Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальные сборы» |
Содержание - Дополнительное образование | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.05.2024 09:59 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жданова Юлия Петровна, педагог дополнительного образования, филиал МБОУ «Емецкая СШ» - РЦДО с. Холмогоры. Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальные сборы» (художественная направленность)
на июнь 2024 года для обучающихся 6-7 лет Срок реализации – 10 дней
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальные сборы» (далее – Программа) имеет художественную направленность и разработана для детей 6-7 лет. Программа направлена на развитие физических данных, формирование творческих способностей, коммуникативных навыков и интереса обучающихся к занятиям по хореографии. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 № 629); Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н); Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242); Методические рекомендации Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» «Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной программы» (2023 год); Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4. 3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); Устав филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» - Районный Центр дополнительного образования; Положение о дополнительной общеразвивающей программе филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» – Районный Центр дополнительного образования (Приказ филиала МБОУ «Емецкая СШ» – РЦДО от 30.08.2023 № 83/1).
Актуальность Программы Анализ детского (родительского) спроса на дополнительные образовательные услуги в данном виде деятельности показал о необходимости организовать досуговую деятельность обучающихся в летний период, создав условия для развития и самореализации личности обучающегося через организацию танцевальных сборов.
Возможность использования Программы в других образовательных системах Программа предусматривает возможность сетевого партнерства, адаптирована в системе дополнительного образования, найдёт свое применение в детских объединениях, а также для обучения во внеурочной деятельности в школах.
Цель Программы Развитие творческого потенциала, физических данных обучающихся путем приобщения их к занятиям танцами через популяризацию хореографического творчества как альтернативного вида летнего досуга.
Задачи Программы Образовательные: - разучивание танцевальной комбинации, комплексов упражнений; - расширение кругозора обучающихся.
Развивающие: - развитие танцевальных способностей: чувства ритма, координации, пластики, зрительной и музыкальной памяти; - развитие творческих способностей: воображения, фантазии, артистизма, эмоциональной отзывчивости; - развитие физических данных.
Воспитательные: - воспитание и содействие повышению уровня духовно-нравственной, коммуникативной культуры. - воспитание чувства коллективности, взаимозависимости; - формирование интереса обучающихся к танцевальному искусству.
Отличительные особенности Программы Отличительной особенностью Программы является её краткосрочность и насыщенность учебного процесса: в неё включены разноплановые мероприятия (тренировочные занятия и мастер-классы), направленные на всестороннее развитие обучающихся: их мыслительной деятельности, двигательной активности, коммуникативных и творческих способностей. К учебному процессу могут приглашаться специалисты для проведения мастер-классов. Новизна данной Программы заключается в углубленном и более чутком индивидуальном подходе к каждому обучающемуся в процессе работы и освоения материала. В процессе обучения предлагается оригинальная подборка упражнений по развитию физических и танцевальных данных, творческих способностей, по воспитанию нравственных качеств обучающихся. Программа строится на следующих дидактических принципах: - Принцип доступности обучения – обучение должно соответствовать возрастному и интеллектуальному развитию обучающегося; - Принцип индивидуального подхода – обучение строится на работе с каждым обучающимся, учитывая его индивидуально-психологические качества и информационные возможности в процессе обучения; - Принцип сотрудничества – работа проходит в тесной связи и общении с обучающимися и их родителями; - Принцип целенаправленности – все занятия должны отвечать цели Программы; - Принцип безопасности здоровья – соблюдение всех требований по безопасности жизнедеятельности обучающихся в процессе обучения.
Программа построена по принципу синтеза нескольких видов деятельности. Учебный процесс состоит из двух блоков: 1 блок «Спортивно-танцевальный комплекс» - тренировочные занятия и мастер-классы на развитие физических и танцевальных данных, 2 блок «Творческий мастер-класс» - мастер-классы на развитие творческих и коммуникативных способностей. Каждый учебный день имеет свою тематику, согласно которой организуется учебный процесс.
Характеристика обучающихся Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет. Допускается обучение детей младше и старше указанного возраста на 1 год. Общие характерные черты данного возраста: любознательность, конкретность мышления, подражательность, подвижность. У обучающихся появляется способность ставить цели, касающиеся самого себя, своего собственного поведения. Приобщаясь к танцам, они усваивают несложные музыкальные формы, тем самым развивается чувство ритма, музыкальный слух и память, развивается творческая фантазия и танцевальные данные. Количество обучающихся в группе – 10 человек. Программой не определяются требования к начальному уровню подготовки обучающихся. Программу могут осваивать дети как без какой-либо специальной подготовки по хореографии, так и обучающиеся, уже обладающие небольшим опытом. Набор и формирование группы осуществляется без вступительных испытаний. Наличие справки об отсутствии медицинских противопоказаний обязательно.
Сроки и этапы реализации Программы Программа краткосрочная, рассчитана на 10 дней, разделена на два блока и основана на изложении материала в доступной и увлекательной форме. Количество часов – 30 академических часов. 1 блок «Спортивно-танцевальный комплекс» – 20 академических часов 2 блок - «Творческий мастер-класс» - 10 академических часов.
Формы и режим занятий по Программе В соответствии с нормами Сан Пин 2.4. 3648-20 занятия проводятся 5 раз в неделю. Продолжительность занятий – 3 академических часа. Формы занятий предполагают проведение коллективных занятий (всей группой) и индивидуально (при необходимости). Формы проведения занятий: тренировки, мастер-классы, организация совместного досуга детей и родителей. Структура занятий (1 и 2 блоки): I этап. Организационная часть. Ознакомление с правилами поведения на занятии, техникой безопасности в зале. Постановка цели и задач занятия. Создание мотивации предстоящей деятельности. II этап. Основная часть. Разминка, получение и закрепление новых знаний. Практическая работа группой, индивидуально. III этап. Заключительная часть. Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ожидаемые результаты и форма их проверки В соответствие с поставленными целями и задачами после освоения содержания Программы ожидаются следующие результаты: Для обучающих задач: - смогут выполнять танцевальные комбинации и комплексы упражнений; - расширят кругозор. Для развивающих задач: - разовьют танцевальные навыки: чувства ритма, координацию, пластику, зрительную и музыкальную память; - смогут выражать разнообразные эмоциональные состояния; фантазировать, импровизировать; - разовьют физическую форму. Для воспитательных задач: - повысят уровень духовно-нравственной, коммуникативной культуры, коллективизма; - сформируют потребность к регулярным танцевальным занятиям.
Определен способ оценки результатов освоения Программы: - педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся (во время занятий); - совместный анализ (педагог и обучающиеся) готовой работы (открытое занятие для родителей в конце обучения по Программе).
Диагностика результатов обучения по программе (Блок 1) проводится 2 раза за период обучения: входная диагностика – в начале обучения по Программе, итоговая диагностика - в конце обучения по Программе. Диагностика проводится по методике Э.П. Костиной. Рекомендуемая методика предполагает общую систему оценки способностей по 3-балльной шкале: 3 балла – ребенок выполняет самостоятельно предложенные задания; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; 1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания. Диагностическая карта В каждом столбце выставляется от 1 до 3-х баллов.
Высоким результатом освоения Программы можно считать средний балл от 2,5 до 3. Средний уровень от 1,5 до 2 балла. Низкий уровень 1 балл и ниже.
Формы контроля и подведения итогов реализации Программы Контроль знаний, умений и навыков по Программе проводится согласно Положению о дополнительной общеразвивающей программе филиала муниципального бюджетного образовательного учреждения «Емецкая средняя школа имени Н.М. Рубцова» – Районный Центр дополнительного образования (Приказ филиала МБОУ «Емецкая СШ» – РЦДО от 30.08.2023 № 83/1). Уровни освоения Программы: Н- низкий (0-2 балла), НС - ниже среднего (3-4 балла), С - средний (5-6 баллов), ВС - выше среднего (7-8 баллов), В - высокий (9-10 баллов), ОВ - очень высокий (более 10 баллов).
Формой подведения итогов реализации Программы является открытое занятие для родителей.
Учебно-тематическийплан
Календарныйучебныйграфик
Содержание Программы Блок 1 «Спортивно-танцевальный комплекс» 1. Вводное занятие Теория. Организация учебного процесса обучающихся. Правила техникибезопасностиипротивопожарнойбезопасности.ВведениевсодержаниеПрограммы. Практика. Игры на знакомство и сплочение. 2. Тренировка на развитие физических данных Теория. Правила исполнения движений, правила техники безопасности во время занятий. Практика. Разминка. Комплексы физических упражнений, направленных на проработку всех групп мышц с использованием различных техник и инвентаря. 3. Стретчинг Теория. Знакомство с понятием «Стретчинг». Правила исполнения движений, правила техники безопасности во время занятия. Практика. Разминка. Комплекс растяжки. Дыхательная практика. 4. Танцевальный мастер-класс Теория. Правила исполнения движений, правила техники безопасности во время занятия. Практика Разминка. Танцевальные комбинации. 5. Мастер-класс по актерскому мастерству и импровизации Теория. Знакомство с основами актерского мастерства и импровизации, правила техники безопасности во время занятия. Практика. Тренинги на развитие артистизма, на импровизацию. Блок 2 «Творческий мастер-класс» Для проведения мастер-классов могут приглашаться другие специалисты. День 1 – День чуда своими руками Мастер-класс «Чудо своими руками». Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Практика. Изготовление игрушки - феи танца из фоамирана. День 2 – День добрых дел Мастер-класс «Письмо солдату» Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Беседа о благотворительности. Практика. Изготовление открытки для участников СВО. Сбор гуманитарной помощи военнослужащим. День 3 – День пускания мыльных пузырей Мастер-класс «Мыльные пузыри» Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Практика. Изготовление раствора для мыльных пузырей, надувание пузырей на открытом воздухе. День 4 – День смешивания разных красок Мастер-класс «Роспись по ткани» Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Практика. Роспись футболок с танцевальной тематикой. День 5 – День самоделкина Мастер-класс «Изготовление свечи» Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Практика. Изготовление восковой свечи. День 6 – День вспоминания любимых книжек Экскурсия в библиотеку Теория. Правила техники безопасности на улице во время движения в библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Практика. Экскурсия в библиотеку. День 7 – День просмотра мультфильмов о танцах Просмотр мультфильмов о танцах. Теория. Правила техники безопасности во время просмотра мультфильмов. Практика. Просмотр мультфильмов о танцах. День 8 – День заботы о себе Мастер-класс «Забота о себе» Теория. Правила техники безопасности во время приготовления пищи. Практика. Изготовление канапе из фруктов и овощей, изготовление молочных коктейлей День 9 – День апростохорошо Настольные игры Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Знакомство с правилами настольных игр. Практика. Настольные игры. День 10 – День плетения красивых причесок Мастер-класс «Сам себе парикмахер» Теория. Правила техники безопасности во время занятия. Практика. Плетение кос, правильная завивка волос, уход за волосами. Условия реализации Программы Методическое, материально-техническое обеспечение: - наличие технического оборудования (компьютер, музыкальный центр, видеокамера, фотоаппарат). - наличие инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические коврики). - наличие необходимого инвентаря для проведения мастер-классов Блока 2. - наличие специальной литературы для подготовки к занятиям; - танцевальный зал (соответствует требованиям СанПин 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»). Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда России от 22 сентября 2021г. № 652н). Педагог, работающий по данной Программе, должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни, должен знать возрастные особенности детей. Педагог должен соблюдать требования к безопасному использованию оборудования и материалов. Оборудование, которым пользуются обучающиеся, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. Все оборудование должны быть аккуратно, удобно и рационально размещено, содержаться в чистом, исправном состоянии. Требования к методике проведения занятий. Обучая детей различным умениям и навыкам, приемам выполнения движений, педагог должен обеспечить правильный показ движения. Не допускать нахождения детей в зале без присмотра, следить за организованным входом и выходом детей из зала. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения, так, чтобы в поле зрения находились все дети. Наблюдать за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления преподаватель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность. Педагог в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение. Форма реализации: очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы. Список информационных ресурсов Литература для педагога: 1. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии. Учебно-методическое пособие». Издательство: «Лань», 2019. (Учебник для вузов. Специальная литература.) 2. Д. Зайфферт «Педагогика и психология танца. Заметки хореографа»: Учебное пособие / Пер. с нем. В. Штакенберга. – 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 128.с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература). 3. Феоктистова В.Ф., Плиева Л.В. К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. – Волгоград: Учитель, 2011.
Литература для родителей и обучающихся: 1. Рубштейн Нина. Закон успешной тренировки. - М., «Один из лучших», 2002. 2. Рубштейн Нина. Что нужно знать, чтобы стать первым. - М., «Маренго Интернейшнл принт»,2001.
Электронные образовательные ресурсы: 1. URL: http://www.horeograf.com/ (Сайт посвящен хореографам и танцорам) 2. URL: http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html (Методические и дидактические разработки по хореографии). |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».