Статья "Особенности организации коррекционной (логопедической) работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития" |
Содержание - Дополнительное образование |
04.10.2021 10:30 |
Королева Екатерина Юрьевна, учитель – логопед, МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Калтан, Кемеровская область. Особенности организации коррекционной (логопедической) работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития Задержка психического развития (ЗПР) является задержанным развитием и характеризуется временным отставанием, недостаточной сформированностью когнитивных и эмоционально – волевых составляющих познавательной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, пониженной умственной работоспособностью, личностной незрелостью, что приводит к трудностям в усвоении учебных ЗУН; имеют негрубые нарушения познавательной деятельности, имеющими тенденцию к компенсации и обратному развитию при правильно организованном и своевременном коррекционном воздействии. При свойственной пониженной обучаемости детей с ЗПР они способны использовать помощь взрослого, а также способны переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. При этом стоит отметить, что тенденция к росту числа детей с задержкой психического развития, согласно статистике, обуславливает актуальность и социальную значимость рассмотрения вопросов образования детей данной категории, в том числе вопросов организации коррекционной логопедической помощи; согласно МКБ-10 Задержка психического развития имеет название «специфические расстройства развития школьных навыков» - F 81. Важны при работе с детьми данной категории большие различия по степени выраженности задержки, а также индивидуальные особенности, зависящие от вида и степени недостаточности интеллекта. Таким образом, чаще не достигая необходимого уровня готовности к школьному обучению к моменту поступления в школу, а также в зависимости от степени выраженности дефекта, дети с ЗПР обучаются в специальных школах для детей данной категории, в специальных классах, в общеобразовательных классах с соблюдением специальных условий или по индивидуальным АООП НОО для учащихся данной категории; коррекционно – логопедическая работа в рамках внеурочной деятельности при этом может проводиться учителем – логопедом на базе учреждения дополнительного образования. При этом важным является взаимодействие при работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР учителя-логопеда и других специалистов, работающих с ребенком в определении содержания, последовательности коррекционно-логопедического воздействия, форм и методов работы, что позволяет не только закреплять речевой материал, но и развивать операции мыслительной деятельности (анализ и синтез, классификацию, сравнение), внимание, память; важна также взаимосвязь логопедической работы с программой по школьным предметам (письмо, чтение, окружающим мир, музыка, а также психокоррекционные занятия). В связи с тем, что особенностью познавательной деятельности детей с ЗПР является недостаточное развитие операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения, а также сниженная способность к приёму и переработке воспринимаемой информации, нарушения речи встречаются более чем у 70% детей младшего школьного возраста с ЗПР, при этом нарушения речи зачастую носят системный (комплексный) характер, то есть затрагивают разные стороны речевой системы; следует отметить, что особенностью нарушений речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР является несформированность планирующей функции речи, также недостаточность речевой регуляции действия и трудности вербализации действий. При ЗПР имеют место все виды речевых нарушений, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом; наиболее часто встречаются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), причем эти нарушения встречаются чаще, чем у детей без нарушения психического развития. Таким образом, большая распространенность нарушений речи у детей данной категории, системный характер этих нарушений обуславливает актуальность углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного логопедического воздействия. Коррекционно - логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный, и в то же время дифференцированный характер, при этом дифференциация коррекционного логопедического воздействия заключается в учете индивидуально - психологических особенностей и клинических характеристик каждого ребенка, особенностей его работоспособности и психической деятельности, а также в учете уровня недоразвития и механизмов нарушений речи. Логопедическая работа с детьми с ЗПР младшего школьного возраста должна охватывать развитие речи и психики ребенка в комплексе, идти по следующим направлениям:
Содержание коррекционно - логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР можно представить следующим образом. В подготовительный период логопедической работы необходимо создать базу для коррекции нарушений речи и уделить внимание формироваию психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, то есть необходимо развивать моторику (общую, мелкую, артикуляционную), развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание, чувство ритма, звуковой анализ и синтез, формировать произносительные УиН. На основном этапе коррекционно -логопедической работы предлагается усложнение речевого материала усложняется (игры, упражнения с целью различения смешиваемых фонем в словах - подбор слов с определенным звуком, подбор картинок и т.п.). Особое значение при пополнении словарного запаса детей с ЗПР младшего школьного возраста имеют речевая, познавательная активность, а также речевая практика, то есть для пополнения и активизации словарного запаса детей данной категории эффективно использовать словесные игры, так как одновременно в них корригируется речевая и познавательная деятельность («Что бывает широкое?», «Магазин», «Похожа – не похожа» и др.). В связи с этим применяются такие приемы, как описание предметов, описание изображений предметов, описание по памяти, рассказы по представлениям, отгадывание и придумывание загадок; не забываем также, что важным условием расширения словарного запаса является развитие способности к словообразованию (способности к образованию производных слов от корневых). С целью формирования умения сознательно пользоваться своей речью детям с ЗПР младшего школьного возраста можно предлагать следующие задания и игры:
При работе с детьми с ЗПР даже в младшем школьном возрасте особенно важно использование не только предметов – заместителей, но и реальных предметов, наглядных моделей. Уделить внимание важно также развитию словесной регуляции действий, важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог (давать словесный отчет о выполненной работе), рассказать о предстоящей работе, а позже и составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования. Особое внимание следует уделить использованию направляющей помощи: наглядности, простых инструкций, анализа допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок с целью предупреждения их в дальнейшем, а также создания эмоционально - положительного фона совместной деятельности. В процессе коррекционной логопедической работы учитель - логопед должен так организовать умственную и речевую деятельность детей младшего школьного возраста с ЗПР, чтобы вызвать положительную мотивацию и максимально активизировать познавательную деятельность детей данной категории, а также эффективно осуществлять помощь детям в ЗБР. Таким образом, организация коррекционно - логопедической работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста с нарушениями речи должна осуществляется с учетом следующего.
Во время проведения логопедических занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста: - важно осуществлять индивидуальный подход; - предотвращать наступление утомления; - максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать у них необходимые навыки; - проявлять в процессе работы особый индивидуальный такт, замечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать ребенку, развивать в нем веру в собственные силу и возможности. Главным условием успешности всех мероприятий является активность самого ребенка с ЗПР. Таким образом, коррекция нарушений речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста проводится по современным, актуальным в логопедии методикам с учетом степени выраженности и характера нарушений речи и особенностей психофизического развития детей данной категории. Список использованной литературы: 1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М.: Детство- Пресс, 1961.- 472 с. – Текст: непосредственный. 2.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей // Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.- 286 с. - Текст: непосредственный. 3.Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2008.-223 с. - Текст: непосредственный. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».