Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5984700
Статья "Особенности организации коррекционной (логопедической) работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Содержание - Дополнительное образование
04.10.2021 10:30

Королева Екатерина Юрьевна, учитель – логопед, МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Калтан, Кемеровская область. 
Статься будет полезна логопедам, дефектологам и другим специалистам, работающим с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Рассмотрены направления, содержание и этапы коррекционно – логопедической работы с детьми данной категории. Предложены конкретные задания и игры.


Особенности организации коррекционной (логопедической) работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) является задержанным развитием и характеризуется временным отставанием, недостаточной сформированностью когнитивных и эмоционально – волевых составляющих познавательной деятельности. Дети младшего школьного возраста с ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, пониженной умственной работоспособностью, личностной незрелостью, что приводит к трудностям в усвоении учебных ЗУН; имеют негрубые нарушения познавательной деятельности, имеющими тенденцию к компенсации и обратному развитию при правильно организованном и своевременном коррекционном воздействии. При свойственной пониженной обучаемости детей с ЗПР они способны использовать помощь взрослого, а также способны переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

При этом стоит отметить, что тенденция к росту числа детей с задержкой психического развития, согласно статистике, обуславливает актуальность и социальную значимость рассмотрения вопросов образования детей данной категории, в том числе вопросов организации коррекционной логопедической помощи; согласно МКБ-10 Задержка психического развития имеет название «специфические расстройства развития школьных навыков» - F 81. Важны при работе с детьми данной категории большие различия по степени выраженности задержки, а также индивидуальные особенности, зависящие от вида и степени недостаточности интеллекта.

Таким образом, чаще не достигая необходимого уровня готовности к школьному обучению к моменту поступления в школу, а также в зависимости от степени выраженности дефекта, дети с ЗПР обучаются в специальных школах для детей данной категории, в специальных классах, в общеобразовательных классах с соблюдением специальных условий или по индивидуальным АООП НОО для учащихся данной категории; коррекционно – логопедическая работа в рамках внеурочной деятельности при этом может проводиться учителем – логопедом на базе учреждения дополнительного образования. При этом важным является  взаимодействие при работе с детьми младшего школьного возраста с ЗПР учителя-логопеда и других специалистов, работающих с ребенком в определении содержания, последовательности коррекционно-логопедического воздействия, форм и методов работы, что позволяет не только закреплять речевой материал, но и развивать операции мыслительной деятельности (анализ и синтез, классификацию, сравнение), внимание, память; важна также взаимосвязь логопедической работы с программой по школьным предметам (письмо, чтение, окружающим мир, музыка, а также психокоррекционные занятия).

В связи с тем, что особенностью познавательной деятельности детей  с ЗПР является недостаточное развитие операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения, а также сниженная способность к приёму и переработке воспринимаемой информации, нарушения речи встречаются более чем у 70% детей младшего школьного возраста с ЗПР, при этом нарушения речи зачастую носят системный (комплексный) характер, то есть затрагивают разные стороны речевой системы; следует отметить, что особенностью нарушений речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР является несформированность планирующей функции речи, также недостаточность речевой регуляции действия и трудности вербализации действий.

При ЗПР имеют место все виды речевых нарушений, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом; наиболее часто встречаются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), причем эти нарушения встречаются чаще, чем у детей без нарушения психического развития. Таким образом, большая распространенность нарушений речи у детей данной категории, системный характер этих нарушений обуславливает актуальность углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного логопедического воздействия.

Коррекционно - логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный, и в то же время дифференцированный характер, при этом дифференциация коррекционного логопедического воздействия заключается в учете индивидуально - психологических особенностей и клинических характеристик каждого ребенка, особенностей его работоспособности и психической деятельности, а также в учете уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

Логопедическая работа с детьми с ЗПР младшего школьного возраста должна охватывать развитие речи и психики ребенка в комплексе, идти по следующим направлениям:

  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • развитие зрительного и слухового восприятия памяти;
  • коррекция нарушений моторного развития, в частности нарушений мелкой и артикуляционной моторики:
  • переключения движений;
  • статической, динамической организации движений;
  • объема, тонуса, темпа, точности, координации;
  • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова:
  • коррекция нарушений изолированных звуков;
  • автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  • дифференциация звуков;
  • коррекция нарушений звукослоговой структуры;
  • Развитие лексики и грамматики:
  • уточнение значений слов и обогащение словаря, закрепление связей между словами;
  • формирование морфологической и синтаксической системы языка;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • формирование анализа структуры предложений;
  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи;
  • коррекция навыков письма и чтения:
  • организация направленности внимания детей на звуковую сторону речи;
  • формированию фонематического слуха и фонематических представлений;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Содержание коррекционно - логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР можно представить следующим образом. В подготовительный период логопедической работы необходимо создать базу для коррекции нарушений речи и уделить внимание формироваию психофизических предпосылок развития речи на сенсомоторном уровне, то есть необходимо развивать моторику (общую, мелкую, артикуляционную), развивать зрительное, слуховое восприятие, память, внимание, чувство ритма, звуковой анализ и синтез, формировать произносительные УиН. 

На основном этапе коррекционно -логопедической работы предлагается усложнение речевого материала усложняется (игры, упражнения с целью различения смешиваемых фонем в словах - подбор слов с определенным звуком, подбор картинок и т.п.).

Особое значение при пополнении словарного запаса детей с ЗПР младшего школьного возраста имеют речевая, познавательная активность, а также речевая практика, то есть для пополнения и активизации словарного запаса детей данной категории эффективно использовать словесные игры, так как одновременно в них корригируется речевая и познавательная деятельность («Что бывает широкое?», «Магазин», «Похожа – не похожа» и др.). В связи с этим применяются такие приемы, как описание предметов, описание изображений предметов, описание по памяти, рассказы по представлениям, отгадывание и придумывание загадок; не забываем также, что важным условием расширения словарного запаса является развитие способности к словообразованию (способности к образованию производных слов от корневых).

С целью формирования умения сознательно пользоваться своей речью детям с ЗПР младшего школьного возраста можно предлагать следующие задания и игры:

  • изменение исходного слова, получение его форм или родственных слов;
  • сравнение двух предложений, отличающихся одним словом;
  • анализ предложений с помощью интонирования;
  • придумывание предложений с заданным словом и определение количества слов в них;
  • анализ заданного предложения с помощью схемы предложения и др. 

При работе с детьми с ЗПР даже в младшем школьном возрасте особенно важно использование не только предметов – заместителей, но и реальных предметов, наглядных моделей.

Уделить внимание важно также развитию словесной регуляции действий, важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог (давать словесный отчет о выполненной работе), рассказать о предстоящей работе, а позже и составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

Особое внимание  следует уделить использованию направляющей помощи: наглядности, простых инструкций, анализа допущенных детьми в ходе выполнения задания ошибок с целью предупреждения их в дальнейшем, а также создания эмоционально - положительного фона совместной деятельности.

В процессе коррекционной логопедической работы учитель - логопед должен так организовать умственную и речевую деятельность детей младшего школьного возраста с ЗПР, чтобы вызвать положительную мотивацию и максимально активизировать познавательную деятельность детей данной категории, а также эффективно осуществлять помощь детям в ЗБР.

Таким образом, организация коррекционно - логопедической работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста с нарушениями речи должна осуществляется с учетом следующего. 

  • Системный подход к формированию речи, то есть на любом этапе логопедическая работа должна проводится над речевой системой в целом (фонетико - фонематической, лексической и грамматической).
  • Использование наглядности для повышения интереса к занятиям, активизации речевой, познавательной деятельности, стимулирования мыслительных операций.
  • Включение игровых упражнений в каждое занятие для повышения эмоциональной, умственной активности детей.
  • Максимальное использование различных анализаторов при коррекции дефектов речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического), учет при этом особенностей межанализаторных связей и психомоторных особенностей этих детей.

Во время проведения логопедических занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста:

- важно осуществлять индивидуальный подход;

- предотвращать наступление утомления;

- максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать у них необходимые навыки;

- проявлять в процессе работы особый индивидуальный такт, замечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и деликатно помогать ребенку, развивать в нем веру в собственные силу и возможности.

Главным условием успешности всех мероприятий является активность самого ребенка с ЗПР.

Таким образом, коррекция нарушений речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста проводится по современным, актуальным в логопедии методикам с учетом степени выраженности и характера нарушений речи и особенностей психофизического развития детей данной категории.


Список использованной литературы:

1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М.: Детство- Пресс, 1961.- 472 с. – Текст: непосредственный.

2.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей // Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.- 286 с. - Текст: непосредственный.

3.Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2008.-223 с. - Текст: непосредственный.