, чем занимается:
Перед выполнением художественных заданий, дети получат знания по теории: цветоведение, перспектива, композиция и материаловедение. При практической работе будут использованы различные художественные материалы (гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски и др.) Образовательная деятельность осуществляется на основе деятельностного подхода и дидактических принципов:
На занятиях используются следующие методы обучения:
В работе используются развивающее, дифференцированное обучение, технология проектной деятельности. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Помещение, в котором занимаются учащиеся хорошо освещено. Кабинет оборудован партами, стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. В кабинете 15 посадочных мест. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук. Необходимые материалы и инструменты: карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей - карандаш, акварельная бумага и т.д. Методическое и дидактическое обеспечение:
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Прогнозируемые результаты реализации программы К концу освоения краткосрочной программы, учащиеся Знают:
Умеют:
Механизм и критерии оценки освоения программы Успешность и эффективность освоения программы (контроль учебных умений и навыков) оценивается по итогам работы учащихся над проектом. Критериями оценки являются: - владение практическими умениями и навыками; - креативность исполнения художественных работ. Форма подведения итогов – презентация проекта. Учебный план
Содержание программы Раздел № 1. Организационное занятие (художник – иллюстратор) Теория: Ознакомление с целями и задачами программы, содержанием деятельности творческой группы, с планом работы. Рассказ о профессии художника, разнообразии профилей и специализаций художников. Чем занимается художник, об истории возникновения первых рисунков. Ориентировочное определение тем и направлений для выполнения учащимися коллективного проекта. Форма организации занятия: групповая. Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация изделий. Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Художественные профессии, где пригодится навык рисования».Материал и оборудование: мультимедийное оборудование. Методы контроля: наблюдение, беседа. Раздел №2. Тематическая композиция (художник – живописец) Теория: Чем занимается художник – живописец. Понятие «цветоведение», цветовой круг, теплые и холодные цвета, оттенки цвета, контрастные и родственные цвета, основные и составные цвета. Понятия о линии горизонта, воздушной и цветовой перспективе. Знакомство детей с содержанием текста и героями ненецкой сказки «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Композиция рисунка, выбор сюжетов для иллюстрирования. Понятие «тематическая композиция». Создание эскизов. Размещение изображения на плоскости листа бумаги, передача пространства, пропорций и основного цвета объектов. Передача смысловой связи между объектами композиции. Практические занятия: выполнение набросков и эскизов для иллюстрирования сказки. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа. Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: таблицы «Законы композиции», «Элементы композиции», «Приемы композиции», наглядные пособия. Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, акварель, восковые мелки, масляная пастель, емкость для воды. Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ. Раздел № 3. Изображение деревьев, чумов (художник – график) Теория: Художник – график. Мастер, работающий в одном контрастном цвете. Средства рисования художника-графика: карандаш, тушь. Рисунок – вид графики. Знакомство с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом), понятиями «линейная перспектива», «натура», «эскиз», с правила работы с натуры, с геометрическим началом предметов. Знакомство с приемами и способами изображения деревьев и чумов различными графическими материалами. Ознакомление с техниками рисования масляной пастелью, цветными карандашами и фломастерами. Практические занятия: изображение деревьев, чумов. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная. Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, консультация, практическая работа. Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия. Материал и оборудование: бумага для акварели, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, цветными карандашами, фломастеры, ножницы по бумаге, клей – карандаш. Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ. Раздел № 4. Изображение животных и птиц (художник – анималист) Теория: Художник-анималист. Выбор сюжетов для иллюстрирования, изображение северных животных и птиц в движении, разработка каждого образа с точной передачей особенности внешнего вида и пропорций. Знакомство с техникой работы графическими и живописными материалами. Практическая работа: изображение северных животных и птиц в движении. Форма организации занятия: групповая, индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах. Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, демонстрация готовых изделий, консультация, практическая работа. Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, фотографии, готовые творческие работы. Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, акварельные краски, гуашевые краски, кисти «Синтетика», «Щетинка», ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды. Формы подведения итогов: наблюдение, самостоятельная работа, беседа-опрос, анализ практических работ. Раздел №5. Изображение ненцев (художник по костюмам) Теория: Художник по костюмам. Разработка образа. Практические занятия: изображение ненцев и разработка эскизов одежды. Форма организации занятия: парная, групповая, индивидуальная. Методы и приёмы обучения: объяснение, рассказ, познавательная беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц, консультация, практическая работа. Дидактический и наглядно-демонстрационный материал: наглядные пособия, репродукции. Материал и оборудование: акварельная бумага, карандаш, гелевая ручка с черной пастой, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, гуашевые краски, ножницы по бумаге, клей – карандаш, емкость для воды. Методы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, анализ практических работ. Раздел №6. Презентация проекта. Презентация коллективного проекта «Как могучий орёл вернул ненцам солнце». Тематическое планирование к дополнительной общеразвивающей программе «Изостудия юного художника»
Список литературы для педагога 1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 160. 2. Пухова О.А. Маленький художник, или Рисую сам.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с.81-98. 3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф.фак. пединститутов. -3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000. – С. 256
Рекомендуемая литература для детей и родителей: 1. Неизвестный Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника. Записки разных лет. Письма. Переписка. Воспоминания о художникепредисл. Юрия Норштейна. – М. : Красный пароход, 2011. - 448 с. : 256 ил. - ISBN 978-5-88149-502-2. 2. Кузнецов Эраст. Звери и птицы Евгения Чарушина. - СПб. : Детгиз, 2012. - 192 с. : ил. - ISBN 978-5-8452-0323-6. 3. Уотт Ф. Я умею рисовать/ Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2004. – С. 96 4. Уотт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых/ Пер. с англ. М.Д.Лахути. – М.: Росмен-Пресс, 2002. – С. 96 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».