Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7382164
Методическая разработка: Внеклассное занятие «Хищные рыбы Байкала»
Содержание - Дополнительное образование
21.08.2020 17:07

Комарицкая Нина Константиновна, педагог дополнительного образования ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», с/п «Большелугский Эко-Центр». 
Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 9-10 лет, время проведения 2 занятия по 40 минут и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии в начальных классах. Занятие можно проводить в рамках экологической даты День Байкала и позволит закрепить знания обучающихся о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии.


Авторская методическая разработка 

Занятие ко дню Байкала «Хищные рыбы Байкала»

 alt

Пояснительная записка

Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 9-10 лет, время проведения 2 занятия по 40 минут и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии в начальных классах.

Актуальность: закреплять знания обучающихся о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления обучающихся о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, доказательную речь. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе. Исследовательские наклонности и способности природа заложила в детях изначально. При осуществлении практических действий самим ребенком развивается полное представление об изучаемом объекте, его свойствах и состояниях.

Цель: создание условий для систематизации и расширения представления детей о хищных рыбах озера Байкал.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить, систематизировать и расширить представление детей о хищных рыбах озера Байкал;
  • познакомить с техникой оригами.

Развивающие:

  • развить навыки по обработке информации;
  • развивать память, логическое мышление;
  • формировать навыки самостоятельной работы, в паре и работе в группах;
  • развивать у обучающихся интерес к предмету.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга);
  • воспитывать доброжелательность, взаимовыручку;
  • воспитывать интерес к предмету через творческую деятельность.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, воспитание бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: умение понимать и принимать учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с этой задачей, умение осуществлять рефлексию.

Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, находить необходимую информацию из различных источников, умение наблюдать и делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение строить устный диалог, умение правильно отстаивать свою точку зрения, умение правильно выдвигать предположения.

Методы и приёмы проведения занятия: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, игра, задание.

Форма проведения: внеклассное занятие.

Виды работы: фронтальная, индивидуальная, в группах.

Условия для проведения: учебный кабинет.

Оборудование и материалы:

1.Компьютер.

2.Экран и проектор.

3.Пазл рыбы, магнитные буквы и лист картона для оформления темы занятия.

4.Сундучок.

5.Карточки с заданиями и с изображением рыб Байкала.

6.Материалы для оригами (цветная бумага, ножницы, клей).

7.Смайлы трех цветов для рефлексии.

План занятия

1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. Мотивационно-целевой этап

Постановка проблемно-игровой ситуации:

Педагог вносит в группу сундучок, обращает на него внимание обучающихся.

- Ребята, посмотрите, что я вам приготовила. Как вы думаете, а что в нем? (предположения обучающихся)

-Давайте откроем и посмотрим? (Открываем)

А тут всё перепуталось…

Вы поможете мне разобраться?

(Картинку и таблицу с буквами разрезать на 10 частей)

alt 

Работа в группах: Дети самостоятельно делятся на две группы: одной нужно собрать пазл – рыбу, второй - слово из букв, чтобы вывести тему занятия.

- Давайте посмотрим, что получилось? Картинка с изображением акулы и словосочетание ХИЩНЫЕ РЫБЫ. Что их объединяет? (предположения обучающихся: акула-хищная рыба)

Повторение пройденного: (предположения обучающихся)

- Где могут обитать эти рыбы?

- А что такое Байкал?

- Какая вода в Байкале?

- Сколько лет этому Священному озеру?

- Кто такие эндемики?

Новая тема:

- Итак, мы собрали с вами пазл из букв и вспомнили что такое Байкал, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

Правильно, тема нашего занятия «Хищные рыбы Байкала»

- А знаете ли вы какие хищные рыбы водятся в Байкале? (Ответы обучающихся)

- Хотели бы вы узнать поподробнее об основных видах хищных рыб этого озера? (Ответы обучающихся: ДА)

- Попробуйте сформулировать цель нашего занятия (Ответы обучающихся: узнать какие виды хищных рыб водятся в озере Байкал).

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Процессуальный этап

2.1. Работа в группах

- Ребята делимся на 5 групп. Один представитель от группы вынимает из сундучка конверт с заданием (в конверте: изображение хищных рыб, текст-описание и инструкция). Ваша задача, ребята, в течение 3 минут прочитать внимательно инструкцию и выполнить задание.

Инструкция:

1.Рассмотреть изображение рыбы.

2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы.

3.Распределить между участниками группы текст.

4.Внимательно прочитать текст.

5.Подготовиться к защите доклада.

2.2. Стендовая защита докладов

(Каждая группа выходит с защитой своего доклада.)

 

2.3. Повторение и закрепление пройденного материала

- Сейчас мы проверим, как же вы запомнили какие хищные рыбы водятся в Байкале?

Загадка №1

У неё во рту пила.

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котёл попала. (щука)

 

Загадка №2

Среди байкальских рыб –

Он признанный гигант.

Есть у него речной собрат –

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает.

Он в списки редких рыб внесён,

От истребления спасён (осётр)

 

Загадка №3

Отложил икру в песок

Речки горной уголок.

Красный хвост дугой согнул,

По теченью повернул.

Вы растите, детки, сами,

Не до вас огромной маме.

Нет в Байкале рыб быстрей,

Терпеливей и мудрей.

На охоте круглый день

Рыба древняя - …(таймень)

 

Загадка №4

Начинается на « о ».

Ох, и любят же его!

Живёт в озере Байкале

Вы, случайно, не едали? (Омуль)

 

2.4. ФИЗМИНУТКА

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают)

Перерыв 10 минут

 

2.5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Мастерская УМЕЛЫЕ РУЧКИ изготовление оригами Хищная рыбка»

1.Анализ образца

-Ребята, продолжаем наше занятие на тему ХИЩНЫЕ РЫБЫ БАЙКАЛА. Мы давно не заглядывали в наш сундучок. Катя, загляни! (Достает рыбок)

-Сделаем таких же рыбок? Давайте проанализируем, что нам для этого нужно.

(Цветная бумага, клей, ножницы)

2.Техника безопасности

- Давайте вспомним технику безопасности.

(ответы обучающихся)

 

3.Поэтапное изготовление рыбок и выставка работ

 alt

alt

alt

 

 

3. РЕФЛЕКСИЯ

- Кто помнит какая сегодня у нас была тема занятия?

(ответы обучающихся)

- Сформулируйте цель, которую мы ставили в начале (ответы обучающихся).

- Достигли ли мы её? (ответы обучающихся: да)

Педагог приготавливает на столе карточки с изображением смайлов-светофор (зеленого, желтого и красного цвета)

Мне важно знать ваше мнение о сегодняшнем занятие:

- Если тебе всё понравилось, то оставь свою рыбку около зеленого смайла…

- Если тебе было сложно, то около желтого…

- Если тебе не понравилось занятие, то около красного…

Ребята делятся своим мнением. По окончанию все могут разобрать своих рыбок.

- Большое спасибо за участие!      

alt

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Е.Н.Кузеванова. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек на Байкале. Иркутск 2006 г.;
  • В.В. Тахтеев. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Издательство Иркутского государственного университета 2001г.;
  • Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Маленькая энциклопедия Сибирячка/ сост. С.Н. Асламова, худ. оформление А.М. Муравьёв. Иркутск: редакция ж. «Сибирячок», 2002.-96с.

 

 

Приложение 1.

 

Конверт с заданиями №1

 

Инструкция:

1.Рассмотреть изображение рыбы.

2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы.

3.Распределить между участниками группы текст.

4.Внимательно прочитать текст.

5.Подготовиться к защите доклада.

 

БАЙКАЛЬСКИЙ ОСЁТР

Раньше её называли по-разному: монголы и буряты - хелма, якуты – хатыс, русские - "царь-рыба" Это самая крупная и самая древняя рыба озера - осетр байкальский, его длина достигает до 2 м, а вес до 200 кг. Осетр живет до 60 лет.

Окраска осетра светло-коричневого цвета. Снизу у рта расположены четыре пары усиков. Питается осетр ручейниками, молодью рыб и ракообразными. Лов этой рыбы строго запрещен, и случайно попавшийся осетр должен быть отпущен.

  alt

 

Конверт с заданиями №2

 

Инструкция:

1.Рассмотреть изображение рыбы.

2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы.

3.Распределить между участниками группы текст.

4.Внимательно прочитать текст.

5.Подготовиться к защите доклада.

 

ТАЙМЕНЬ

Второй по величине и весу рыбой является таймень - его длина до 1 м, а вес до 50 кг. Это хищник с крупной головой и толстым, брусковатым телом.

Таймень обитает по всему озеру. Окраска тайменя светло-серебристого цвета с темными и малиновыми пятнами на теле, красными плавниками и хвостом. Питается таймень мелкими рачками, личинки насекомых, молодняком рыб, мелкими грызунами, а взрослый таймень может напасть на водоплавающих птиц.

 

 alt

 

Конверт с заданиями №3

 

Инструкция:

1.Рассмотреть изображение рыбы.

2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы.

3.Распределить между участниками группы текст.

4.Внимательно прочитать текст.

5.Подготовиться к защите доклада.

 

ЩУКА ОБЫКНОВЕННАЯ

Обитает в байкальских заливах и бухтах, любит места впадения крупных ручьев и рек в озеро. Охотится на молодь любых рыб. Коварные щуки – отличные охотницы за добычей. Хитрая щука почти никогда не промахивается. Тело её имеет цилиндрическую форму и покрыто мелкой чешуей и слизью. Это позволяет щуке быстрое передвигаться в воде. Размер щуки – до 1 метра, вес – до 8 кг. Максимальная длина – 150 м, масса до 35 кг. Окрас щуки – серо-зеленый в крапинку. Окрас зависит таких факторов, как возраст рыб и тип растительности в водоеме, где она обитает.

 

 alt

 

Конверт с заданиями №4

 

Инструкция:

1.Рассмотреть изображение рыбы.

2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы.

3.Распределить между участниками группы текст.

4.Внимательно прочитать текст.

5.Подготовиться к защите доклада.

 

ХАРИУС

Хариус – эндемик Байкала, как и омуль, считается деликатесной рыбой, по вкусу он даже нежнее омуля, но в Байкале его гораздо меньше. Черный и белый хариус, обитает на небольших глубинах около 25 м., а белый хариус опускается до 40 м, длина хариуса достигает 45 см., весит 800 гр. Питается моллюсками, насекомыми ручейниками, мелкой рыбой бычками: желтокрылками, донными широколобками, бокоплавами.

 

 alt

 

Конверт с заданиями №5

 

Инструкция:

1.Рассмотреть изображение рыбы.

2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы.

3.Распределить между участниками группы текст.

4.Внимательно прочитать текст.

5.Подготовиться к защите доклада.

 

Байкальский ОМУЛЬ

Байкальский омуль считается деликатесной рыбой.

Омуль водится на глубине до 350 м. Живет омуль 20 лет. Имеет окраску серебристо-белого цвета. Питается мелкой рыбкой голомянкой, бычком-желтокрылкой, рачком-эпишурой. Вес омуль 300 гр. Самый крупный омуль весил до 5 кг и в длину около 50 см.


alt