Методическая разработка: Внеклассное занятие «Хищные рыбы Байкала» |
Содержание - Дополнительное образование |
21.08.2020 17:07 |
Комарицкая Нина Константиновна, педагог дополнительного образования ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей», с/п «Большелугский Эко-Центр». Авторская методическая разработка Занятие ко дню Байкала «Хищные рыбы Байкала»
Пояснительная записка Предлагаемое занятие рассчитано на возраст обучающихся 9-10 лет, время проведения 2 занятия по 40 минут и рекомендовано для внеклассных мероприятий по экологии в начальных классах. Актуальность: закреплять знания обучающихся о Байкале, как уникальном, богатейшем и самом большом пресноводном озере; закреплять представления обучающихся о рыбном богатстве озера Байкал, его разнообразии. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление, доказательную речь. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, бережное отношение к природе. Исследовательские наклонности и способности природа заложила в детях изначально. При осуществлении практических действий самим ребенком развивается полное представление об изучаемом объекте, его свойствах и состояниях. Цель: создание условий для систематизации и расширения представления детей о хищных рыбах озера Байкал. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Универсальные учебные действия: Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке, воспитание бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение понимать и принимать учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с этой задачей, умение осуществлять рефлексию. Познавательные УУД: умение строить логические рассуждения, находить необходимую информацию из различных источников, умение наблюдать и делать выводы. Коммуникативные УУД: умение строить устный диалог, умение правильно отстаивать свою точку зрения, умение правильно выдвигать предположения. Методы и приёмы проведения занятия: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация, игра, задание. Форма проведения: внеклассное занятие. Виды работы: фронтальная, индивидуальная, в группах. Условия для проведения: учебный кабинет. Оборудование и материалы: 1.Компьютер. 2.Экран и проектор. 3.Пазл рыбы, магнитные буквы и лист картона для оформления темы занятия. 4.Сундучок. 5.Карточки с заданиями и с изображением рыб Байкала. 6.Материалы для оригами (цветная бумага, ножницы, клей). 7.Смайлы трех цветов для рефлексии. План занятия 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. Мотивационно-целевой этап Постановка проблемно-игровой ситуации: Педагог вносит в группу сундучок, обращает на него внимание обучающихся. - Ребята, посмотрите, что я вам приготовила. Как вы думаете, а что в нем? (предположения обучающихся) -Давайте откроем и посмотрим? (Открываем) А тут всё перепуталось… Вы поможете мне разобраться? (Картинку и таблицу с буквами разрезать на 10 частей)
Работа в группах: Дети самостоятельно делятся на две группы: одной нужно собрать пазл – рыбу, второй - слово из букв, чтобы вывести тему занятия. - Давайте посмотрим, что получилось? Картинка с изображением акулы и словосочетание ХИЩНЫЕ РЫБЫ. Что их объединяет? (предположения обучающихся: акула-хищная рыба) Повторение пройденного: (предположения обучающихся) - Где могут обитать эти рыбы? - А что такое Байкал? - Какая вода в Байкале? - Сколько лет этому Священному озеру? - Кто такие эндемики? Новая тема: - Итак, мы собрали с вами пазл из букв и вспомнили что такое Байкал, а теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия. Правильно, тема нашего занятия «Хищные рыбы Байкала» - А знаете ли вы какие хищные рыбы водятся в Байкале? (Ответы обучающихся) - Хотели бы вы узнать поподробнее об основных видах хищных рыб этого озера? (Ответы обучающихся: ДА) - Попробуйте сформулировать цель нашего занятия (Ответы обучающихся: узнать какие виды хищных рыб водятся в озере Байкал).
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Процессуальный этап 2.1. Работа в группах - Ребята делимся на 5 групп. Один представитель от группы вынимает из сундучка конверт с заданием (в конверте: изображение хищных рыб, текст-описание и инструкция). Ваша задача, ребята, в течение 3 минут прочитать внимательно инструкцию и выполнить задание. Инструкция: 1.Рассмотреть изображение рыбы. 2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы. 3.Распределить между участниками группы текст. 4.Внимательно прочитать текст. 5.Подготовиться к защите доклада. 2.2. Стендовая защита докладов (Каждая группа выходит с защитой своего доклада.)
2.3. Повторение и закрепление пройденного материала - Сейчас мы проверим, как же вы запомнили какие хищные рыбы водятся в Байкале? Загадка №1 У неё во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котёл попала. (щука)
Загадка №2 Среди байкальских рыб – Он признанный гигант. Есть у него речной собрат – В придонной части обитает, Но в сети он не попадает. Он в списки редких рыб внесён, От истребления спасён (осётр)
Загадка №3 Отложил икру в песок Речки горной уголок. Красный хвост дугой согнул, По теченью повернул. Вы растите, детки, сами, Не до вас огромной маме. Нет в Байкале рыб быстрей, Терпеливей и мудрей. На охоте круглый день Рыба древняя - …(таймень)
Загадка №4 Начинается на « о ». Ох, и любят же его! Живёт в озере Байкале Вы, случайно, не едали? (Омуль)
2.4. ФИЗМИНУТКА Пять маленьких рыбок плескались в реке. (Имитация движения рыб) Лежало большое бревно на песке. (Развести руки в стороны) Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко. (Имитация ныряния) Вторая сказала: ведь здесь глубоко. (Грозят указательным пальцем) Третья сказала: мне хочется спать. (Руки сложить под ухо) Четвертая стала чуть-чуть замерзать. (Потереть кистями плечи) Пятая крикнула: здесь крокодил, (Руками имитируют пасть крокодила) Плывите скорее, чтоб не проглотил. (Убегают) Перерыв 10 минут
2.5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «Мастерская УМЕЛЫЕ РУЧКИ изготовление оригами Хищная рыбка» 1.Анализ образца -Ребята, продолжаем наше занятие на тему ХИЩНЫЕ РЫБЫ БАЙКАЛА. Мы давно не заглядывали в наш сундучок. Катя, загляни! (Достает рыбок) -Сделаем таких же рыбок? Давайте проанализируем, что нам для этого нужно. (Цветная бумага, клей, ножницы) 2.Техника безопасности - Давайте вспомним технику безопасности. (ответы обучающихся)
3.Поэтапное изготовление рыбок и выставка работ
3. РЕФЛЕКСИЯ - Кто помнит какая сегодня у нас была тема занятия? (ответы обучающихся) - Сформулируйте цель, которую мы ставили в начале (ответы обучающихся). - Достигли ли мы её? (ответы обучающихся: да) Педагог приготавливает на столе карточки с изображением смайлов-светофор (зеленого, желтого и красного цвета) Мне важно знать ваше мнение о сегодняшнем занятие: - Если тебе всё понравилось, то оставь свою рыбку около зеленого смайла… - Если тебе было сложно, то около желтого… - Если тебе не понравилось занятие, то около красного… Ребята делятся своим мнением. По окончанию все могут разобрать своих рыбок. - Большое спасибо за участие! 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1.
Конверт с заданиями №1
Инструкция: 1.Рассмотреть изображение рыбы. 2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы. 3.Распределить между участниками группы текст. 4.Внимательно прочитать текст. 5.Подготовиться к защите доклада.
БАЙКАЛЬСКИЙ ОСЁТР Раньше её называли по-разному: монголы и буряты - хелма, якуты – хатыс, русские - "царь-рыба" Это самая крупная и самая древняя рыба озера - осетр байкальский, его длина достигает до 2 м, а вес до 200 кг. Осетр живет до 60 лет. Окраска осетра светло-коричневого цвета. Снизу у рта расположены четыре пары усиков. Питается осетр ручейниками, молодью рыб и ракообразными. Лов этой рыбы строго запрещен, и случайно попавшийся осетр должен быть отпущен.
Конверт с заданиями №2
Инструкция: 1.Рассмотреть изображение рыбы. 2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы. 3.Распределить между участниками группы текст. 4.Внимательно прочитать текст. 5.Подготовиться к защите доклада.
ТАЙМЕНЬ Второй по величине и весу рыбой является таймень - его длина до 1 м, а вес до 50 кг. Это хищник с крупной головой и толстым, брусковатым телом. Таймень обитает по всему озеру. Окраска тайменя светло-серебристого цвета с темными и малиновыми пятнами на теле, красными плавниками и хвостом. Питается таймень мелкими рачками, личинки насекомых, молодняком рыб, мелкими грызунами, а взрослый таймень может напасть на водоплавающих птиц.
Конверт с заданиями №3
Инструкция: 1.Рассмотреть изображение рыбы. 2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы. 3.Распределить между участниками группы текст. 4.Внимательно прочитать текст. 5.Подготовиться к защите доклада.
ЩУКА ОБЫКНОВЕННАЯ Обитает в байкальских заливах и бухтах, любит места впадения крупных ручьев и рек в озеро. Охотится на молодь любых рыб. Коварные щуки – отличные охотницы за добычей. Хитрая щука почти никогда не промахивается. Тело её имеет цилиндрическую форму и покрыто мелкой чешуей и слизью. Это позволяет щуке быстрое передвигаться в воде. Размер щуки – до 1 метра, вес – до 8 кг. Максимальная длина – 150 м, масса до 35 кг. Окрас щуки – серо-зеленый в крапинку. Окрас зависит таких факторов, как возраст рыб и тип растительности в водоеме, где она обитает.
Конверт с заданиями №4
Инструкция: 1.Рассмотреть изображение рыбы. 2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы. 3.Распределить между участниками группы текст. 4.Внимательно прочитать текст. 5.Подготовиться к защите доклада.
ХАРИУС Хариус – эндемик Байкала, как и омуль, считается деликатесной рыбой, по вкусу он даже нежнее омуля, но в Байкале его гораздо меньше. Черный и белый хариус, обитает на небольших глубинах около 25 м., а белый хариус опускается до 40 м, длина хариуса достигает 45 см., весит 800 гр. Питается моллюсками, насекомыми ручейниками, мелкой рыбой бычками: желтокрылками, донными широколобками, бокоплавами.
Конверт с заданиями №5
Инструкция: 1.Рассмотреть изображение рыбы. 2.Правильно прочитать и запомнить название рыбы. 3.Распределить между участниками группы текст. 4.Внимательно прочитать текст. 5.Подготовиться к защите доклада.
Байкальский ОМУЛЬ Байкальский омуль считается деликатесной рыбой. Омуль водится на глубине до 350 м. Живет омуль 20 лет. Имеет окраску серебристо-белого цвета. Питается мелкой рыбкой голомянкой, бычком-желтокрылкой, рачком-эпишурой. Вес омуль 300 гр. Самый крупный омуль весил до 5 кг и в длину около 50 см. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».