Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871525
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с природой».
Содержание - Дошкольное образование

Усачева Надежда Моисеевна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Батайска Ростовской области. 
Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы как на занятиях, так и вне их – в процессе наблюдений, на прогулках, работы в уголке природы и т.д. Ознакомление с природой происходит в процессе организованных наблюдений на прогулках, экскурсиях, во время работы в уголке природы, в цветниках, путем чтения художественной литературы. Литература дает ребенку не только новую информацию о явлениях природы, но и помогает проникнуться определенным отношением к ней.

 

 


Дата публикации: 21.05.2015 г.

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с природой». 2015 год

Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества.

Дети знакомятся с явлениями живой и неживой природы как на занятиях, так и вне их – в процессе наблюдений, на прогулках, работы в уголке природы и т.д. Ознакомление с природой происходит в процессе организованных наблюдений на прогулках, экскурсиях, во время работы в уголке природы, в цветниках, путем чтения художественной литературы. Литература дает ребенку не только новую информацию о явлениях природы, но и помогает проникнуться определенным отношением к ней.

Природа является источником качества открытий и находок. Но природа – не беспредельный склад, запасы ее истощены. Именно в виду своей значимости проблема охраны природы, ее значение для человечества находилась в центре выдающихся классиков, среди них С. Аксаков, М.Пришвин, Н. Сладков и др.

Актуальность данной проблемы в том, что общение детей с природой положительно влияет на их воспитание. С раннего детства у них формируются такие качества как: патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В своей многолетней практике, я вижу, что дети не очень бережно относятся к природе, вырастая начинают чувствовать себя хозяевами, а не ее частью. Таких примеров много.

Для того, чтобы узнать каковы знания о природе и ее явлениях у моих детей, я каждый год в начале и в конце учебного года проводила диагностирование и делала вывод, что еще у многих детей низкий познавательный интерес к природе, к ее обитателям.

В своей работе я использовала программы и технологии таких педагогов:

- Н. Рыжова «Наш дом природа»

- С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»

- С. Николаева «Юный эколог»

- «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении»

Работу по познавательной деятельности через природу я начала в младшей группе. Провела вводную диагностику, и на этой основе определила цель своей работы: до конца учебного года привести в соответствии уровень знаний по этой проблеме.

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

1. Создать и поддерживать у детей положительное отношение ко всем проводимым мероприятиям.

2. Знакомить с явлениями природы, устанавливать простейшие связи между ними.

3. Формировать представление о жизни растений и животных в разное время года.

4. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

На первом этапе работы был намечен годовой план работы. На втором этапе работы я оснастила наш уголок природы комнатными растениями (по возрасту детей), аквариумом с рыбками, приобрела необходимый инвентарь по уходу за обитателями уголка природы.

Для того, чтобы работа была результативной, я старалась создавать благоприятную, развивающую среду, главной задачей с которой является создание условий для формирования у детей познаний о природе, элементов экологической культуры, любви ко всему живому. В нашей мини-лаборатории находятся разные материалы (лупы, магниты, бинокли, пробирки) и др., с помощью которых мы с детьми проводим опыты.

В уголке комнатных растений я знакомлю детей с конкретными видами растений (засухоустойчивыми, влаголюбивыми, светолюбивыми, тенелюбивыми).

Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся бутоны, цветки, ростки и задают много вопросов. Дети с удовольствием помогают ухаживать за комнатными растениями, рыбками.

Мною была создана в группе Полочка «умных книг» - она оснащена детской художественной и познавательной литературой о природе, таких классиков как: С. Аксакова, Л.Толстого, М. Пришвина, Н. Сладкова, К. Паустовского и др. Разнообразные энциклопедии, настольные панно-ширмы

по темам: «Лес и его значение в жизни человека», «Вода в природе и в жизни человека» и др.

Стараюсь правильно отобрать познавательную литературу, продумываю формы и методы. К вопросам детей всегда отношусь с уважением, стараюсь понять, что их заинтересовало, по мере возможности отвечаю на вопросы, но стараюсь делать так, чтобы дети самостоятельно пришли к поиску ответов на свои вопросы.

Полочка находок – она оснащена разнообразным природным материалом (шишки, орехи, ракушки, желуди, разного вида палочки). Все это мы используем с детьми для разнообразных поделок.

На участке у нас есть цветник, где мы наблюдаем за такими растениями как: мать – и – мачеха, одуванчики, подорожники и др. Дети учатся ухаживать за растениями, учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность.

Зная, что игра – ведущая роль деятельности дошкольников, я провожу игры экологического и природоведческого содержания, игры-превращения, которые вызывают у детей радостное отношение к животным, растениям, объектам неживой природы.

Свои занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. При проведении обучающих и игровых ситуаций использую момент заинтересованности. Знакомлю детей с объектами живой и «неживой» природы через непосредственные наблюдения на прогулках, экскурсиях в парк. Дети очень любят исследовательскую деятельность – проведение опытов, наблюдений, где у детей задействованы все органы чувств.

С удовольствием дети участвуют в проведении опытов со снегом, водой, льдом, воздухом. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.

Наряду с природоведческими сведениями, для решения познавательных задач, воспитываю у детей правила поведения в природе. Стараюсь, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать, не ломать, не разрушать), а в позитивной (посади, помоги, подмети) форме. Мои дети очень любят слушать сказки природоведческого содержания, эти сказки закладывают начальную форму осознанного и правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, умение видеть красоту природы.

Моя система работы позволила привить детям азы экологической культуры. Дети знают, что нельзя рвать цветы, сломать ветку, ударить

палкой лягушку или кошку, нельзя пить грязную воду, собирать лекарственные растения вблизи дорог.

Дети так же соблюдают личную гигиену, чистоту группы, участка, знают, что нельзя загрязнять улицы своего города (пластиковыми бутылками, мусором).

Всему этому дети научились через практические дела, игры, упражнения. Только через действенные формы и методы можно привить ребенку экологическую культуру с детства.

Но добиться хороших результатов в познавательной деятельности через природу в отрыве от семьи невозможно. Поэтому я проводила с родителями анкетирование, консультации, индивидуальные и коллективные вечера встреч, совместные праздники и др., призываю родителей чтобы они побольше читали сказок, стихов, рассказов, связанных с природой.

Таким образом, можно сделать вывод:

Поставленная цель – приведение в соответствие знаний детей о природе – достигнута, что является критерием позитивного условия перехода детей нашей группы на новую ступень знаний экологического развития. Она была достигнута благодаря комплектности и системности работы, творчеству в разработке методического обеспечения, опыта по данной проблеме, сотрудничеству с коллегами детского сада.

Работа по данной проблеме продолжается.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР