Дополнительная общеразвивающая программа театральной студии «Светофорик» |
Содержание - Дополнительное образование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
07.12.2020 10:44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иванова Надежда Александровна, воспитатель структурного подразделения МАОУ СОШ № 5 «Солнышко» г. Старая Русса Новгородской обл.
Дополнительная общеразвивающая программа театральной студии «Светофорик» Направленность: художественная Уровень: ознакомительный Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 9 месяцев ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования «Светофорик» имеет художественную направленность. Программа разработана в соответствии с положениями Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 9.12.2012г., Концепции развития дополнительного образования детей, утверждѐнной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р, Конвенции о правах ребѐнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.,«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации» (СанПин 2.4.1.3049-13 ), является авторской, создана на основе методических пособий следующих авторов: Стеркиной Р.Б., Шорыгиной Т.А., Майоровой Ф.С., Вдовиченко Л.А., Авдеевой Н.А., Хабибуллиной Е.Я., скорректирована с учѐтом возраста обучающихся. Программа является базовой, ознакомительной, предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и безопасного поведения в условиях дошкольного образовательного учреждения, даѐт общие представления, необходимые и достаточные для выполнения педагогических задач и достижения поставленной цели обучения. Актуальностью данной программы является формирование у детей сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в опасных условиях, умение оказывать само- и взаимопомощь, а также развитие творческих способностей воображение, фантазии воспитанников. Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что во время обучения ребенок получает всестороннее интеллектуальное и интерактивное развитие в процессе овладение элементарными навыками и приемами безопасного поведения на дороге, на улице. Содержание Программы расширяет кругозор дошкольников, положительно влияет на их общее развитие, речь и коммуникативные способности, что позволяет развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление. Этим обеспечивается преемственность в обучении и интеграция Программы в процессе обучения в детей в ДОУ. Новизна Программы заключается в том, что она выводит на новый уровень решение проблем дополнительного образования, ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно – эстетические навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Цель программы: создание условий для формирования адаптированной личности, способной действовать в различных дорожных ситуациях; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, развитие у детей образного и логического мышления, воображения, интеллекта, изобретательности, фантазии. Задачи программы направлены на развитие логики технического конструирования: Образовательные: - овладение знаниями Правил дорожного движения, необходимых для безопасности в качестве пешехода и пассажира. - овладение навыками оказания первой медицинской помощи, - привитие навыков безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте. Развивающие: - развивать внимание, память, логическое мышление; - приобщить детей к театральной культуре; - эстетический вкус, творческие способности и фантазии детей; - пространственное воображение. Воспитательные: - воспитывать интерес к театральной деятельности; - расширять коммуникативные способности детей; - способствовать созданию игровых ситуаций; - воспитание у детей чувства взаимопомощи, готовности помочь человеку в различных дорожных ситуациях;
- привлечение детей к углубленному изучению и практическому применению правил дорожного движения.
Отличительной особенностью Программы является введение в курс обучения практических заданий и упражнений на развитие речевых навыков и развитие коммуникативных функций обучающихся, введение основных понятий этики, взаимоотношений через интерактивные занятия, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные тренинги. Для достижения наибольшей эффективности в работе используются игровые методики, помогающие в более доступной форме осваивать новые знания, разбираются различные дорожные ситуации, что способствует развитию наблюдательности, логического мышления, формированию умения предвидеть скрытые опасности на дороге. Большое значение имеет вариативность содержания Программы, дифференцированный подход к обучению в зависимости от уровня развития дошкольников, их психологических особенностей. Программа предоставляет возможность выбора при выполнении практических заданий и построения индивидуальной образовательной траектории в соответствии с возрастом, полом, индивидуальными особенностями и способностями обучающегося. Дополнительная общеразвивающая программа создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей. Срок реализации Программы- 1 учебный год (9 месяцев). Количество академических часов в год: 36 часов. Возраст детей, участвующих в реализации Программы – от 5 до 6 лет. Психолого-педагогические особенности данной возрастной категории от 5 до 6 лет. Дети шестого года жизни уже умеют распределять роли, игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. Наблюдается организация игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали конструктора. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но форму и величину объектов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Формы занятий: с учѐтом психолого-педагогических особенностей обучающихся по данной Программе происходит и выбор формы занятия. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях практикуются объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, поисковые и исследовательские методы, речевые и коммуникативные тренинги и игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний. Режим и продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 года № 26. В ходе реализации программы предусмотрено 36 академических часов: 36 недель, по 1 занятию в неделю, с продолжительностью занятия 1 академический час (25 минут), во второй половине дня. Количество обучающихся в группе: от 8 до 20 человек. Особенности набора обучающихся: для обучения по программе театральной студии «Светофорик» происходит общедоступный набор, когда принимаются любые обучающиеся, без предъявления требований к уровню их образования и индивидуальным способностям. Ожидаемые результаты реализации Программы и способы определения их результативности При освоении данной Программы, обучающиеся должны освоить следующие умения и навыки: - будут знать Правила Дорожного Движения в объеме, необходимом для безопасности в качестве пешехода и пассажира; -научатся применять полученные знания на дорогах города, уметь предвидеть опасность на дороге и избежать ее; - приобретут способность к обыгрыванию любого сюжета в театральной деятельности; - научатся следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, быть готовыми к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; -разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию; -улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе; - самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников. Реализация данной программы позволит воспитанникам получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние из последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Оценка результативности: в качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством тестирования, с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа. Показатели результативности усвоения Программы можно разделить на три раздела:
Подведением итогов реализации Программы будут считаться театральные выступления перед воспитанниками ДОУ в различных возрастных группах в течение учебного года, а так же организация и оформление тематических выставок на базе музея ДОУ. Учебный план
Материально-техническое и информационное обеспечение В ходе реализации программы театральной студии «Светофорик» применяются современные педагогические технологии, сочетающие традиционное, игровое и развивающее обучение, эмоционально-смысловой подход к решению поставленных задач, используются компьютерные технологии, используется интерактивный подход в проведении практический занятий. Материальная база Программы состоит из учебного кабинета, информационно-познавательных стендов, магнитной доски, компьютера, комплекта учебных пособий и раздаточного материала, а так же включает в себя: - печатные пособия: таблицы, схемы, альбомы демонстраций, карточки, картинки, готовые образцы, настольные игры; - видео и музыкальные пособия: аудио записи, слайды, сборник музыки по тематике, мультфильмы - учебно-практическое оборудование:
Комплекс организационно-педагогических условий В значительной степени при разработке рабочей программы и подготовке к занятиям могут быть использованы интернет-ресурсы, справочная и художественная литература, а также опыт работы ведущих методистов и методические наработки. Одним из главных принципов подбора содержания программы обучения является развитие познавательного интереса как устойчивого мотива самообразования дошкольников; методы и формы работы выбраны с учѐтом поступательного развития познавательного интереса, развития творческих способностей и творческой активности. Организация содержания обучения включает в себя дифференцированный подход к обучению, сочетает коллективные и индивидуальные формы работы с детьми. Каждое занятие включает в себя несколько речевых упражнений и коммуникативных тренингов для развития навыков общения и развития речи обучающихся. Дифференцированный подход необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной Программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. На занятиях широко практикуется проведение с детьми сюжетно-ролевых игр.
Общий план занятий Комплексно-тематический план работы
Почти все занятия строятся по одному плану:
Принципы реализации программы: Принцип наглядности: Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы. Принцип последовательности: Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. Принцип занимательности: Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. Принцип личностно-ориентированного общения: В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Навыки, прививаемые детям в процессе театрализованной деятельности:
Практическая часть: -Показ педагога (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); -самостоятельное проживание детьми эмоций, выполнение устных указание педагога -анализ работы детьми (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика). Работа с родителями Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Важность ПДД в жизни ребенка», «Развиваем воображение», «Ум на кончиках пальцев». Дидактические материалы и средства, используемые при реализации программы обучения, включают в себя: - практические и теоретические задания творческого, развивающего и занимательного содержания для индивидуальной и групповой работы - специальную литературу - карты, схемы, буклеты, наборы - кино- и видеопродукцию, слайды, фотоальбомы - развивающие игры для занятий риторикой и развития коммуникативных навыков Рекомендуемый список литературы для педагога: 1.К.В.Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013 2. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001 3. Е.И.Шаланова "Правила безопасности Дорожного движения" 4. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено". 5. Лиходед В. "Уроки светофор". 6.Т.Ф.Саулина "Три сигнала светофора" 7. Пикулева Н. "Дорожная азбука". 8. Е.Я.Хабибуллина "Дорожная азбука в детском саду",2013 9. Н.В.Елжова "ПДД в детском саду", 2013 10.Первая помощь. Учебник. 11. Козловская Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/Под общ. ред. В.А. Федорова.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002 12. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с. 13. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения. 14. Правила дорожного движения.- М. Эксмо, 2006.- 64 с. 15. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с. 16. Методические рекомендации по организации работы детских садов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Курган, 2006. – 72 с. 17. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В., Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с Рекомендуемый список литературы для родителей: 1."Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников" автор сост. Т.Г.Кобзева , И.А.Холодова, Г.С.Александрова. 2. Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с. 3.Кузнецова Н.М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних» Т.Ф. Саулина «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».