НОД «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» |
Содержание - Дошкольное образование |
Ступникова Елена Карибулловна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Северянка» г. Северо-Курильска Сахалинской области.
Дата публикации: 16.07.2015 КОНСПЕКТ НОД «ВОДА ВОЛШЕБНИЦА» Цель: Уточнить знания детей о воде. Развивать речь, мышление, познавательную активность в процессе исследовательской деятельности. Задачи: 1. Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: Отсутствие формы, текучесть, пар - тоже вода, вода может расстворять предметы. Вода иногда нуждается в очистке и фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. 2. Воспитательные. Развивать социальные навыки. Умение работать в группе. Учитывать мнение партнера. Прививать бережное отношение к воде. З. Развивающие. Активировать и обогощать словарь детей. Предварительная работа: 1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека. 2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода" 3. Игры о воде. : «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка» и др. 4. Чтение худ.литературы. Экологические сказки. 5. Иллюстрации воде. 6. Наблюдение за водой на прогулках. Материал для занятия: - Столы буквой П. - Прозрачные стаканчики - Ведерочки с водой (одно на стол). - Вещества, которые будем растворять в воде: соль и сахар, растительное масло. - Стаканчики с фильтром на каждого. - Чайник электрический с водой. - Белые халаты у детей. - Белый халат у воспитателя. Игровая мотивация: - Создание «лаборатории» для проведения опытов с водой. - Воспитатель - научный сотрудник института « Воды». - Дети - «коллеги», которые будут на протяжении занятия выполнять задания, предлагаемые представителем института. - « Голос» речки (запись на кассете): «Спасите. Помогите! Когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в мою воду набросали столько бумаги, банок и коробок, что я задыхаюсь от грязи... Пожалуйста, помогите мне!». - Пожелания Речке: Дорогая речка, я хочу, чтобы твоя вода была самой чистой и прозрачной. - Пусть в твоей воде всегда плещется рыба. - Пусть бабочки и стрекозы всегда резвятся над твоей водой. - Пусть солнышко всегда отражает в тебе свои яркие лучики. - А мы, речка, будем всегда твоими друзьями и если надо - всегда придем тебе на помощь. Словарная работа: - Вода плещется, бежит, переливается, журчит; вода-жидкость; вода не имеет собственной формы; - Вода - растворитель; фильтр; пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток, лаборатория, коллеги. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ - Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на берег реки. Релаксация - А сейчас вы закроете глаза и представите себе (включить магнитофон), что вы находитесь на берегу реки. Ласково светит солнце, тихо плещется вода, вы идете по теплому песку. Вам очень хорошо. Вы подставили лицо, и руки под солнечные лучи (дети выполняют). Они греют ладони, ласкают лицо. Тепло проникает к вам по всему телу. Мы садимся на корточки и опускаем ладошки в воду. Вода в реке теплая, её нагрело солнце. Ладошки плещутся в воде, мелкие капельки бусинками стекают по вашему лицу. Вам хорошо и спокойно. А теперь откройте глаза, мы очутились у нас в научной лаборатории Воспитатель (научный сотрудник) и дети (коллеги) в белых халатах входят в зал, здороваются с гостями. Объявляется тема, ставятся задачи: по просьбе института будем проводить опыты с водой, очищать воду в домашних условиях через фильтр, изготовленный своими руками из салфеточек; придем к выводу как нам необходима вода, как воду нужно беречь и охранять; примем участие в акции: «Спасите речку!» Детям предлагается быть коллегами. «Коллеги» занимают места в лаборатории. Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в ванночку. Переливайте аккуратно. Льётся вода? Почему? (потому что она жидкая). Когда вода льётся, мы слышим какой–нибудь звук? (она журчит). Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют – жидкость. - Что же такое вода? Ответы: вода - это жидкость. Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Имеет ли вода форму. Ответы: имеет, не имеет. Предположения проверяются опытом с водой: просто льют воду и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы). Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка...). Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают. Вопрос: какая бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике). Ответы: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток (отметить - кипяток - это опасно). Опыт с чайником Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания. Что происходит. Ответы: вода булькает очень сильно, т.к. нагревается. Открыть крышку чайника, в котором кипяток. Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось? Ответы: пар. Над паром подержать зеркало - оно запотело... участники эксперимента проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода. Вопрос: так что же такое пар? Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая. Физминутка - А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. - Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.) - Молодцы. А теперь продолжим нашу исследовательскую работу. Игра «Вода хорошо - почему. Вода плохо - почему». Ответы: 1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым... Вывод: без воды прожить невозможно. Ответы: 2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути. Загадки: Белый камень в воде тает, (сахар). В воде родиться, воды боится, (соль). Желтое, а не солнце, льется, а не вода, На сковороде пенится, брызгается и шипит. (масло). Опыты Вопрос: что произойдет с солью и сахаром, если их положить в воду. Опыт: наливаем воду в стаканчики с солью и сахаром, размешиваем ложечкой. Вывод: вода растворила соль и сахар - она растворитель. Вопрос: А все ли вещества могут растворяться в воде. Опыт: в воду налить масло и понаблюдать. Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось. Вывод: одни вещества растворяются в воде, а другие нет. Вопрос: можно ли пить такую воду. Ответы: нет, т.к. она грязная. Ее можно очистить с помощью фильтра, который мы приготовили заранее. Опыт: воду, в которой масло, выливаем в стаканчик с фильтром. Что мы видим: масло осталось на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода. Вывод: Воду можно очистить через фильтр. Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры/гоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня. Как нужно относиться к воде. Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки... Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить все правила поведения. Голос речки Вопрос: как можно оказать помощь речке. Ответы: просто взять и очистить ее от мусора. Все подходят к «речке» и активно начинают собирать мусор в пакет. Когда мусор собран все любуемся красотой чистой, речной воды, говорим речке добрые напутствия и пожелания. Итог: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды, коллеги, вы сегодня узнали Ответы: Вода - это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода может нагреваться и быть горячей - пар. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Действительно, без воды мы не можем пожить на земле, воду надо беречь и охранять. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране Как сосулька замерзает На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Без неё нам не умыться, Не наесться не напиться! Смею вам я доложить Без воды нам не прожить! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».