Использование современных технологий в организации образовательного процесса ДОУ. |
Содержание - Дошкольное образование |
Евченко Светлана Александровна, воспитатель МОУ детский сад № 29. г.Волгоград. Дата публикации: 14.05.2015 г.
«Дети - это наше будущее, и сегодня во многом от нас зависит, какое оно будет». Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - мскусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность воспитанников, способствует развитию творчества педагогов, позволяют проводить дистанционное обучение, развивают систему непрерывного образования, тем самым, повышая эффективность образовательного процесса. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому и личностному развитию детей. Родители и выпускники детских садов заинтересованы на мотивацию в получении знаний, которые нужны детям для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Основной целью дошкольных организаций является максимальная социализация выпускников. Поэтому основная задача - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют постановленной цели развития личности. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Компьютеризация дошкольного образования в нашей стране уже имеет свою, хотя и небольшую историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. Постепенно использование компьютерных технологий (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования. Начинается использование компьютеров на занятиях и в детских садах. Сегодня многие детские сады нашего города оснащаются компьютерными классами, во многих семьях есть компьютеры, где дети постепенно входят в мир современных инноваций. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. С одной стороны, сотрудничество педагога и компьютера делает учебный процесс более доступным для понимания всеми детьми, улучшает качество его усвоения. С другой — оно предъявляет более высокие требования к уровню подготовки воспитателя и его квалификации, который должен уже не только владеть традиционными методиками преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой обучаемых, используя современные достижения науки и техники. Сегодня ИКТ позволяет: • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре. • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Следует также отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. В результате работы педагогов ДОУ по внедрению информационных технологий отмечен ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения: - повышение эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; - одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация; - при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов; - с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.) Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования. Вот основные формы использования ИКТ в работе воспитателя: • Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация); • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии); • Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия. • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их; • Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker). • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении; • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, можно создать медиатеку статей по направлениям образовательной работы ; • Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности; • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей; • Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности; • Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных. Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: - идти в ногу со временем, - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, - наставником в выборе компьютерных программ, - сформировать основы информационной культуры его личности, - повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Требования к компьютерным программам ДОУ: Исследовательский характер Легкость для самостоятельных занятий детей Развитие широкого спектра навыков и представлений Возрастное соответствие Занимательность. Классификация программ: Развитие воображения, мышления, памяти Говорящие словари иностранных языков Простейшие графические редакторы Игры-путешествия Обучение чтению, математике Использование мультимедийных презентаций Преимущества компьютера: - предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; - обладает стимулом познавательной активности детей; - предоставляет возможность индивидуализации обучения; - в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе; - позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Большой интерес у воспитанников всех возрастов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Многие изучаемые географические объекты, такие, как горы и равнины, моря и океаны, не могут быть показаны детям непосредственно. Поэтому можно использовать на уроке демонстрационные средства: картины, анимации, видеозаписи, слайды – что способствует формированию у дошкольников образных представлений. Ещё одним положительным моментом презентации является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, воспитатель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее. Они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы: - обучающие – имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены; - развивающие – побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи; - диагностические – позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для младших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход. На этих занятиях можно использовать компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т.к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер. Владея мышкой, развивает координацию движения руки, мелкую моторику рук. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение. Игры используются на всех занятиях учебного плана: « Потерялась буква» ( обучение грамоте). Также успешно применяется на занятиях обучения грамоте работа по слоговым таблицам, песням-плакатам, схемам. На занятиях по ФЭМП используются игры «Восстанови цепочку» «Фантазеры». Также может успешно применяться в ДОУ использование интерактивной доски: на занятиях, в свободное время, на занятиях с будущими первоклассниками: В свободное время: просмотр фильмов, прослушивание дисков, ( Парашютно - десантная служба, профессии моих родителей) и .т.д. На занятиях с будущими первоклассниками – по электронному учебнику «Букварь» Компьютерная среда «Азбука» представляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчитанную на детей 5-7 лет. Увлекательный сюжет и забавные персонажи. Серьезная методическая база игры. Большое число миниигр и заданий, позволяющих закрепить полученные знания. В игре-анимации «Баба-Яга учится читать» десять игровых заданий помогут ребенку не путать буквы, понять, как из букв получить слова, а из слов – предложения, потренироваться в составлении слогов, рифм… Многие детские сады сейчас оснащены компьютерными залами. Последовательная и систематическая работа с детьми в компьютерно-игровом зале в течение года позволила сделать следующие выводы: 1. Занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. 2. Игры серий «Математика» и «Азбука в картинках» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых знаний. Так, например, благодаря огромному интересу к компьютерным математическим играм, все дети старшей группы в кратчайший срок усвоили цифры до 10 без специальной подготовки (игра «Приглашение в гости»). С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей(игры «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом» и т. д.). Организация образовательного процесса: Включение компьютерно – игровых занятий в сетку занятий: - 1 занятие в неделю в старших и подготовительных к школе группах; - Форма организации занятий: по подгруппам 6 – 8 детей. - Продолжительность занятия – 35 минут: 10 минут – подготовительная часть, которая «вводит» детей в тему; 15 минут – работа с компьютером; 10 минут – заключительная часть, зрительная гимнастика, спортивная разрядка, релаксация. Пока одна подгруппа находится в компьютерно-игровом зале, другая занимается в спортивном зале. Затем дети меняются местами. Таким образом, чередуется умственная и физическая нагрузка. Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри педагогического сообщества. Цели у педагогов в этом направлении могут быть различными: часть из них, заинтересована в организации переписки со своими коллегами, с целью обмена опытом; другая хочет принять участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования, а некоторые, вместо традиционных программ, работать Работа с таблицами сопровождается ритмическими движениями детей, что способствует их оживлению и более быстрому и лучшему запоминанию изучаемого материала. по оригинальным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению Поддерживая мысль С.Л. Новоселовой о необходимости включения компьютера в предметно-развивающую среду детей дошкольного возраста, а также мнение Е.И. Бондарчук и Ю.М. Горвиц об эффективности использования в образовательном процессе ДОУ компьютерных программ, мы стоим на позиции не замены классических и традиционных методов обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, а дополнения и расширения их возможностей посредством разумного применения современных технологических средств. Используемая литература: 1. Зайцева Н.А. «Технология раннего интенсивного обучения грамоте». 2. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения. 3. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. 4. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. 5. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции. 6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».