Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871513
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях развития системы дошкольного образования.
Содержание - Дошкольное образование

Любимова Нина Георгиевна, старший воспитатель; Бирюкова Людмила Сергеевна, педагог - психолог. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 188 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово, Кемеровская область. 
Данная статья и презентация предназначена  для  воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций, для решения вопросов регионального компонента влияющего  на  развитие личности, на  основы патриотического воспитания молодого поколения.Представляет опыт работы педагогического коллектива ДОУ по организации гражданско – патриотического воспитания на современном этапе.

 

Дата публикации: 01.12.2014


 

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков.

В ФГОС впервые определил такую образовательную область как «Социально – коммуникативное развитие».  Актуальностью  данной области является необходимость подготовки  подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном  с разнообразием культур обществе. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому  важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.

Что такое патриотизм? Патриотизм – это любовь к Родине, земле на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать её. Патриотическое воспитание – это формирование патриотических взглядов и убеждений, чувств и норм поведения,  преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность своего  народа. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, не понимают  пожилого человека.

 

В ДОУ разработана рабочая программа «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников», содержание которой охватывает  решение задач образовательной области развития игровой деятельности, приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также  формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Педагогическая модель организации гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ включает в себя:

- создание предметно-развивающей среды;

- методическую  работу с кадрами;

- педагогическое просвещение родителей;

- целостный образовательный процесс;

- интеграцию циклов непосредственно-образовательной деятельности воспитателей и педагогов дополнительного образования;

- социально-культурную среду социума.

В нашем детском саду открыт Музей «Русское подворье» - это  обучающая и развивающая среда, которая дает хорошие результаты в патриотическом воспитании дошкольника - будущего гражданина России. Под музейной работой мы понимаем не только организацию экспозиций и выставок, а многообразные формы детской деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов совместно с родителями, встречи с  интересными людьми, их воспоминания, проведение досугов и праздников. Материалы музея, представленные в доступной для детей форме, дают возможность соприкоснуться с историей своего города, родного края, страны. Экспонаты подбираются не только педагогами, но и воспитанниками и их родителями. Это важно для того, чтобы дети почувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. Воспитанники гордятся тем, что в музее остаются предметы, найденные ими. Мы пытаемся  дать детям понятие, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.

 В  каждой группе детского сада созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией.

Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов мы  используем следующие формы:  консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды  в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта (мини-музей «Свеча памяти», создание мультфильмов по рисункам детей) и т.д.

Педагоги понимают, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу  с социальной  жизнью, ближайшим  окружением  ребенка. Используют   наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по району, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций.   Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках.

Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками, обычаями  и обрядами – Рождество, Масленица,  Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.  Ежегодно в детском саду отмечается праздник «Масленица», прощание с зимой. Нашими частыми гостями  бывают  активисты нашего района по работе с ветеранами. Праздник проходит  весело и интересно: звучит гармонь, частушки в исполнении родителей и детей, сжигается  Масленица, едим горячие блины и пьем  чай. Все получают удивительный заряд бодрости и веселья от совместного общения.

Педагоги  детского  стремятся показать, что Кемерово – это не только красивый современный город с его культурными центрами,  но и город-труженик, поэтому знакомят детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями), «Мы гордимся тобой – Кузбасс» (знакомство с почетными гражданами нашего города), с людьми, которые строили  наш город и прославляли его своими добрыми делами.  Национально-региональный компонент решается не только в общении с интересными людьми нашего города, но происходит знакомство с играми народов Сибири, национальным костюмом коренных народов, природой и животным миром, полезными ископаемыми родного края. Любовь к  малой Родине начинается  с формирования  экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм, правил и ценностных ориентаций у ребёнка. Разработанное педагогом – психологом ДОУ методическое пособие «Моя малая Родина» ориентирует педагогов ознакомлении    воспитанников с объектами живой и неживой природы,  с  занесёнными в Красную книгу Кемеровской области. 

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и  воспитания   основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.

         Педагоги  много внимания уделяют памяти Великой Отечественной войны, ими проведена большая краеведческая работа. Собран материал на темы: «Улицы города, носящие имена героев Великой Отечественной войны», «Женщины Кузбасса, участники Великой Отечественной войны», «Писатели и поэты родного края, участники Великой Отечественной войны», «Награды Родины в Великую Отечественную войну», произведения для чтения детям о Великой Отечественной войне, разработали беседы для дошкольников о Великой Отечественной войне. Под руководством педагога по изобразительной деятельности  Шериной Е.А. дети рисуют портреты героев-воинов, как они представляют себе войну, картины мирной жизни такими, как они её видят. В музее есть уголок Славы и Памяти, который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, слушают рассказы о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Битва за рейхстаг», «Праздник День Победы».

Собраны реликвии, связанные с военной темой (фляжка бойца, пилотка). Так дети вступают в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа.   Организуются выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Этих дней не смолкнет слава», проводится конкурс детского рисунка «Мир-главное слово на свете!». Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами.

 Тесно  сотрудничаем с Советом ветеранов Ленинского района нашего города. Частыми  гостями у нас бывают  члены Совета ветеранов, многие  из которых в годы войны были  детьми, трудились в тылу  или воевали на фронте это Бибиков  Дмитрий Леонтьевич, Шмакова Раиса Никифоровна и другие. Их  рассказы о военном детстве, о годах войны дети слушают, затаив дыхание. С  неподдельным интересом внимают они воспоминаниям живых свидетелей военных событий. Уверены, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну, за свою малую Родину. Ко Дню Победы 9 мая,  под руководством музыкального руководителя Грохотовой Ирины Георгиевны, устраиваем  встречи с  ветеранами войны и труда на совместном  празднике «Нам нужен мир». Наши воспитанники поют песни, читают стихи, танцуют  вмести с родителями для своих гостей, а потом дарят им сувениры и подарки, изготовленные своими руками.  Наши воспитанники  принимали  активное участие в  городском семинаре «Детский сад – первая ступень гражданско – патриотического воспитания», провели совместные «Осенние посиделки» на  базе нашего детского сада,  дети показали концерт, вручили ветеранам  цветы и  сувениры. К  этой встрече  силами ветеранов была оформлена выставка народных умельцев  района. На выставке были представлены разнообразные по технике и мастерству работы: вышивка огромных картин, вышитая  бисером икона, вязание, изготовленные своими руками необычные куклы, зверушки, салфетки,  это вызвало огромный восторг детей и их родителей.  Наши  ветераны Печёрина Валентина Михайловна и Астахова Таисия Тимофеевна  подарили детскому саду на память несколько кукол и вышитых картин, изготовленных   своими руками, которые мы поместили в мини-музее подготовительной группы «Куклы наших бабушек». Ветеран Астахова Т.Т на общем родительском собрании детского сада  провела мастер-класс  для молодых мам и их детей по изготовлению куклы скрутки из ткани. Современные мамы были очень благодарны ей за урок.

Благодаря тесной связи с Советом ветеранов, активной их помощи, улучшилось качество воспитательного процесса. У наших воспитанников постепенно формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края; закрепляются  знания о родном городе, воспитывается чувство собственного достоинства как представителя своего народа, у  детей расширяется  представление об истории России; появляется  чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.

 

Действенное отношение детей к окружающему миру проявляется в различных  видах  детской деятельности (игровой, словесной, продуктивной, двигательной, трудовой, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской, чтение художественной литературы).

Полученные знания воспитанники отражают в сюжетно-ролевых играх,  театрализованной игре, продуктивных видах деятельности. Дети включаются в систему социальных отношений через игровую деятельность, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у детей формируется гендерная  гражданская принадлежность, патриотические  чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу. 

 

Успех патриотического воспитания детей во многом  зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Это  один из  способов – использование воспитательного потенциала семьи. Как сделать родителей своими союзниками и построить эффективную систему взаимодействия с семьями – это будет реализация одного  из основополагающих принципов ФГОС.

Работа с родителями носит не только просветительский, но и информационно-практический характер: оформляются папки-передвижки, выпускается журнал «Мамина школа», организуются совместные творческие конкурсы, дни открытых дверей. Родители активно  участвуют в выставках  рисунков, поделок, фотовыставках, проводимых  в детском саду, предоставляют материал для стенгазет, присутствуют на совместных мероприятиях – своим примером показывают детям отношение к социальной стороне жизни детского сада.

Для родителей воспитанников мы составляем памятки, советы по воспитанию у детей любви к родному краю, уважению старших.

          Мы заметили, что родители в общении с детьми стали больше внимания  обращать на красоту родного города. Вместе с ребенком принимать участие в благоустройстве детского сада. Уделять внимание чтению детям книг о родине, ее героях, детях военных лет, традициях, культуре своего народа.

          Стараются быть своим детям примером для подражания по отношению к пожилым людям.

          Учат ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

          Мы советуем родителям вместе  с детьми заучить стихотворение  Владимира Степанова и побеседовать о его содержании:          

                                             Что мы Родиной зовем?
                                             Дом, где мы с тобой живем,

                                              И березки, вдоль которых

                                              Рядом с мамой мы идем.

                                              Что мы Родиной зовем?

                                              Поле с тонким колоском,

                                              Наши праздники и песни,

                                              Теплый вечер за окном.

                                              Что мы Родиной зовем?

Всё, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

 

Постепенно  подводим родителей  к осознанию, что работа по воспитанию у детей чувства гражданственности и патриотизма  зависит также от наших  совместных усилий.

Мы уверены, что благодатное зерно, брошенное однажды в детские умы воспитанникам нашего детского сада,  когда-нибудь прорастет и даст свои положительные всходы.

 

                                                        

Литература

    1. Александрова, Е.Ю. Система  патриотического воспитания  в ДОУ [Текст]: Планирование, педагогические проекты,  разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П.Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. - 203с.

   2. Бондаренко, Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ [Текст]: Практическое пособие/ Т.М.Бондаренко.- Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.

    3.Доронова, Т.Н. Радуга [Текст]: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.

   4. Сажина, С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст]: методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ. « Сфера», 2010. - 112с.5


Приложение

Сопровождение слайдов презентации

Счастливое детство и мудрая старость

(презентация опыта работы МБДОУ №188)

 

                                                          

 

Время стремительно меняется. В потоке реформ оказалась и система дошкольного образования, теперь мы являемся первой ступенью общего образования. Педагоги детского сада постоянно находятся в поиске  форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. 

 

 Слайд 2.  В нашем детском саду разработана  программа  «Гражданско – патриотическое воспитание старших дошкольников», создан музей «Русское подворье», а в группах появились уголки родного края

Мы уделяем большое внимание работе по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигом защитников Отечества, нашей малой Родины Кузбасса, а также   установлению тесной связи со старшим поколением.    

 

      Слайд 3.  Нашей доброй традицией стало  сотрудничество с Советом ветеранов Ленинского района  г. Кемерово.  Основная цель которого - формирование позитивного отношения дошкольников   к  ветеранам  как уважаемым членам общества,  воспитание уважительного и заботливого отношения к пожилым людям, а также  привлечь ветеранов  к совместной деятельности с детьми, родителями  и сотрудниками детского сада.

 

      Слайд 4-6. Главные воспитатели ребенка дошкольника – родители. Наша задача поддержать добрые  семейные традиции, а также  привлечь родителей к активному участию в жизни детского сада. Опираясь на их авторитет, их отношение к старшему поколению, происходит передача духовного богатства от старшего поколения к младшему.

 Условно работу по патриотическому воспитанию мы проводим в трех направлениях:  

  • §с педагогами;                                                                                                                   
  • §с детьми;                                                                                                                        
  • §с родителями.                                                                                                       

 

     Слайд 7. Наши педагоги совместно с родителями  и детьми, через библиотеки города собрали материал на темы: «Женщины Кузбасса, участники ВОВ», «Улицы города, названные в честь земляков, участников ВОВ», «Поэты и  писатели родного края, участники ВОВ», «Награды Родины в ВОВ», разработали серию бесед для дошкольников о ВОВ, собрали библиотеку, доступную  для чтения детям о событиях военных лет.  У нас есть уголок Памяти, где хранятся такие реликвии, как солдатская фляжка, пилотка,  офицерская фуражка, а также фотографии и иллюстрации о войне.

 

Слайд 8 -10.  В начале учебного года совместно с Советом ветеранов мы составляем план  мероприятий, куда включаем проведение  праздников «Осенние посиделки»,  « День матери», «Голубой огонек», «Масленица», совместное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества,  День Победы 9 мая.

 

Слайд 11-12. Особенно трогательно проходит празднование  Дня Победы, когда к нам в детский сад приходят до 25 ветеранов нашего района.

 

          Слайд 13. К такому важному событию готовится весь детский сад, у каждого сотрудника свои обязанности и поручения. Активное участие в подготовке совместных мероприятий принимают не только воспитатели, но и специалисты детского сада.   

 

          Слайд 14. Главный вдохновитель это заведующая детским садом Енютина Людмила Васильевна. 

 

Слайд 15-16.  За огромным столом мы вместе пьем чай, беседуем, поздравляем юбиляров, делимся воспоминаниями, поем песни военных лет и танцуем, наши гости уходят от нас со словами глубокой благодарности.

 

Слайд 17. На совместных встречах  устраиваем  выставки рукоделия  ветеранов,  на которых дети могут увидеть  вязание, вышивание, вышивание бисером и лентой, кружевоплетение, куклы и игрушки, сделанные руками ветеранов, различные композиции.  А дети, в свою очередь, изготавливают для гостей подарки и сувениры своими руками.  Проведение выставок дает возможность пожилым людям почувствовать, что их творчество востребовано, что они приносят радость окружающим.

 

Слайд 18.  Нам нравится такая форма работы, как встреча с интересным человеком. Наши ветераны приходят не только к детям, но и на родительские собрания, проводят мастер-класс для родителей по изготовлению куклы-скрутки, делятся своим опытом по воспитанию молодежи. Нашими гостями  бывают Бибиков  Дмитрий Леонтьевич, член комиссии по работе с молодежью, Шмакова Раиса Никифоровна,  председатель комиссии по работе с молодежью, Гуляева Римма Ивановна, заместитель председателя Совета ветеранов, Юстус Галина Ивановна, председатель 25 микрорайона, Ампилова Надежда Евгеньевна председатель Совета ветеранов Ленинского района. Вместе с ними приходят  ветераны войны и труда, дети военного времени, пожилые люди, проживающие рядом с детским садом.

 

Слайд 19. Проведение мероприятий в детском саду добавляет  новые впечатления  в жизни пожилых людей, они  вспоминают свое детство, чувствуют заботу о себе, забывают об одиночестве.  А наши  воспитанники   узнают об их фронтовых и трудовых подвигах, о таких  важных  понятиях  как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», что есть такое слово «надо», «должен».

 

Слайд 20. Коллектив детского сада, дети  активно участвуют в мероприятиях, проводимых Советом ветеранов, т.н. в семинаре  «Детский сад  - первая ступень патриотического воспитания», проходила презентация нашей программы «Организация гражданско – патриотического  воспитания старших дошкольников»

 

Слайд 21-22.  Наши воспитанники приходят в Совет ветеранов  с концертами, поют песни и читают стихи, приносят свои рисунки о том, как они представляют себе войну. Благодаря тесной связи с Советом ветеранов, активной их помощи  у наших детей  постепенно формируется чувство ответственности и уважение к истории и культуре родного края;  расширяется представление об истории России; появляется чувство гордости за своих предков, признательность за их подвиг.

 

Слайд 22.  Недавно у нас в гостях на празднике, посвященному Дню защитников Отечества,  Бибиков  Дмитрий Леонтьевич в своем выступлении перед детьми, их папами и педагогами сказал: «Я даю вам наказ ветерана. Если вы совершили в жизни какую-то ошибку, то надо уметь признаваться в своих ошибках». Буквально, через несколько дней во время музыкального занятия кто-то из детей что-то натворил. Музыкальный руководитель, зная, кто из детей этот проступок совершил,  спросила: « Кто это сделал?». Ей хотелось, чтобы  ребенок сам признался. Ребенок не признался даже тогда, когда дети указали на него. И тогда один из воспитанников подошел и тихо сказал: «А вот ветеран сказал, что надо признаваться».

 Мы уверены, что наша работа не напрасна. Пройдет время и вырастет поколение, которое впитает в себя все лучшее, чтобы  жить в гармонии в мире людей, уважении к истории и к людям, которые ее создавали. 

 

Слайд 23. Спасибо за внимание!



ПРЕЗЕНТАЦИЯ


 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР