Статья «Эффективные методы обучения, повышающие качество образования». |
Содержание - Дополнительное образование |
08.10.2020 06:45 |
Авдеева Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО «ДООЦ «Лесная сказка», Пермский край, город Соликамск, село Тохтуева. Из опыта работы «Эффективные методы обучения, повышающие качество образования» Как сформировать у детей высокую и устойчивую мотивацию к обучению? Как найти эффективные методы и средства, повышающие качество образования? Что делать педагогу, когда в группе есть дети, которые не могут усидеть на месте, не слышат обращенную к ним речь, не выполняют задание? Как найти индивидуальный подход к чувствительным «особым» детям? Все эти вопросы возникают у педагогов, считающих обучение «главным делом своей жизни», решение которых требует от него перестройки методов и тактик, их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся, создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта. Работая по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Шаги», целью которой является увеличение объема памяти на основе развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы посредством игровых приемов и упражнений, пришла к выводу о необходимости использования системы разноуровневых заданий. В группе моего объединения обучаются дети с разными нарушениями: с задержкой психического развития, с нарушениями речи, ребята с соматическими заболеваниями - не имеющие видимых дефектов, но имеющие сохранный интеллект, но тем не менее со слабо развитой познавательной сферой, ограниченным объемом принятой информации, быстрой потерей интереса к занятиям и отсутствием или слабым стремлением к учению. На мой взгляд, работа становится эффективной, если при подготовке к занятиям проанализированы познавательные, коммуникативные, поведенческие особенности, индивидуальный стиль усвоения материала. По этим схожим особенностям объединяю детей для работы в парах или малых группах (пары могут быть как одного возраста, так и разного). Так один более успешный ученик тянет более слабого. На первых порах одобряются только лишь заинтересованность, взаимовыручка, поддержка (говорить по очереди, слушать; задавать вопросы, если что- то не понятно) и только потом ориентирую на «успех» - кто больше и лучше? Для формирования положительной мотивации выбираю выполнение заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность, используется технология разноуровнего обучения. Рассмотрим эффективность данной технологии. Например, на этапе закрепления изученного материала. Изучается тема «Запоминание текстов. Приём «Карта текста» Карта текста – это метод, который позволяет улучшить качество запоминаемой информации и скорость чтения. Кроме того, форма записи текста быстро позволяет сформировать «ключ» к информации, применяя при этом методы эйдетики и мнемотехники (совокупность методов и приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций). Ключ в тексте – это название текста и последовательность главных мыслей. Выглядит карта так: ребенком быстро просматривается текст, выделяется общее количество абзацев (как правило, в одном абзаце – одна главная мысль). В центре – главная мысль (можно записать словом, можно нарисовать картинку). Начинаем читать текст с одновременной записью ключевых слов или словосочетаний. Начинаем писать с верхнего правого угла (по часовой стрелке с цифры 1) Сначала записываем ключевые слова, относящиеся к главной мысли (это большие ветки), на маленьких ответвлениях – второстепенные мысли, детали. Закончили рисовать одну ветку, приступаем к другой (для детей с нарушениями желательно, чтобы количество веточек было 5-7, что соответствует объёму кратковременной памяти). Для начала, детям предлагается из предложенных карточек составить алгоритм составления «карты» текста Далее предлагается целевой план действий. Целевой план действий для обучающихся: Изучить текст Составить для текста карту Пересказать текст по карте Задания предлагаются в нескольких вариантах, по количеству групп: облегчённый (уровень А), средний (уровень Б) повышенный, творческий (на выбор учащегося, уровень С) Уровень «А» (облегченный) Задание 1. Задача (методический комментарий для учащихся): 1. прочитать текст 2. изучить готовую «карту» (задавать друг другу вопросы по карте) 3. пересказать текст по карте Уровень «Б» (средний) Задание 1. Задача (методический комментарий для учащихся): 1. прочитать текст 2. из предложенных картинок, слов, словосочетаний выбрать нужные «ключевые» слова к тексту 3. нарисовать «карту» 4. пересказать текст по готовой карте Уровень «С» (повышенный, творческий) Задача (методический комментарий для учащихся): 1. прочитать текст 2. самостоятельно нарисовать «карту» текста 3. из дополнительной литературы выбрать интересные факты и украсить ими рассказ 4. пересказать текст по готовой карте Этот метод, как показала практика, позволяет быстро вспомнить весь текст, придаёт уверенность в себе, в своих знаниях. Подчеркнём, что в результате ежедневного применения в течение двух недель формируется привычка анализировать, понимать и запоминать тексты. В результате ежедневного применения в течение двух недель (при помощи взрослого, родителя) формируется привычка анализировать, понимать и запоминать тексты. Так, на начало работы с текстами, наблюдались трудности при восприятии текста, в умении выделять главное и второстепенное; умении обобщать. При пересказе текста наблюдалась фрагментарность, путаница в последовательности событий, что доказывает кратковременность памяти и неспособность удержать ключевые моменты текста в ней. Также была видна неуверенность, замкнутость, отсутствовала любознательность и интерес к прочитанному. Ребята трудно концентрировали внимание на беседе, быстро забывали, о чем говорили. Это говорило о необходимости привлечения дополнительных опор в запоминании. В конце обучения ребята научились следовать в пересказе схеме, тем самым не пропуская звенья, значимые моменты. Умеют выделить главную мысль и подобрать обобщающее слово, слово-образ, слово-помощник. Умеют восстановить по памяти последовательность (или их количество) веточек в карте, по ним более подробно пересказать содержание текста. Научились сравнить две карты: правильную и с пропущенными смысловыми звеньями. Наблюдается увеличение самостоятельности, повысился интерес к прочитанному и любознательность. Таким образом, система разноуровневых заданий, включение в процесс обучения особых технологий работы с детьми для развития ассоциативного мышления и творческого воображения (комбинаторные игровые упражнения, мнемические приемы запоминания информации, кинезиологические упражнения) делают процесс учения интересным, раскрывают интеллектуальные творческие способности детей, что существенно повышает качество образования. Используемые источники: 1. Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память [Текст] / И.Ю. Матюгин.- Москва: Рипол «Классик», 2007. – 198с. 2. Матюгин И.Ю., Жемаева Е. Л., Чебакерия Е.И., Рыбникова И.К. Школа Эйдетики [Текст] / И.Ю. Матюгин, Е.Л.Жемаева. - Москва «РИПОЛ Классик», 2004. – 263с. 3. Никитина Т.Б. Как развить память у детей [Текст] / Т.Б. Никитина. - Москва «АСТ-Пресс книга», 2006. – 302с. 4. Васильева Е.Е. Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить? [Текст] / Е.Е. Васильева - Краснодар: «Сов. Кубань», 2003. – 335с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».