Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5666641
Методическая разработка открытого занятия по экологии на тему «В мире птиц»
Содержание - Дополнительное образование
19.02.2021 12:13

Бикбулатова Зимфира Фаритовна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО Эколого – биологический центр «Лидер Эко» городского округа, город Уфа Республики Башкортостан. 
Конкурсная игра для детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).

 


 

Методическая разработка открытого занятия по экологии

на тему «В мире птиц»

 

Пояснительная записка

Область применения: дополнительное образование.

Возраст обучаемых: 6 - 7лет, старший дошкольный возраст.

Цель: продолжать формировать у детей осознанно – правильное отношение

 к объектам живого мира.

Задачи:

Образовательные:

обобщить знания детей о многообразии птиц;

продолжать формировать у воспитанников устойчивый познавательный интерес

к представителям животного мира - птицам; уточнить знания детей о зимующих и перелётных птицах; закрепить умение определять птиц по их голосам;

повторить экологические правила, охраняющие птиц;

Развивающие:

развивать у детей внимание, связную речь, обогащать словарный запас

новыми словами, активизировать память и логическое мышление, внимательность;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к птицам;

продолжать формировать доброжелательные и дружеские отношения между детьми в команде; способствовать сплочению детского коллектива.

Методы обучения: словесные, наглядные, игровые.

Специфика занятия: учебно – развивающее.

Педагогические технологии: познавательные, личностно - ориентированные.

Методическое обеспечение: 2 конверта с 9 карточками зимующих и перелётных птиц, картины «Весенний лес» и «Зимний пейзаж»; задания с рисунками птиц и их кормом «Каждой птице – свой корм» карандаши; конверт с перьями птицы (маховое и пуховое); подготовить загадки для болельщиков; конверты с карточками птиц (по 4 для каждой команды); проигрыватель с CD - диском (аудиозапись «Голоса птиц»); по 4 экологических знака для каждой команды; жетоны, призы.

Предварительная работа: беседа с детьми о зимующих и перелётных

птицах; рассматривание иллюстраций; чтение статей о жизни птиц из журналов и энциклопедий; прогулка в парк с целью изучения жизни птиц в природе, прослушивание аудиозаписи "Голоса птиц", просмотр фрагментов из научно - познавательных фильмов о птицах. Подготовить к игре две команды (дать детям задание: придумать своей команде название, девиз, эмблему, приветствие для жюри и болельщикам).

Ход  игры:

- Здравствуйте, ребята, мы с вами изучили тему «Многообразие птиц». Сегодня мы поиграем в игру «В мире птиц». В ходе игры выясним, что вы о пернатых друзьях знаете, и участников какой команды можно будет назвать «знатоками птиц». Оценивать правильность ваших ответов будет жюри (представить членов жюри).

Объясню вам правила игры. Игра состоит из 6 конкурсов, в каждом – своё задание, которое вам предстоит выполнить. Даётся время, чтобы вы в команде обсудили вопросы. В каждой команде есть капитан. Он решает, кому из ребят отвечать и следит за дисциплиной. За правильно выполненное задание команда получит жетон. Чем больше вы их наберёте, тем больше будет шансов на победу в игре. Для болельщиков команд тоже будут свои вопросы и задания.

 Приглашаются 2 команды, которые объявляют своё название, девиз, приветствие к жюри и болельщикам.


1. Конкурс «Зимующие и перелётные птицы»

Как вы уже знаете всех птиц можно разделить на две группы: зимующие и перелётные. Я раздам каждой команде конверты с карточками, на которых изображены зимующие и перелётные птицы. Ваша задача – разделить их на две группы и прикрепить на две картины «Зимний лес» и «Весенняя природа» (См. Приложение рис.1).

 За каждую правильно названную птицу и прикреплённую к соответствующей картине команда получит 1 жетон. Максимальное количество – 6 жетонов, которое может получить команда за этот конкурс.

Пока команды выполняют задание, я предлагаю болельщикам ответить на вопросы про птиц. Самые активные болельщики, правильно ответившие на вопросы, тоже получат жетоны!

Игра для болельщиков «10 вопросов»

1.Какую птицу называют «лесным доктором?»

2. Самая большая птица в мире?

3. Птицы - вестники весны, прилетающие в наши края самыми первыми?

4. Какие птицы выводят птенцов зимой?

5. Как называется нос у птиц?

6. Почему снегирю дали снежное имя?

7. Самая маленькая птичка в мире?

8. Какая птица, которая никогда не вьёт гнездо и не выводит птенцов?

9. Какую городскую птицу раньше называли «крылатым почтальоном»?

10. Как называется птичий дом?

 

2. Конкурс «Каждой птице – свой корм»

Как вы знаете, птицы питаются разным кормом. Есть птицы насекомоядные, зерноядные и хищные. Сейчас мы проверим, знаете ли вы, каким кормом

питаются птицы. Если задание выполнено без ошибок, то команда заработает 1 жетон.

Команды получают рисунки с птицами и их кормом. Задание для команд: указать стрелкой от птицы к её привычному корму (См. Приложение рис. 2)


Игра для болельщиков «Летает - не летает»

Для участия приглашаются болельщики команд.

 Ребята, сейчас проверим вашу внимательность. Я буду называть вам птиц. Если она летает, то вы должны махать руками, имитируя полёт птиц, а если не летает, то неподвижно стоять.

(Птицы – чайка, цапля, петух, сова, поползень, ласточка, страус, грач, кукушка, пингвин, воробей, ворона, скворец, киви, голубь, стриж, индюк, дятел, жаворонок).

 

3. Конкурс «Угадай птицу по голосу»

Птиц трудно увидеть, они прячутся от нас среди листвы на высоких деревьях. Но их можно услышать. У каждой птицы – своя песенка. Сможете ли вы угадать птицу по её голосу? За каждую угаданную птицу вы получите 1 жетон.

Для 1 команды – соловей, синица, ворона, ласточка.

Для 2 команды – сова, зяблик, воробей, дятел.


4. Конкурс «Что за птица?»

Каждая команда получит конверт с изображением птиц, которых вам нужно будет показать участникам другой команды при помощи различных жестов и движений (можно издавать звуки).

В этом конкурсе будет оцениваться также ваше умение показывать движения, характерные для птиц. За артистизм и старание жюри может дать вам дополнительный жетон.

Для первой команды – журавль, дятел, пингвин, воробей.

Для второй команды – страус, гусь, попугай, петух.

Пока команды готовятся, я предлагаю болельщикам отгадать загадки о птицах (Загадки про птиц).


5. Конкурс «Чёрный конверт»

Сейчас я вам расскажу о том, что спрятано в чёрном конверте.

Дослушайте описание до конца, посоветуйтесь друг с другом и дайте 2 ответа. Если ваши ответы будут правильными, то команда получит 2 жетона.

Они принадлежат только птицам. Они бывают двух видов. Короткие, мягкие, пушистые – защищают от холода, а длинные, упругие, жёсткие нужны птицам для полёта. При помощи длинных и жёстких - раньше люди писали, а короткими и мягкими люди набивают подушки, одеяла и зимние куртки.


6. Конкурс «Берегите птиц!»

Участники команд должны соотнести картинки на которых изображены действия, наносящие вред птицам и действия, помогающие им с соответствующими кружками – красным и зелёным (См. Приложение рис.3).

 Команды должны перечислить несколько (4 – 5) важных экологических правила, которые будут способствовать сохранению мира птиц.


Подведение итогов игры, награждение победителей.

 -Ребята, вы доказали, что много знаете про птиц, об экологических правилах, которые помогают их сберечь и не будете нарушать эти правила в жизненных ситуациях. Птицы - наши первые помощники. Каким скучным был бы мир без них!  Все вместе мы сохраним птиц в природе. Вас всех можно назвать «знатоками птиц».

Вам понравилась игра? Что нового вы для себя открыли? Какими знаниями вы готовы поделиться со своими друзьями? На следующих занятиях мы с вами продолжим наш разговор об этих удивительных созданиях природы. Будут новые игры с увлекательными заданиями. Самое главное, чтобы у вас оставалось желание, играя, больше узнавать новой информации о мире птиц и учиться их беречь.

Каждая команда подсчитывает количество набранных жетонов. Определяется команда – победитель.  Награждаются участники победившей команды. Поощрительные призы получает побеждённая команда. Похвалить и наградить поощрительными призами наиболее активных детей из числа болельщиков за их ответы.



Список  литературы:

1. И. Акимушкин Мир животных: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся –

М.: Мысль, 1995. – 463с.

2. Т.Н. Ситникова Птицы России: Начальная школа – М.: Вако, 2012. – 96с.

3. М.Р. Пимон Твоя первая энциклопедия. Жизнь леса – М.: «Махаон», 2010. – 127с.

4. В. Теремов, В.С. Рохлов Занимательная зоология – М. Аст – пресс, 2002. – 527с.