Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7450222
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием (из опыта работы).
Содержание - Дошкольное образование

Путина Елена Григорьевна, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Колокольчик» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска».
Статья из опыта работы. 

Дата публикации: 15.06.2015


 

 


Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием (из опыта работы).

В 1996 году коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые определила преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального общего образования. Введение в действие Стандартов начального общего и дошкольного образования заставляет по новому посмотреть на проблему преемственности, к поиску путей обеспечения реализации данного принципа[1].

Сегодня наша система образования возвращается к пониманию того, что на этапе обучения в начальной школе важнее всего научить ребенка учиться, сформировать умение осуществлять универсальные учебные действия. Основой для данного умения являются обобщенные учебные умения[2]. Важнейшим из них является умение выделять в предложенном задании учебную задачу и воспринимать ее как самостоятельную цель деятельности.

Сохранение доминирования в ДОУ знаниевого подхода приводит к тому, что упускается период «переориентации сознания детей с конечного результата на способы его достижения»[3], благоприятный для становления первичных познавательных действий. В старшем дошкольном возрасте, при условии познавательной активности детей и постановки перед ними четких задач, дети начинают осознавать механизмы добывания знаний. Осознанность определяет целенаправленность дальнейшего поиска, становление новых познавательных действий, выход на новый уровень познавательной деятельности.

Становление познавательных действий происходит только в том случае, если они применяются в различных условиях (стандартных, не стандартных). При этом не нужно забывать о том что в детском саду у ребенок ведущая деятельность игровая, ребенок должен наиграться для того чтобы осмысленно перейти от игры к познанию[4].

Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Одним из существенных результатов реализации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями должно стать развитие ведущей деятельности каждого периода детства (игровой - в дошкольном, учебной - в младшем школьном) как важнейшего фактора психического и личностного развития ребёнка. Игровая деятельность — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры является «быть как взрослый», и определяющая специфику

социальной ситуации развития ребёнка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми: взрослый — ребёнок, взрослый — взрослый, ребёнок — ребёнок, ребёнок — взрослый, в игровой, воображаемой ситуации. Ребёнок в игре выполняет сразу две функции: как играющего ребенка и как персонажа игры в соответствии с принятой на себя ролью, и констатирует Образ себя и Образ мира с двух соответствующих точек зрения. Это определяет формирование психологических новообразований, которые являются основными для этапа дошкольного детства: становление моделирующих видов деятельности, мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, внутренней позиции личности ребёнка-дошкольника. Именно это направление деятельности дошкольного образовательного учреждения должно стать ведущими.

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.

Сегодня ключевым моментом в обеспечении преемственности и непрерывности учебно-методической, воспитательной работы в дошкольном образовании стоят следующие задачи:

* создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника;

* обеспечение условий для реализации плавного, безстресового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

В настоящее время сложилась определенная система работы детского сада и школы. Наш детский сад находится рядом с Гимназией № 3 и Кадетской школой № 4, мы планируем и проводим работу с этими учреждениями в течение всего учебного года:

* В этом году в сентябре запланировано участие в торжественной линейке, посвящённой началу учебного года в Гимназии № 3.

* В октябре - Совместное спортивное развлечение воспитанников детского сада и учащихся первого класса «Сильные, смелые, ловкие».

* В марте проведены родительские собрания в выпускных группах с приглашением педагога-психолога «Что должен знать и уметь будущий первоклассник».

* Апрель – Проведено диагностирование детей старших и подготовительной группы по вопросу готовности к обучению в 1 классе. Запланирована объединенная выставка рисунков детей старшей группы и учеников первого класса «Юный пожарный».

* В апреле и мае – запланированы посещения итоговых занятий в детском саду педагогами школы.

* в течение года – проводились экскурсии и целевые прогулки в Гимназию № 3. Знакомство со зданием школы /класс, библиотека, спортивный зал, компьютерный класс. Экскурсия в школу № 4 в музей «Русская изба». Организация сюжетно-ролевой игры «Школа» в ДОУ. Создание игровых ситуаций «Первый день в школе», «Как себя вести на уроке» и их обыгрывание. В этом году ученики Школы № 4 на уроках труда в качестве шефской помощи детскому саду изготовили деревянные ложки для организации оркестра в ДОУ, в прошлом году ученики школы № 4 изготовили палки для физкультурных занятий и лопатки для труда. В группах проведены консультации для родителей:

- Подготовка детей к школе;

- Уголок школьника дома;

- Как подготовить ребенка к школе.

В течение года проводились педагогические чтения - Обзор новинок методической литературы и журналов, изучение инструктивно-методических писем.

Результатом мероприятий становится:

* Создание оптимальных условий для безболезненного перехода детей детского сада в школу, их психологическая готовность к обучению в школе;

* Тесный контакт между педагогами детского сада и школы;

* Привлечение родителей к работе детского сада (помощь в организации и проведении экскурсий);

* Привлечение школ к работе с детским садом (на сегодняшний день инициатива работы школ с детским садом лежит целиком на детском саду).

Как известно, с введением ФГОС ДО, дошкольное обучение стало первым уровнем в системе образования, и это требует выхода за рамки стандартных мероприятий. Наш детский сад работает в этом направлении. Разрабатываются мероприятия по следующим направлениям:

* работа с детьми – посещение концертов, представлений в Гимназии № 3 (проводимых детьми – школьниками), для того чтобы дети увидели что школа это не только скучное сидение за партой, но и интересная жизнь.

* работа дошкольник - учитель – Портфолио выпускника детского сада (вручается родителям и учителям для установления преемственных связей в начальной школе).

* работа с родителями – участие родителей дети, которых закончили первый класс в собраниях родителей дошкольников.

* работа с педагогами – совместные педсоветы учителей и педагогов детского сада.

Всё это проводится для успешного перехода ребенка от дошкольного к начальному общему образованию и поддержанию авторитета дошкольного учреждения.

Литература

Л. Л. Тимофеева «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования» «Дошкольная педагогика» № 4 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца – М.: Просвещение 1981.

Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство. – СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.:иТЦ «Сфера», 2010.

Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера – М.: Педагогика, 1988.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР