Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях развития системы дошкольного образования. |
Содержание - Дошкольное образование |
Любимова Нина Георгиевна, старший воспитатель; Бирюкова Людмила Сергеевна, педагог - психолог. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 188 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово, Кемеровская область.
Дата публикации: 01.12.2014
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков. В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие». Актуальностью данной области является необходимость подготовки подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном с разнообразием культур обществе. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы. Что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, земле на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать её. Патриотическое воспитание – это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения, преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, не понимают пожилого человека.
В ДОУ разработана рабочая программа «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников», содержание которой охватывает решение задач образовательной области развития игровой деятельности, приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Педагогическая модель организации гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ включает в себя: - создание предметно-развивающей среды; - методическую работу с кадрами; - педагогическое просвещение родителей; - целостный образовательный процесс; - интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования; - социально-культурную среду социума. В нашем детском саду открыт Музей «Русское подворье» - это обучающая и развивающая среда, которая дает хорошие результаты в патриотическом воспитании дошкольника - будущего гражданина России. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций и выставок, а многообразные формы детской деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов совместно с родителями, встречи с интересными людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, родного края, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и воспитанниками и их родителями. Это важно для того, чтобы дети почувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, найденные ими. Мы пытаемся дать детям понятие, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни. В каждой группе детского сада созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией. Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов мы используем следующие формы: консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта (мини-музей «Свеча памяти», создание мультфильмов по рисункам детей) и т.д. Педагоги понимают, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, ближайшим окружением ребенка. Используют наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по району, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками, обычаями и обрядами – Рождество, Масленица, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. Ежегодно в детском саду отмечается праздник «Масленица», прощание с зимой. Нашими частыми гостями бывают активисты нашего района по работе с ветеранами. Праздник проходит весело и интересно: звучит гармонь, частушки в исполнении родителей и детей, сжигается Масленица, едим горячие блины и пьем чай. Все получают удивительный заряд бодрости и веселья от совместного общения. Педагоги детского стремятся показать, что Кемерово – это не только красивый современный город с его культурными центрами, но и город-труженик, поэтому знакомят детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями), «Мы гордимся тобой – Кузбасс» (знакомство с почетными гражданами нашего города), с людьми, которые строили наш город и прославляли его своими добрыми делами. Национально-региональный компонент решается не только в общении с интересными людьми нашего города, но происходит знакомство с играми народов Сибири, национальным костюмом коренных народов, природой и животным миром, полезными ископаемыми родного края. Любовь к малой Родине начинается с формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм, правил и ценностных ориентаций у ребёнка. Разработанное педагогом – психологом ДОУ методическое пособие «Моя малая Родина» ориентирует педагогов ознакомлении воспитанников с объектами живой и неживой природы, с занесёнными в Красную книгу Кемеровской области. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Педагоги много внимания уделяют памяти Великой Отечественной войны, ими проведена большая краеведческая работа. Собран материал на темы: «Улицы города, носящие имена героев Великой Отечественной войны», «Женщины Кузбасса, участники Великой Отечественной войны», «Писатели и поэты родного края, участники Великой Отечественной войны», «Награды Родины в Великую Отечественную войну», произведения для чтения детям о Великой Отечественной войне, разработали беседы для дошкольников о Великой Отечественной войне. Под руководством педагога по изобразительной деятельности Шериной Е.А. дети рисуют портреты героев-воинов, как они представляют себе войну, картины мирной жизни такими, как они её видят. В музее есть уголок Славы и Памяти, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, слушают рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы». Собраны реликвии, связанные с военной темой (фляжка бойца, пилотка). Так дети вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа. Организуются выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», проводится конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. Тесно сотрудничаем с Советом ветеранов Ленинского района нашего города. Частыми гостями у нас бывают члены Совета ветеранов, многие из которых в годы войны были детьми, трудились в тылу или воевали на фронте это Бибиков Дмитрий Леонтьевич, Шмакова Раиса Никифоровна и другие. Их рассказы о военном детстве, о годах войны дети слушают, затаив дыхание. С неподдельным интересом внимают они воспоминаниям живых свидетелей военных событий. Уверены, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну, за свою малую Родину. Ко Дню Победы 9 мая, под руководством музыкального руководителя Грохотовой Ирины Георгиевны, устраиваем встречи с ветеранами войны и труда на совместном празднике «Нам нужен мир». Наши воспитанники поют песни, читают стихи, танцуют вмести с родителями для своих гостей, а потом дарят им сувениры и подарки, изготовленные своими руками. Наши воспитанники принимали активное участие в городском семинаре «Детский сад – первая ступень гражданско – патриотического воспитания», провели совместные «Осенние посиделки» на базе нашего детского сада, дети показали концерт, вручили ветеранам цветы и сувениры. К этой встрече силами ветеранов была оформлена выставка народных умельцев района. На выставке были представлены разнообразные по технике и мастерству работы: вышивка огромных картин, вышитая бисером икона, вязание, изготовленные своими руками необычные куклы, зверушки, салфетки, это вызвало огромный восторг детей и их родителей. Наши ветераны Печёрина Валентина Михайловна и Астахова Таисия Тимофеевна подарили детскому саду на память несколько кукол и вышитых картин, изготовленных своими руками, которые мы поместили в мини-музее подготовительной группы «Куклы наших бабушек». Ветеран Астахова Т.Т на общем родительском собрании детского сада провела мастер-класс для молодых мам и их детей по изготовлению куклы скрутки из ткани. Современные мамы были очень благодарны ей за урок. Благодаря тесной связи с Советом ветеранов, активной их помощи, улучшилось качество воспитательного процесса. У наших воспитанников постепенно формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края; закрепляются знания о родном городе, воспитывается чувство собственного достоинства как представителя своего народа, у детей расширяется представление об истории России; появляется чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Действенное отношение детей к окружающему миру проявляется в различных видах детской деятельности (игровой, словесной, продуктивной, двигательной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы). Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх, театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гендерная гражданская принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это один из способов – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного из основополагающих принципов ФГОС. Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, выпускается журнал «Мамина школа», организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно участвуют в выставках рисунков, поделок, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазет, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада. Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших. Мы заметили, что родители в общении с детьми стали больше внимания обращать на красоту родного города. Вместе с ребенком принимать участие в благоустройстве детского сада. Уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, детях военных лет, традициях, культуре своего народа. Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям. Учат ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Мы советуем родителям вместе с детьми заучить стихотворение Владимира Степанова и побеседовать о его содержании: Что мы Родиной зовем? И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем. Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном. Что мы Родиной зовем? Всё, что в сердце бережем,
Постепенно подводим родителей к осознанию, что работа по воспитанию у детей чувства гражданственности и патриотизма зависит также от наших совместных усилий. Мы уверены, что благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы воспитанникам нашего детского сада, когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.
Литература 1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст]: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. - 203с. 2. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ [Текст]: Практическое пособие/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с. 3.Доронова, Т.Н. Радуга [Текст]: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с. 4. Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ. « Сфера», 2010. - 112с.5
Приложение Сопровождение слайдов презентации Счастливое детство и мудрая старость (презентация опыта работы МБДОУ №188)
Время стремительно меняется. В потоке реформ оказалась и система дошкольного образования, теперь мы являемся первой ступенью общего образования. Педагоги детского сада постоянно находятся в поиске форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Слайд 2. В нашем детском саду разработана программа «Гражданско – патриотическое воспитание старших дошкольников», создан музей «Русское подворье», а в группах появились уголки родного края. Мы уделяем большое внимание работе по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества, нашей малой Родины Кузбасса, а также установлению тесной связи со старшим поколением.
Слайд 3. Нашей доброй традицией стало сотрудничество с Советом ветеранов Ленинского района г. Кемерово. Основная цель которого - формирование позитивного отношения дошкольников к ветеранам как уважаемым членам общества, воспитание уважительного и заботливого отношения к пожилым людям, а также привлечь ветеранов к совместной деятельности с детьми, родителями и сотрудниками детского сада.
Слайд 4-6. Главные воспитатели ребенка дошкольника – родители. Наша задача поддержать добрые семейные традиции, а также привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада. Опираясь на их авторитет, их отношение к старшему поколению, происходит передача духовного богатства от старшего поколения к младшему. Условно работу по патриотическому воспитанию мы проводим в трех направлениях:
Слайд 7. Наши педагоги совместно с родителями и детьми, через библиотеки города собрали материал на темы: «Женщины Кузбасса, участники ВОВ», «Улицы города, названные в честь земляков, участников ВОВ», «Поэты и писатели родного края, участники ВОВ», «Награды Родины в ВОВ», разработали серию бесед для дошкольников о ВОВ, собрали библиотеку, доступную для чтения детям о событиях военных лет. У нас есть уголок Памяти, где хранятся такие реликвии, как солдатская фляжка, пилотка, офицерская фуражка, а также фотографии и иллюстрации о войне.
Слайд 8 -10. В начале учебного года совместно с Советом ветеранов мы составляем план мероприятий, куда включаем проведение праздников «Осенние посиделки», « День матери», «Голубой огонек», «Масленица», совместное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества, День Победы 9 мая.
Слайд 11-12. Особенно трогательно проходит празднование Дня Победы, когда к нам в детский сад приходят до 25 ветеранов нашего района.
Слайд 13. К такому важному событию готовится весь детский сад, у каждого сотрудника свои обязанности и поручения. Активное участие в подготовке совместных мероприятий принимают не только воспитатели, но и специалисты детского сада.
Слайд 14. Главный вдохновитель это заведующая детским садом Енютина Людмила Васильевна.
Слайд 15-16. За огромным столом мы вместе пьем чай, беседуем, поздравляем юбиляров, делимся воспоминаниями, поем песни военных лет и танцуем, наши гости уходят от нас со словами глубокой благодарности.
Слайд 17. На совместных встречах устраиваем выставки рукоделия ветеранов, на которых дети могут увидеть вязание, вышивание, вышивание бисером и лентой, кружевоплетение, куклы и игрушки, сделанные руками ветеранов, различные композиции. А дети, в свою очередь, изготавливают для гостей подарки и сувениры своими руками. Проведение выставок дает возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим.
Слайд 18. Нам нравится такая форма работы, как встреча с интересным человеком. Наши ветераны приходят не только к детям, но и на родительские собрания, проводят мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-скрутки, делятся своим опытом по воспитанию молодежи. Нашими гостями бывают Бибиков Дмитрий Леонтьевич, член комиссии по работе с молодежью, Шмакова Раиса Никифоровна, председатель комиссии по работе с молодежью, Гуляева Римма Ивановна, заместитель председателя Совета ветеранов, Юстус Галина Ивановна, председатель 25 микрорайона, Ампилова Надежда Евгеньевна председатель Совета ветеранов Ленинского района. Вместе с ними приходят ветераны войны и труда, дети военного времени, пожилые люди, проживающие рядом с детским садом.
Слайд 19. Проведение мероприятий в детском саду добавляет новые впечатления в жизни пожилых людей, они вспоминают свое детство, чувствуют заботу о себе, забывают об одиночестве. А наши воспитанники узнают об их фронтовых и трудовых подвигах, о таких важных понятиях как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», что есть такое слово «надо», «должен».
Слайд 20. Коллектив детского сада, дети активно участвуют в мероприятиях, проводимых Советом ветеранов, т.н. в семинаре «Детский сад - первая ступень патриотического воспитания», проходила презентация нашей программы «Организация гражданско – патриотического воспитания старших дошкольников»
Слайд 21-22. Наши воспитанники приходят в Совет ветеранов с концертами, поют песни и читают стихи, приносят свои рисунки о том, как они представляют себе войну. Благодаря тесной связи с Советом ветеранов, активной их помощи у наших детей постепенно формируется чувство ответственности и уважение к истории и культуре родного края; расширяется представление об истории России; появляется чувство гордости за своих предков, признательность за их подвиг.
Слайд 22. Недавно у нас в гостях на празднике, посвященному Дню защитников Отечества, Бибиков Дмитрий Леонтьевич в своем выступлении перед детьми, их папами и педагогами сказал: «Я даю вам наказ ветерана. Если вы совершили в жизни какую-то ошибку, то надо уметь признаваться в своих ошибках». Буквально, через несколько дней во время музыкального занятия кто-то из детей что-то натворил. Музыкальный руководитель, зная, кто из детей этот проступок совершил, спросила: « Кто это сделал?». Ей хотелось, чтобы ребенок сам признался. Ребенок не признался даже тогда, когда дети указали на него. И тогда один из воспитанников подошел и тихо сказал: «А вот ветеран сказал, что надо признаваться». Мы уверены, что наша работа не напрасна. Пройдет время и вырастет поколение, которое впитает в себя все лучшее, чтобы жить в гармонии в мире людей, уважении к истории и к людям, которые ее создавали.
Слайд 23. Спасибо за внимание!
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».