Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4974523
Методическая разработка: Занятие ко Дню воды «Волшебная вода»
Содержание - Дополнительное образование
05.06.2020 07:41

Грабельных Светлана Петровна, методист, педагог-организатор ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей» с/п «Большелугский Эко-Центр». 
Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 5-7 лет, и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии. Занятие проводится в рамках экологической даты: День воды, целю которого является обобщить, систематизировать знания обучающихся о состояниях и свойствах воды.


Авторская методическая разработка

Занятие ко Дню воды «Волшебная вода»

Пояснительная записка:

Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 5-7 лет, и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии в начальных классах.

Актуальность: вода - самое распространённое вещество в природе. Без воды нет жизни на Земле. Исследовательские наклонности и способности природа заложила в детях изначально. При осуществлении практических действий самим ребенком развивается полное представление об изучаемом объекте, его свойствах и состояниях.

Цель: сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты, делая при этом выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  • Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения. Развивающие:
  • Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

Воспитательные:

  • Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний

Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование активизирует логическое мышление, способствует анализу выполняемых действий и подводит к выводам и умозаключениям.

Данная разработка основана на принципах научности, последовательности, доступности, наглядности, результативности и активного обучения.

Предполагает разные формы работы с детьми: беседа, опыты, наблюдения.

Демонстрационный материал: таблица «Круговорот воды в природе», кружка с холодной водой, металлическая крышка, лед в блюдцах, спиртовка, прозрачные стаканчики с водой и соком.

Раздаточный материал: прозрачные стаканы с водой, карточка с цифрой на каждого ребенка, краски акварельные, стаканчики одноразовые, бумажные салфетки.

Ход занятия

Педагог рассказывает и демонстрирует фотографиями сказку «Облако и лужа», поэтапно фиксируя внимание детей на различных состояниях воды. Можно использовать фотографии и рисунки (Приложение №1, №2)

Подведение к выводу по сказке:

- Из чего состояли лужа, пар, туча? (из воды)

Ответы детей.

- Какой была вода в сказке?

Физкультминутка.

«Лёд-вода-пар»

Лед растает и тогда,

Будет из него….(вода). (дети «плавают»)

Если сильный-сильный жар из водички будет …(пар)

(дети изображают пар движением рук вверх)

Если пар вдруг охладится сразу станет пар (водицей)

(дети «плавают»)

Если холод вдруг придет,

Из водицы будет…(лёд) (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются, присаживаются)

С помощью загадок дети определяют состояние воды и закрепляют материал при помощи опытов. 

Загадка 1

Сначала паром буду я,

Потом в другое превращусь

И с неба на землю, друзья,

Прохладою прольюсь.

Что это?

(ДОЖДЬ) - жидкое состояние

 

Загадка 2

Прозрачное, блестящее

Похоже на алмаз.

На солнышке сверкает

Как сделано из страз.

Но стоит солнцу теплому

Пригреть и приласкать

И будет то прозрачное

В ладонях протекать.

(ЛЕД) - твердое состояние

 

Загадка 3

Был водой, теперь летаю.

С виду я туман напоминаю.

(ПАР) - парообразное состояние

 

Опыт№1. Педагог предлагает детям познакомиться с состояниями воды. Показывает детям, как переливают воду из стакана в стакан. Что я делаю? Почему я смогла перелить воду?

Ответы детей: вода льется, значит, она имеет жидкое состояние.

Вывод: первое состояние воды – она жидкая, ее можно перелить.

- А что будет с водой, если ее нагреть?

Ответы детей.

Мы сейчас на опыте проверим, правильно ли ответили.

 

Опыт №2. Нагревание педагогом  кружки с водой на спиртовке, наблюдение за паром.

Вывод: второе состояние воды-она парообразная. При нагревании вода превратилась в пар.

- Можно ли пар превратить в воду?

Ответы детей.

Педагог ставит над паром стекло. На стенке образуются капельки воды. Что произошло с паром?

Ответы детей.

При кипении воды образуется пар, а при охлаждении пар превращается в воду.

Вывод: при нагревании  вода превращается в пар, при охлаждении - в воду.

 

Опыт №3. Педагог раздает детям на блюдце лед.

- Что это такое? Попробуйте его перелить. Попробуйте лед руками, какой он? (гладкий, твердый, прозрачный, холодный, блестящий)

Ответы детей.

Вывод: третье состояние воды – вода бывает  твердой.

- Если оставить блюдце со льдом в группе, что с ним произойдет?

Ответы детей.

Ставим блюдце со льдом на батарею. В конце занятия дети проверяют, правильно ли они ответили на вопросы.

Вывод: при определенных условиях вода легко переходит с одного состояния на другое.

 

Закрепление материала.

Педагог предлагает детям повторить все три состояния воды

- Нужна ли нам вода? Для чего?

Ответы детей.

- Сегодня мы  поговорим о свойствах воды. В нашей стране много рек, озер, морей. У нас  тоже бежит речка. Какое у нее название? (ответы)

Сначала это маленькие роднички, ручейки, потом, сливаясь вместе, они становятся все больше и больше и, наконец, превращаются в могучие реки, которые несут свои воды к морю. В реках и озерах, в основном, вода пресная.

Занятие у нас будет необычным. Мы проведем опыты, и многое узнаем о воде.

 

Опыт №1.Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. А теперь понюхайте сок. Есть ли запах у воды, у сока? Что можно сказать о воде?

Ответы детей.

Вывод: первое свойство воды – она без запаха.

 

Опыт №2. Отпейте глоток сока из стакана. Какой сок по вкусу? Отпейте

глоток воды. Какая вода по вкусу?

Ответы детей.

Вывод: второе свойство воды – она безвкусная.

 

Опыт №3. Дети ставят карточку с цифрой позади стаканов с водой и соком, и определяют, через какой стакан видна карточка. Почему?

Ответы детей.

Вывод: третье свойство воды – она прозрачная.

 

Закрепление материала.

Педагог предлагает детям повторить все три свойства и три состояния воды.

Проводится физкультминутка «Танец утят»

- А еще вода обладает волшебным свойством. Каждый из вас сегодня будет волшебником.

Опыт «Окрашивание воды».

Желтый+синий=зеленый

Красный+синий=фиолетовый

Красный+желтый = оранжевый

Синий+красный=коричневый

 

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют

Оранжевые, жёлтые, красные,

Синие, зелёные – разные!

 


Вывод: вода окрашивается в тон акварельной краски, меняет цвет при добавлении другого тона акварельной краски, получая новый цвет

 

Итог занятия:

- В каком состоянии бывает вода?

- Какими свойствами обладает?

- С помощью чего вода может иметь цвет?

 

Вода очень нужна всем на земле: и людям, и животным, и растениям. Без воды нет жизни и поэтому к воде надо относиться бережно и экономно.

 

Литература:

1. Асланин К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланин –М.: Изд. МНЭПУ, 1995.-176 с.

2. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.

3. Сукач Л.М. Зеленый дом без окон: Сборник загадок / Л. М.Сукач – Минск: Народная асвета, 1977. – 62,2 с.



Приложение №1.

Автор: Грабельных СП

ПРО ОБЛАКО И ЛУЖУ

На синем-синем небе плыло белое пушистое облако. Свысока глядя на землю, облако видело луга и горы, животных и людей. Забавляясь, облако придумывала разные причудливые формы. Взрослые и дети, увидев это необычное облако, то и дело, показывая пальцем на него, рассказывали, на что оно похоже.

- Смотрите, смотрите,- кричал малыш - это белая лошадка скачет по небу.

- Нет,- говорил другой - это важный верблюд расхаживает по синему небу.

- Оно похоже на плюшевого медвежонка - изо всех сил кричала маленькая девочка.

Каждый видел то, что хотел увидеть. А облако, тем временем, меняло свои формы и веселилось оттого, что на него все обращали внимание. Но тут подул сильный ветер и угнал облако за гору. Медленно стала надвигаться черная тяжелая туча. Засверкала молния, загремел гром, и дождь полил, как из ведра. Дети и взрослые, животные и насекомые разбежались по домам. Злая туча поливала и поливала дождем землю. Через некоторое время туча стала успокаиваться, и уже она не была такой черной, как прежде. Большая грозная туча стала маленькой и с легкостью удалилась по синему небу. На смену туче из-за горы приплыло белое пушистое облако. Засветило яркое солнце, лаская своими лучами все живое на земле. Дети выскочили на улицу, весело стали бегать по луже, которая образовалась после дождя. Какие бы причудливые формы не принимало облако, никто не обращал на него внимания. Облаку было очень грустно. Опустилось облако поближе к земле, чтобы рассмотреть лужу, которая так привлекала детей. 

 

alt

(Адамовой Марии, 13 лет, школа искусств им. Самарина, Большой Луг)

- Как здорово быть лужей, – сказало облако. На тебя все обращают внимание, ты такая большая и теплая. Ребятишки бегают по тебе, пускают кораблики и всем очень весело.

- Что ты, - ответила лужа – гораздо приятнее быть облаком и плыть по синему небу. Ты можешь изобразить все, что захочешь. Тебе все-все видно свысока. Я бы хотела стать облаком.

- Все равно быть лужей лучше, - не успокаивалось облако.

- Нет, лучше быть облаком,- говорила лужа.

Солнце тем временем стало сильнее пригревать землю, незаметно лужа начала испаряться, становясь все меньше и меньше. Теплый пар, который поднимался с лужи прямо на облако, постепенно охлаждался и превращался в капельки. Капельки цеплялись за пушистое белое облачко. Лужа почти полностью испарилась.

- Лужа, куда ты спряталась?- спросило отяжелевшее облако, которое уже не было таким белым и пушистым.

- Я здесь, у тебя внутри - ответила лужа.

Облако стало злиться и пытаться скинуть с себя лужу, но лужа крепко держалась за облако. Люди, глядя на небо, говорили о том, что скоро будет дождь, показывая на облако, но почему-то все называли его тучей. Дети недоумевали, куда же подевалось белое, пушистое облако. Догадалось облако, что превратилась в тучу, потому что внутри него поселилась огромная темная лужа. Эта туча стала носиться по небу, капельки лужи уже не могли удержаться за облачко и стали быстро падать на землю. Из этих капелек образовался дождь. Люди попрятались от дождя. Туче становилось все легче и легче. Наконец упали последние капельки дождя. Солнце опять заиграло на небе, на земле опять образовалась лужа, а туча превратилась в белое пушистое облако. «Как хорошо быть собой - подумало облако, уплывая вдаль по синему небу»

«Гораздо приятнее лежать на земле, пригреваясь на солнышке - подумала лужа». 

alt

(Зырянова Вика, 9 лет, школа искусств им. Самарина, Большой Луг)

Приложение №2

alt

alt

 

Фотографии и рисунки из интернет-источников.