Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871524
НОД «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Содержание - Дошкольное образование

Ступникова Елена Карибулловна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Северянка» г. Северо-Курильска Сахалинской области.
Данная работа предназначена для детей старшей группы 5-6 лет. Целью данной работы является уточнение знаний детей о воде, развитие речи, мышления, познавательной активность в процессе исследовательской деятельности.

 


Дата публикации: 16.07.2015


КОНСПЕКТ НОД «ВОДА ВОЛШЕБНИЦА»

Цель: Уточнить знания детей о воде. Развивать речь, мышление, познавательную активность в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: Отсутствие формы, текучесть, пар - тоже вода, вода может расстворять предметы. Вода иногда нуждается в очистке и фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

2. Воспитательные. Развивать социальные навыки. Умение работать в группе. Учитывать мнение партнера. Прививать бережное отношение к воде.

З. Развивающие. Активировать и обогощать словарь детей.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода"

3. Игры о воде. : «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка» и др.

4. Чтение худ.литературы. Экологические сказки.

5. Иллюстрации воде.

6. Наблюдение за водой на прогулках.

Материал для занятия:

- Столы буквой П.

- Прозрачные стаканчики

- Ведерочки с водой (одно на стол).

- Вещества, которые будем растворять в воде: соль и сахар, растительное масло.

- Стаканчики с фильтром на каждого.

- Чайник электрический с водой.

- Белые халаты у детей.

- Белый халат у воспитателя.

Игровая мотивация:

- Создание «лаборатории» для проведения опытов с водой.

- Воспитатель - научный сотрудник института « Воды».

- Дети - «коллеги», которые будут на протяжении занятия выполнять задания, предлагаемые представителем института.

- « Голос» речки (запись на кассете): «Спасите. Помогите! Когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в мою воду набросали столько бумаги, банок и коробок, что я задыхаюсь от грязи... Пожалуйста, помогите мне!».

- Пожелания Речке: Дорогая речка, я хочу, чтобы твоя вода была самой чистой и прозрачной.

- Пусть в твоей воде всегда плещется рыба.

- Пусть бабочки и стрекозы всегда резвятся над твоей водой.

- Пусть солнышко всегда отражает в тебе свои яркие лучики.

- А мы, речка, будем всегда твоими друзьями и если надо - всегда придем тебе на помощь.

Словарная работа:

- Вода плещется, бежит, переливается, журчит; вода-жидкость; вода не имеет собственной формы;

- Вода - растворитель; фильтр; пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток, лаборатория, коллеги.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на берег реки.

Релаксация

- А сейчас вы закроете глаза и представите себе (включить магнитофон), что вы находитесь на берегу реки. Ласково светит солнце, тихо плещется вода, вы идете по теплому песку. Вам очень хорошо. Вы подставили лицо, и руки под солнечные лучи (дети выполняют). Они греют ладони, ласкают лицо. Тепло проникает к вам по всему телу. Мы садимся на корточки и опускаем ладошки в воду. Вода в реке теплая, её нагрело солнце. Ладошки плещутся в воде, мелкие капельки бусинками стекают по вашему лицу.

Вам хорошо и спокойно.

А теперь откройте глаза, мы очутились у нас в научной лаборатории

Воспитатель (научный сотрудник) и дети (коллеги) в белых халатах входят в зал, здороваются с гостями.

Объявляется тема, ставятся задачи: по просьбе института будем проводить опыты с водой, очищать воду в домашних условиях через фильтр, изготовленный своими руками из салфеточек; придем к выводу как нам необходима вода, как воду нужно беречь и охранять; примем участие в акции: «Спасите речку!»

Детям предлагается быть коллегами.

«Коллеги» занимают места в лаборатории.

Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в ванночку. Переливайте аккуратно. Льётся вода? Почему? (потому что она жидкая).

Когда вода льётся, мы слышим какой–нибудь звук? (она журчит).

Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют – жидкость.

- Что же такое вода?

Ответы: вода - это жидкость.

Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Имеет ли вода форму.

Ответы: имеет, не имеет.

Предположения проверяются опытом с водой: просто льют воду и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).

Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка...).

Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

Вопрос: какая бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).

Ответы: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток (отметить - кипяток - это опасно).

Опыт с чайником

Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.

Что происходит.

Ответы: вода булькает очень сильно, т.к. нагревается.

Открыть крышку чайника, в котором кипяток.

Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось?

Ответы: пар.

Над паром подержать зеркало - оно запотело... участники эксперимента проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.

Вопрос: так что же такое пар?

Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая.

Физминутка

- А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

- Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)

- Молодцы. А теперь продолжим нашу исследовательскую работу.

Игра «Вода хорошо - почему. Вода плохо - почему».

Ответы: 1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду,

купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым...

Вывод: без воды прожить невозможно.

Ответы: 2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.

Загадки:

Белый камень в воде тает, (сахар).

В воде родиться, воды боится, (соль).

Желтое, а не солнце, льется, а не вода,

На сковороде пенится, брызгается и шипит. (масло).

Опыты

Вопрос: что произойдет с солью и сахаром, если их положить в воду.

Опыт: наливаем воду в стаканчики с солью и сахаром, размешиваем ложечкой.

Вывод: вода растворила соль и сахар - она растворитель.

Вопрос: А все ли вещества могут растворяться в воде.

Опыт: в воду налить масло и понаблюдать.

Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.

Вывод: одни вещества растворяются в воде, а другие нет. Вопрос: можно ли пить такую воду.

Ответы: нет, т.к. она грязная. Ее можно очистить с помощью фильтра, который мы приготовили заранее.

Опыт: воду, в которой масло, выливаем в стаканчик с фильтром.

Что мы видим: масло осталось на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода.

Вывод: Воду можно очистить через фильтр.

Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры/гоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.

Как нужно относиться к воде.

Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки...

Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить все правила поведения.

Голос речки

Вопрос: как можно оказать помощь речке.

Ответы: просто взять и очистить ее от мусора.

Все подходят к «речке» и активно начинают собирать мусор в пакет. Когда мусор собран все любуемся красотой чистой, речной воды, говорим речке добрые напутствия и пожелания.

Итог: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

Какие новые свойства воды, коллеги, вы сегодня узнали

Ответы: Вода - это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

Вода может нагреваться и быть горячей - пар.

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Действительно, без воды мы не можем пожить на земле, воду надо беречь и охранять.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться,

Не наесться не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР