Дианова Светлана Николаевна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Газ-Салинской детской музыкальной школы, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ. Внеклассное мероприятие для учащихся младших классов фортепианного отделения и их родителей.
Сценарий концерта «Откройте музыке сердца!»
Описание работы: Сценарий концерта учащихся младших классов ДМШ класса преподавателя Диановой С.Н.
Цель: формирование музыкальной культуры и интереса учащихся к обучению в ДМШ.
Задачи:
- закрепление опыта музицирования;
- применение полученных в процессе обучения знаний на практике;
- формирование навыка анализа музыкальных произведений;
- развитие эстрадной устойчивости;
- развитие межличностных отношений.
Ожидаемый результат: расширение музыкально-слухового опыта и художественного кругозора детей, развитие вкуса и эстетического восприятия.
Возрастная категория: учащиеся младших классов ДМШ и их родители.
Сценарий концерта «Откройте музыке сердца».
Ведущая: Добрый день! Сегодня здесь собрались те, кто решил связать свою жизнь с музыкой.
Есть на земле страна - зовётся Музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки, но чьи их открывают руки ?
Конечно, это музыкант, его порыв, его талант,
Его желание творить и людям красоту дарить.
Он учит душу ввысь смотреть и, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье, где все у музыки во власти.
Некоторые из вас уже выступали на этой сцене, а для кого-то выступление на сцене сегодня будет первым. Но вы все уже стали юными музыкантами! Вы многое узнали за этот год, многому научились. Вы учились не только игре на фортепиано, но также знакомились с музыкой и на других уроках. Давайте вспомним, какие дисциплины вы ещё изучали в музыкальной школе? Что узнавали на этих уроках? (учащиеся перечисляют). Молодцы! Итак, начинаем наш концерт! О том, какую музыку мы будем сейчас слушать, вам поможет догадаться следующая загадка:
Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали, кто я? Ну, конечно же… (песня)
Есть красивая легенда о песнях. В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. — Небо, научи людей радоваться,— попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разных нот. Сплелись ноты в чудесные песни и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.
1. Французская народная песня «Большой олень». Исполняет Алхасов Мухаммад
Ведущая: А что такое народная песня? Эта песня, созданная народом. В песнях они рассказывали о своих печалях, радостях, переживаниях, о своей жизни. Очень много существует жанров русских народных песен, и один из них – хороводный.
2. Ахмедова Емен исполнит Русскую народную песню «Во поле берёза стояла»
Ведущая: Многие композиторы использовали в своём творчестве элементы народной музыки. Великий русский композитор П.И. Чайковский сказал: «Русская народная песня есть драгоценнейший образец народного творчества».
3. Русская народная песня «Ходила младёшенька». Исполняет Рощектаева Кира
Ведущая: Давайте все вместе вспомним, что такое вариации? (учащиеся отвечают). А если объяснять проще, то музыкальная тема – это куколка, которая оставаясь собой, каждый раз предстаёт перед нами в разной одежде, немного видоизменяясь. Сейчас мы прослушаем вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка».
4. И. Литкова. Вариации на белорусскую народную песню «Савка и Гришка» исполнит Шабунов Владислав
Ведущая: Песня над землёй звучала, без конца и без начала,
Принимайтесь за дела, нотки песня позвала.
Песня в ноты превратилась.
Рассмеялась, оживилась.
И пропела звонко нотам «Всем спасибо за работу».
Человеку как воздух нужна музыка для пения, для отдыха, а также для танцев. И сейчас мы поговорим о танцах и послушаем музыкальные примеры. Назовите, какие танцы вы знаете (учащиеся перечисляют). Правильно, это и бальные танцы – вальс, танго, полька; и джазовые танцы - регтайм, фокстрот, буги-вуги, и старинные танцы – менуэт, контрданс. У каждого народа существуют свои обычаи и традиции и эти национальные особенности, конечно же, отражаются в музыке. Отгадайте загадку:
Ах, в танце быстроты-то сколько!
Задорный, быстрый, озорной,
Еще б сплясать: разок и только!
Зовется танец просто — ... (полька)
Полька - танец чешского происхождения. Слово «Полька» означает полшага. Манера у польки такая — передвигаться мелкими быстрыми прыжками, парами по кругу. Такую прыгающую походку этот танец приобрел у чешских крестьян и крестьянок. А на балах полька появилась чуть позже. Легкий, беспечный характер польки нередко можно уловить в самых разных музыкальных произведениях. И сейчас вы её услышите.
5. К. Лонгшамп-Друшкевичова «Полька», исполняет Белоус Илья
Ведущая: Следующий танец, который сейчас прозвучит – это белорусский народный танец «Бульба». Это прекрасный пример того, как можно с легкостью и весельем относиться к утомительной работе, и как можно после нелегкого труда расслабиться в озорной и задорной пляске. Для танца характерна легкость, живость, стремительность.
6. Ашимова Эмина и Руднев Павел в ансамбле исполнят Белорусский народный танец «Бульба»
Ведущая: В волшебной стране музыки некоторые танцевальные жанры занимают совершенно особое, королевское положение. Таким королем среди танцев, по праву, считается вечный, прекрасный, романтичный, пленительный вальс. Этот танец основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Скажите, а какого сказочного персонажа, танцующего вальс, вы представляете? (Ответы детей). Молодцы! Но сейчас мы услышим, как композитор изобразил в музыке слонят, танцующих вальс.
7. Дж. Баштейн «Вальс слонят». Исполняет Вагапова Злата
Ведущая: Народные истоки имеет и такой музыкальный жанр, как джаз. Джаз возник в США. Появившееся в начале XX века слово «jazz» стало обозначать тип новой, зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку исполнял. Характерные черты музыкального языка джаза это импровизация и синкопированность, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. Пьеса, которую вы сейчас услышите, задорная, ритмичная и написана она в стиле рэгтайма, это джазовый стиль.
8. Э. Градески. Мороженое. Исполняют Назарова Вероника, Дианова С.Н.
Ведущая: Ребята, а вы любите смотреть кино? Киноиндустрия для детей многообразна. Здесь есть и сказки, и приключения, и путешествия по разным странам, и фантастические превращения. Трогательный сюжет, любимые актёры, невероятная графика… но чаще в памяти остаются именно музыка и песни из фильма. И вот что интересно: многие композиторы, которые хоть раз поработали над музыкой к детскому фильму, впоследствии не могли расстаться с темой детства и посвятили ей всё своё творчество. К таким композиторам относится Евгений Крылатов, на его творческом счету более 120 фильмов. Сейчас мы услышим фортепианное переложение одной из его песен, эта песня из кинофильма «Приключения Электроника».
9. Е. Крылатов. Крылатые качели. Исполняет Волкова Елена
Ведущая: Какое произведение прозвучит в нашем концерте дальше, поможет вам отгадать следующая загадка:
Вам дают произведенье,
Быстро пальчики бегут,
Здесь пассажей завихренья,
Назовём его… (этюд)
Правильно, ребята, это этюд. Вы все играли различные этюды, упражнения, подвижные пьесы. Для чего мы их изучаем? (ответы учеников). Молодцы! А все ваши ответы мы подытожим таким стихотворением:
Я сегодня утром рано подошла к фортепиано,
Надо мне этюд играть, чтобы пальцы упражнять,
Им не следует лениться, пальцам нужно научиться:
Двигаться легко, порхать, чтобы смог рояль звучать.
У музыки есть одно удивительное свойство: музыка без слов, без красок и бумаги может рисовать портреты людей и описывать самые различные события. Музыка позволяет услышать то, что чувствуют люди. Посредством музыкальных звуков композиторы передают образы природы, изображают времена года и т.д. Сейчас вы услышите этюд, который называется «Шторм на море».
10. Г. Беренс. Этюд «Шторм на море». Исполняет Грачёв Алексей
Ведущая: Как безграничен образный мир музыки! В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца. А давайте заглянем в сказочный мир, с его таинствами и волшебством, удивительными персонажами и добрым окончанием. Вспомните, какие музыкальные произведения со сказочными героями вы знаете? (называют). А вы знаете кто такие эльфы? Эльфы - это добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие. Послушайте, как удалось композитору Теодору Остену передать сущность этих сказочных духов леса.
11. Т. Остен «Маленький эльф». Исполняет Руднев Павел
Ведущая: По мостикам легат, ступенькам гамм,
Осваивая вместе нотный стан,
Мы все ушли когда-то понарошку
В прогулку по неведомым садам.
Прекрасен сад, где расцветают звуки
Мелодии чудесной и случайной.
И на клавиатуре ловят руки
Гармонии нечаянные тайны.
Ещё один сказочный персонаж, образ которого использовали в своём творчестве композиторы – это гном. Гномы - это фантастические существа, некрасивые или даже уродливые карлики. В сказках говорится, что они охраняют богатства - клады с сокровищами, которые прячут под землёй. Послушайте пьесу датского композитора Людвига Шитте «Танец гномов».
12. Л. Шитте «Танец гномов». Исполняет Ерёмина Кристина
Ведущая: Музыка лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам
Надо научиться колдовать
Наш концерт заканчивается. И в заключении ещё немного о музыке:
Ей всё подвластно: радость и тоска,
В ней – просто миг и долгие века.
И воскресить умеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?..
Мы ей за всё – «спасибо!» говорим, И, веря в торжество её, - творим!
Пусть музыка всегда звучит в ваших сердцах, и только гармония будет вашим спутником жизни! |