Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей. |
Содержание - Дошкольное образование |
Абдинова Роза Рушановна, воспитатель, МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка» Саратовская область г. Балаково.
Дата публикации: 29.06.2015 Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В дошкольном воз-расте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию де-тей, организации всего образовательного процесса. Многочисленными исследованиями пе-дагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону интереса. Нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педаго-га так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увле-ченность учебной деятельностью. Для каждой НОД нужно продумать игровую мотивацию. Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, це-лей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. Мотивация (от латинского movere) побуждение к действию. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной дея-тельности, задачи которых вызвать и усилить у дошкольников собственные мотивы деятель-ности. Одним из важных стимулов на формирование мотивов является игра. Каждая НОД должно содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом то, что дети будут помнить. При этом важно учесть возраст детей, прием который подходит для среднего, но не подходит для раннего возраста или подготовительной группы. Это может быть инте-ресный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже извест-ному. Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум нагляд-ности, элемент сказки, сюрприза, дети должны перемещаться в групповом пространстве (использовать в своей работе динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, речь с движением, игры-хороводы). Задача педагога – развивать творческое воображение детей, имитируя движения животных, произнося звукоподражания, используя игры-драматизации, театральные игры ( настольный, пальчиковый, театр перчаток, кукольный и т.д.). Мотивация определяет «программу» игровых действий. При этом нужно учитывать следую-щие условия: 1 Организация, при которой ребенок вовлекается в процессе самостоятельного поиска и от-крытия новых знаний, решает задачи проблемного характера; 2 Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной; 3 Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятель-ность детей, создавая атмосферу напряженной работы; 4 Содержание занятий должно быть трудным, но посильным; 5 Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребенка, тем он интере-сен для него; 6 Учет индивидуальных и возрастных, медицинских, психологических особенностей воспи-тателей; 7 Эмоциональность педагога, его умение поддерживать интерес к содержанию занятия, сти-мулировать познавательную активность детей. За время работы с детьми я пришла к выводу, что создание игрового интереса к НОД с са-мых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного ре-зультата деятельности всех его участников. В дошкольном возрасте, особенно в младшем, велика роль игровой мотивации в обучении. Рассмотрим игровые приемы на примере таких образовательных областей как «Познание» (ФЭМП, «Формирование целостной картины мира»), « Коммуникация», «Художественное творчество». Для создания интереса следует использовать игровые сказочные сюжеты в любой из образо-вательных областей, в зависимости от возраста детей. Появление гостей, особенно сказоч-ных, интересен детям младшего и старшего возраста. Дети «отправляются» с ними в путеше-ствие, в сказку. Сказочные персонажи вызывают чувство доверия к ним, стремление помочь в выполнении различных заданий, действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому НОД проходят в атмосфере повышенного старания. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность и ответственность, например в младшем возрасте «К нам на за-нятия пришла кукла, давайте расскажем ей стихотворение . Кошечка хочет молоко, давайте вылепим для нее мисочку. Построим матрешке домик. Нарисуем коврик для собачки и т.д.» Особая роль возлагается на метод замещения, когда различные знаки и символы, схемы и планы вызывают у детей ассоциации с действительными образами – это предоставляет ре-бенку большую свободу воображения, мышление и способствует эмоциональной раскрепо-щенности. Особенно важна роль игровой деятельности в образовательной области «Коммуникация». Дети всегда затрудняются при составлении рассказов по картине или предметным картин-кам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения кар-тины и его рассматривания, загадки о том, что изображено. Дети быстро теряют интерес к ней. Чтобы интерес не терялся детям младшего возраста можно предложить игру «Чудесная коробочка». Воспитатель вызывает по очереди детей и просит их достать картинку и назвать, что на ней нарисовано. Можно использовать дидактические игры и упражнения, словесные игры «У кого», «Что бывает осенью», «Кто где спрятался» и др. В старшем возрасте когда нужно составить рассказ на картине воспитатель сообщает детям, что будем учиться составлять рассказ по картинке, но о каком животном они будут расска-зывать узнают только тогда, когда каждый из них отгадает загадку и быстро нарисует отгад-ку. Загадка загадывается в ушко. Можно предложить игру «Оживи картинку» - дети должны озвучивать героев картинки, го-ворить за них, подражать их голосам. При составлении рассказа по сюжетной картинке «Весна» дети играют в игру «Послушай и запомни». Читается рассказ о данном времени го-да. Мотивация следующая – по окончании прослушивания необходимо вспомнить все слова на тему «Весна» - которые встречались в данном рассказе и каждый ребенок называет слово и кладет в корзину фишку. Образовательную деятельность по придумыванию рассказов можно провести разделив детей на две команды в форме соревнования. Детям нравятся игры КВН, викторины, они вызывают у них чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению интереса. В игре «Волшебная цепочка» воспитатель составляет предложение, дети дополняют предло-жение, называя каждый по одному слову. Например: «Под кустом сидит заяц».Дети говорят серый , пушистый, длинноухий. Игра «Радио эфир» - эта игра помогает застенчивым детям проявить себя, показать свои зна-ния (говорящий прячется за ширму). Игровые ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятель-ности по ФЭМП. Игры «Поле чудес», КВН , викторины, игра «Путаница», «Лови ошибку». При ознакомлении с ориентировкой в пространстве – «Составление чертежей, карт, схем. Дети с интересом выполняют задания в котором нужна помощь персонажу из сказки или мультфильма. Например «Помоги Незнайке расставить цифры по порядку. Игра «Погруже-ние в проблему» ( раздается стук в дверь, приносят письмо от космонавтов, они просят по-мощи, у них сломался корабль, маршрут неизвестен. Нужно разобраться в схеме. Присут-ствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Также можно использовать загадки – шифровки, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, лабиринты, разгадывание кроссвордов, пред-ложить детям слепить из соленого теста или пластилина цифры. Воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающий вопрос, обращает внимание на но-вые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается за помощью, нацеливает на экс-периментирование, рассуждение, предположение. И при ознакомлению детей с окружающим миром так же используются сказочные персонажи, путешествие в сказку, в лес, сюжетные ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игру «Волшеб-ная палочка» - она дает детям задания или задает вопросы. В старшей группе можно предло-жить разгадать кроссворд с загадками, организовать игры экспериментирования, опыты, прослушивание музыкального произведения при ознакомлении с временами года, прослу-шивание звуков живой и не живой природы – голоса птиц, шум воды, ветра, водопада и т.д. Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут стимулировать привле-чению внимания детей к постановленной задаче, облегчить работу мышления и воображе-ния. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой в воздухе, затем пальцем по бумаге, дополняя движе-ния пояснением «Это бегает по дороге мальчик. Так бабушка мотает клубок и т.д.». Включе-ние игровых моментов в изобразительной деятельности в младшем возрасте проводится и при изображении предметов. Например Зайчик стучится в дверь, здоровается, просит сле-пить морковку. Даже с детьми старшего возраста возможно применение игровых приемов. Например - Во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, мож-но рассмотреть подойдя к окну и изобразить воспринятое на рисунке. Таким образом в игро-вой форме происходит прививание ребенку знаний из разных образовательных областей, он обучается выполнять различные действия, развивает память, мышление, творческие способ-ности. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого НОД должны проходить в увлекательной игровой форме. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».