Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871475
Статья «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях перехода на ФГОС».
Содержание - Дошкольное образование

Басалаева Ольга Ивановна, старший воспитатель МБДОУ №21 «Аленький цветочек». Кемеровская область, город Юрга.
Статья предназначена для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. В статье затронуты вопросы преемственности дошкольного и начального образования в условиях перехода на ФГОС, вопросы укрепления и сохранения здоровья детей садовского возраста и школьников как одно из условий успешности, а так же вопросы соответствия программ дошкольного и школьного образования.

 

 


Дата публикации: 21.05.2015 г.


 

 

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях перехода на ФГОС

Какими бы опытными не были учителя и воспитатели перед ними всегда стояла и будет стоять проблема преемственности дошкольного и начального образования. Преемственность дошкольного и начального образования не имеет смысла без охраны и укрепления физического здоровья детей, без сохранения и поддержки индивидуальности ребенка. Об этом надо помнить всегда – какими бы замечательными проектами мы не занимались.

Педагоги начальной школы порой плохо знают программы дошкольного образования, а воспитатели дошкольных образовательных учреждений полагают, что преобладание учебно-познавательной деятельности над игровой, предопределит готовность ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Следовательно, данные цели теряются в образовательном пространстве ДОУ и школы. Однако, игнорировать объективные возрастные закономерности развития личности ребенка-дошкольника нельзя. В противном случае происходит перегрузка, переутомление, отказ от учебной деятельности, провоцирование неврозов. Следует отметить, что раннее формирование общеучебных умений у дошкольников активно поддерживается родителями, в силу их педагогической некомпетентности.

Родители считают, что раннее обучение чтению, письму обеспечит успешность самореализации ребенка в школе. Искусственное, ускоренное наращивание знаний, умений, навыков - это опасная тенденция. Такое обучение не может отвечать современным требованиям. Кроме того, дети развиваются по-разному: один ребенок может начать систематическое обучение без ущерба для здоровья и развития в шесть лет, другому это будет по силам только в восемь, многое зависит от формирования психологической готовности к школе, от развития общеучебных умений. И решая вопрос о том, чему учить и в каком объёме, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей.

Особую роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста играет кризис 7 лет. Как его проходит ребенок? Ребенок осознает свое социальное "я", появляется внутренняя позиция - целостное отношение к окружающему (основы миропонимания) и к себе (в частности, понимание своих стремлений и потребностей). Игра, как иллюзорное понимание жизни взрослых, уходит на второй план, ребенок стремится выйти за рамки детского образа жизни, стараясь занять новое место, которое будет нести реальную и общественно-значимую деятельность. Возможность реализовать эту потребность и порождает кризис 7 лет. Именно он выводит ребенка на новый вид деятельности - учебный.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются они индивидуальными особенностями развития готовности к школьному обучению. Педагогические воздействия и взаимодействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.

Как учесть специфику возраста и индивидуальных особенностей ребенка? В каком ключе реализуются программы дошкольного образования? Какие общеучебные умения должны быть сформированы у ребенка? Каким образом влияет физическое развитие ребенка на его готовность к школе?

На современном этапе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основной целью дошкольного образования является подготовка ребенка к школе.

Философское определение понятия преемственности - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Преемственность - это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым определяется как основа поступательного процесса развития личности ребенка.

Основные задачи, требующие решения в данном направлении, можно охарактеризовать следующим образом:

1.Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на их основе поступательной взаимосвязи преемственных целей и задач.

2.Построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования.

3.Создание единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающие необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе (как ориентацию на форсированное обучение, "натаскивание" предметным знаниям и умениям, дублирующее школьные программы).

Решение всего комплекса задач может быть достигнуто различными путями. Один из них - использование самой тесной связи воспитателя и учителя.

Общетеоретическое определение "готовности к школе" некоторые авторы характеризуют как развитие на необходимом уровне тех качеств личности ребенка, которые определяют его как ученика, т.е. помогают ему учиться. Слово "учиться" понимается в данном случае в прямом смысле - "учить себя", т.е. владеть учебной самодеятельностью.

Таким образом, понятие готовности к школе фактически трактуется в смысле "развитие элементов учебной деятельности ребенка" в дошкольный период, до того, как он непосредственно столкнется с ежедневной необходимостью применять эти умения в непосредственной деятельности учения. Эту сторону проблемы педагоги дошкольного образования еще только начинают замечать. Причем, на сегодня совершенно не решен вопрос о том, чьей непосредственной обязанностью является работа над развитием этого комплекса деятельности - педагогов ДОУ или начальной школы.

В дошкольной педагогике проблема готовности к школе традиционно считается проблемой психологической. В качестве основных показателей готовности к школе рассматривается учебная мотивация, позволяющая ребенку адекватно воспринимать и старательно выполнять задания воспитателя, а потом учителя.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся: любознательность, интерес к причинно-следственным связям, начальные знания о себе, знания произведений детской литературы, элементарные представления о живой природе. При этом важно признавать ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

Такая важная характеристика развития личности как произвольность поведения, рассматриваемая многими психологами как важнейший компонент готовности к школе, выступает как закономерное следствие высокого уровня развития учебной мотивации. Иными словами, фактически речь снова идет о развитии важного компонента учебной деятельности. Однако суть заключается в том, что готовность к школе должна быть развита у ребенка до его поступления в школу.

Поэтому при построении системы образования дошкольника необходимо предусмотреть как обязательное условие возможность самореализации ребенка на всех этапах его развития. Иными словами, дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. В качестве такой практической деятельности может выступать игра, наблюдение и детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, общение, литературно-языковая деятельность, физическая и разнообразная трудовая деятельность.

Применяя свои знания и умения в различных видах значимой для него деятельности, ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога - сделать этот процесс успешным для ребенка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свой опыт. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае будет происходить достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование его активности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. И именно в этом случае учебная мотивация будет развиваться у ребенка как следствие его успешной самореализации в значимой для него деятельности. Таким образом, будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования:

- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;

-развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

-включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа "не навреди" и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Индивидуализация как основа построения образовательной деятельности в дошкольном детстве должна стать одним из базовых постулатов этой системы. В этой связи любая диагностика развития ребенка может рассматривать только как этап в организации последующей индивидуализации обучения.

Готовить ребенка к школе - это значит активно развивать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.

Преемственность дошкольного и начального образования совершенно невозможна без укрепления здоровья детей. В статье 29 «Конвенция о правах ребёнка», сказано, что образование ребёнка должно быть направлено на развитие физических способностей в самом полном объёме.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от контингента детей, поступающих в школу.

На современном этапе развития системы дошкольного и школьного образования физкультурно-оздоровительное направление становится все более значимым.

Реализация принципа преемственности определяет его как создание среды, благоприятной для умственного, физического, социально-психологического и эмоционально-творческого развития ребенка. При этом дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить базисное разностороннее развитие ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольных образовательных учреждений, обязана способствовать дальнейшему личностному становлению детей. Обучение в начальной школе будет результативным только в том случае, если у первоклассника уже сформированы необходимые и достаточные для начального этапа обучения качества, которые в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться.

В настоящее время обязательный минимум содержания школьного образования и требования к подготовке выпускников обеспечивают целостную и последовательную систему образовательной деятельности в области «Физическая культура в начальной школе», «Физическая культура в основной школе» и «Физическая культура в средней (полной) школе» и определяют содержание учебного материала, логику его усвоения учащимися, обеспечивают в целом сохранность многоуровнего образования в школе и единое образовательное пространство. Обеспечивать преемственность начального, основного и среднего (полного) физкультурного образования помогают программы по предмету «Физическая культура».

Одной из главных проблем физического воспитания детей является отсутствие в программном содержании достаточного внимания к вопросам преемственности дошкольного и начального школьного физкультурного образования.

Анализ существующих программ для дошкольных и общеобразовательных учреждений показал, что они не в полной мере обеспечивают преемственность дошкольного и начального школьного физкультурного образования. Так, в образовательных программах «Радуга», «Развитие» содержание физического воспитания включает перечень видов ходьбы, лазания, ползания, прыжков и т.п. Методики развития, диагностики и оценки физических качеств, функционального состояния детей в данных программах отсутствуют. Поэтому в ДОУ воспитатели применяют парциальные программы физического воспитания: «Старт», «Здоровый дошкольник», «Здоровье» и др., которые не в полной мере удовлетворяют требованиям начальной школы. Для успешного овладения программы по физической культуре в школе ребенок должен обладать определенным уровнем физического развития и физической подготовленности, иметь элементарные представления о физкультурной деятельности, владеть разнообразными способами выполнения основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазания и др.).

Поэтому как ДОУ, так и общеобразовательным учреждениям, необходимо совместно скорректировать работу в данном направлении:

-воспитателям и инструкторам по физической культуре учитывать требования школьной программы начального общего образования;

-учителям начальных классов и учителям физической культуры на начальном этапе обучения скорректировать учебно-тематические планы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Следующей проблемой, представляющей практический интерес в реализации преемственности в системе «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа», является проблема двигательного содержания занятий по физической культуре. Интенсификация процесса физического воспитания дошкольников должна обеспечиваться не растущими объемами нагрузки, а постоянно увеличивающимся разнообразием систем движений, используемых на занятиях комплексного типа, основанным на базовых (применительно к начальному физкультурному образованию) видах физкультурно-спортивной деятельности.

Занятия должны проводиться от простого к сложному, от обучения основным движениям до постепенного перехода к целевым занятиям. Двигательное содержание занятий по физической культуре в ДОУ должно последовательно переходить в содержание обучения двигательным действиям в начальной школе (Не менее важным направлением в осуществлении преемственности дошкольного и младшего школьного возраста является педагогический контроль за уровнем развития двигательных качеств, за уровнем обучения и усвоения учащимися программного материала. Это направление инструктор и учитель по физической культуре должны осуществлять с помощью контрольных тестов и методов наблюдения за учащимися в процессе двигательной деятельности. Первоначальные сведения о физическом развитии и физической подготовленности выпускника ДОУ учитель может получить, ознакомившись с «Паспортом здоровья дошкольника». Такой паспорт и должен быть в наличии для каждого ребенка, посещающего дошкольное учреждение. Паспорт ведется, начиная с поступления детей в ДОУ, и передается родителям для поступления в школу. Для учителя физической культуры он представляет основу обеспечения преемственности с программным материалом и методикой контроля в начальной школе. На ступени начального физкультурного образования на каждого ученика заводится «Карточка здоровья ребенка», где фиксируются результаты диагностики физического развития и физической подготовленности учащегося. При организации физического воспитания детей, которые не посещали дошкольное учреждение, учитель должен ознакомиться с состоянием здоровья первоклассника и провести простейшие функциональные пробы (20 приседаний и т.п.) с целью определения адаптации к физическим нагрузкам.

Анализируя преемственность в диагностике физических качеств, необходимо отметить, что тесты по определению быстроты, силы, гибкости, скоростно-силовых качеств соответствуют школьным. Особое беспокойство у всех участников образовательного процесса вызывает уровень развития выносливости детей 6-7 лет. В дошкольном учреждении диагностика выносливости в мае проводится в беге на 300 м, а в начальной школе в октябре этого же года в беге на 900 м или 6-минутного бега. Бег на 300 м не может показать уровень развития выносливости, т. к. физиологической основой общей выносливости являются аэробные механизмы энергообеспечения, для мобилизации которых во время мышечной деятельности необходимо время, не менее 3-5 минут, а предлагаемая дистанция преодолевается быстрее 3 минут, т.е. обеспечение результата происходит за счёт анаэробных механизмов. Основная проблема, которая препятствует внедрению в широкую практику 6-минутного бега или бега на 900 метров состоит в том, что к этому тесту детей необходимо планомерно и грамотно готовить, т. е. на протяжении всего процесса физического воспитания в ДОУ развивать это качество с помощью аэробных упражнений (длительного бега, ускоренной ходьбы, прыжков через скакалку). Учёными доказано, что чем выше уровень развития выносливости, тем большим «запасом здоровья» он обладает, тем выше его адаптационные возможности, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Проведение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении должно осуществляться инструктором по физической культуре со специальным физкультурным образованием. Именно такой специалист сможет более полно и квалифицированно осуществить работу по овладению детьми техникой основных видов движений, по воспитанию физических качеств, по формированию потребностей к здоровому образу жизни.

Каждому воспитателю и учителю необходимо знать, что адаптационные возможности детей дошкольного и младшего школьного возраста резко снижаются в период от 6-ти до 8-ми лет. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни, вызывающим изменение стереотипа, выработанного в дошкольных учреждениях и семье. Первые 2-3 месяца учёбы бывают трудными практически для всех учеников, независимо от уровня их физического и психического развития. Задача педагога – облегчить адаптацию ребёнка к новым условиям, т.е. уменьшить нервно-психическую травму переходного периода от дошкольной жизни к школьной.

В связи с этим изменяется подход к тестированию в 1 классе. Его рекомендуется проводить в конце сентября - начале октября в игровой форме (с использованием музыкального сопровождения и дополнительного инвентаря, с участием сказочного персонажа), учитывая индивидуальные способности ребенка (физические, психофизиологические и т.д.).

Таким образом, организацию физического воспитания в адаптационный к школе период (3 месяца) необходимо строить в оптимальном для каждого ребенка режиме, с учетом индивидуальной программы развития учащегося с определением сильных сторон в развитии моторики и оказании содействия в самораскрытии и осуществлении творческого подхода в физическом совершенствовании.

Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ является забота об укреплении их здоровья. Образовательный процесс неизбежно сопровождается интеллектуальной, психологической и физиологической нагрузкой. Более того, определенная напряженность образовательного процесса, пребывание ребенка в так называемой «зоне ближайшего развития» формирует способность к организованной ритмичной деятельности.

В современном санитарном законодательстве подчеркивается тесная связь содержания образования и состояния здоровья подрастающего поколения. Образовательная деятельность является потенциально опасной для здоровья детей и подростков. В целях профилактики негативного влияния необходима гигиеническая экспертиза и регламентация объема нагрузки, методов, программ и технологий обучения. В этой связи появление Новых федеральных государственных образовательных стандартов должно внести свой вклад в оптимизацию образовательных нагрузок воспитанников детских садов (см. приказ Министерства образования РФ «О введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»). В условиях вариативности дошкольного образования предпочтение следует отдавать личностно-ориентированным педагогическим технологиям. Среди общего времени 50 % следует отводить занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% -занятиям физкультурно-оздоровительного, эстетического циклов. На активную двигательную деятельность детей в режиме дня отводится не менее 3,5-4 часов в день.

Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3-х раз в неделю независимо от реализации образовательных программ («Радуга», «От рождения до школы», «Развитие» и др.)

Длительность занятия регламентируется в зависимости от возраста детей и составляет:

- в младшей группе – не менее 15 минут;

- в средней группе – не менее 20 минут;

- в старшей группе – не менее 25 минут;

- в подготовительной – не менее 30 минут.

Одно из трех физкультурных занятий проводится круглогодично на открытом воздухе при наличии у детей спортивной одежды,

соответствующей погодным условиям и отсутствии у них медицинских противопоказаний.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физическими упражнениями следует организовывать на открытом воздухе.

 

 Модель двигательной активности воспитанников ДОУ (Виды занятий. Особенность организации. Длительность) :

I. Физкультурно-оздоровительные занятия

1. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в зале. 8-10 мин (3-5 лет), 10-15 (5-7) лет.

2. Двигательная разминка. Ежедневно во время перерыва между занятиями. 7-10мин.

3. Физкультминутка. Ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий. 3-5 мин.

4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно подгруппами с учётом двигательной активности детей. 10-20 минут (3-5лет), 25-30 минут (5-7лет).

5. Оздоровительный бег. Ежедневно подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. 3-5 мин (3-5 лет), 3-7 мин (5-7 лет).

6. Индивидуальная работа по развитию движений. Ежедневно во время вечерней прогулки. 10-15 мин

7. Гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами. Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей. 10-15 мин.

II. Учебные занятия

1. По физической культуре. Три раза в неделю подгруппами (одно на воздухе). 15-20 мин (3-5 лет), 25-30 мин (5-7)лет.

2. По плаванию. Два раза в неделю во вторую половину дня, подгруппами (при отсутствии плавательного бассейна рекомендуем проводить физкультурное занятия во 2 половину дня сюжетно-тематического характера; из набора подвижных и спортивных игр). 20-25 мин (4-5 лет), 30-35 мин (6-7 лет).

III. Для специализированных групп

1. Лечебная физкультура. Три раза в неделю в чередовании с плаванием (при отсутствии бассейна - физкультурное занятие). 25-30 мин (5-7 лет).

2. Коррекционная гимнастика. Ежедневно. 10-15 мин (5-7 лет).

3. Логоритмика (логопед). Два раза в неделю. 25-30 мин 5-7 лет.

IV.Самостоятельные занятия

1. Самостоятельная двигательная деятельность. Ежедневно под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Зависит от индивидуальных особенностей детей.

V. Физкультурно-массовые занятия

1. Неделя здоровья (каникулы). Два-три раза в год (последняя неделя квартала). Со средней группы.

2. Физкультурный досуг. Один раз в месяц на воздухе. 25-35 мин (3-5 лет), 50-60 мин (5-7 лет).

3. Физкультурно-спортивные праздники на воздухе. Два-три раза в год. 75-90 мин (5-7 лет).

4. Спартакиады вне детского сада. Один-два раза в год в спортивной школе своего микрорайона, первоклассники (участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе). Не более 120 мин (5-7 лет).

5. Прогулки - походы в лес, ближайший парк. Два-три раза в квартал. От 200-300 м.

VI. Дополнительные виды занятий

1. Группы ОФП (общефизической подготовки). По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. 25-30 мин (5-7 лет).

2. Спортивные кружки, танцы. По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. 35-40 мин (5-7 лет).

 

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ

2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» №1155

3. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении. - М., 2002.

4. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», Лагутин А.Б., Амарян Р.И.// Физическая культура в школе. – 2002. - №4. – С.12-15.

5. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. «Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы»

6. Преемственность: интегративный компонент. Виноградов В., Абаляшина Л.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №5. – С.46-48

7. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. - М., 2002.

8. Программа дошкольного образовательного учреждения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.

9. Психология дошкольника: Хрестоматия / Г.А. Урунтаева. - М., 1997.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР