Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7446369
Развитие коммуникативной успешности старших дошкольников в процессе театральной деятельности.
Содержание - Дошкольное образование

Бондарева Юлия Валентиновна, музыкальный руководитель; Горохова Татьяна Николаевна, учитель-логопед. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Рябинушка» с. Зелёное Усть-Абаканского района республики Хакасия.
Коммуникативная успешность является одним из основных качеств, востребованных современной социальной ситуацией. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений.

 


Дата публикации: 16.07.2015


 

Развитие коммуникативной успешности старших дошкольников в процессе театральной деятельности.

Коммуникативная успешность является одним из основных качеств, востребованных современной социальной ситуацией. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Человек, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости.Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше сложностей у него будет в будущем. Способность общения включает в себя:

- желание вступать в контакт;

- умение организовать общение;

- знание норм и правил при общении.

Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения её языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков). Однако за низким уровнем речевого развития человека скрывается более серьезная проблема – недостаточность овладения коммуникативным поведением в целом. Возможность направлять и формировать коммуникативную успешность в дошкольных образовательных организациях представляется особенно актуальной.Следует учитывать, что она не может быть сформирована только в рамках формального образования, а формируется в общении с детьмии взрослыми, в быту и играх, в различных видах деятельности, в том числе и театральной.

Вовлечение детей в театральную деятельностьприобретает особое значение, так как помогает решить одновременно целый ряд задач социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития.Значение театра, особенно в детские годы, невозможно переоценить. Театр – волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Театр объединяет в своем творчестве элементы слова и музыки, живописного образа и пластического жеста, он позволяет переживать сложные и разнообразные душевные состояния. Театр помогает приобщению к общечеловеческим духовным ценностям, формированию творческого отношения к действительности, самопознанию, самораскрытию и самореализации личности. Он способствует развитию творческого воображения как ядра творческих способностей; воспитанию эстетического чувства, художественного вкуса, наблюдательности, инициативы; повышению культуры речи. Из всех искусств, театр обладает, пожалуй, наибольшей силой эмоционального воздействия на личность. Участие детей в театральной деятельности является незаменимым средством развития коммуникативных навыков. В особенности это важно для детей с общим недоразвитием речи. Ведь осознание детьми своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывают различные эмоциональные состояния: страх речи, постоянные переживания, чувство своей неполноценности – всё это ставит под угрозу социальную значимость ребёнка-логопата как личности. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные педагогами, побуждают ребёнка к свободному речевому общению, отвлекая его от речевого дефекта.

Уже много лет в нашем детском саду действует театральный кружок «Буратино».

В последнее время сотрудничество руководителя кружка со специалистами (логопедом и музыкальным руководителем) изменило традиционный подход к организации театральной деятельности.

Элементом новизны является использование элементов оригинальныхпедагогических методик на занятиях театрального кружка, способствующих становлению начал коммуникативной компетентности, то есть дошкольник учится всеми ему доступными средствами – через собственные действия в играх, этюдах, играх-драматизациях; через общение со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель на занятиях театрального кружка расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Дети знакомятся с элементарными понятиями и терминологией театрального искусства, культурой поведения в театре.

Задача логопеда заключается в том, чтобы найти правильные методические формы в организации театрально-игровой деятельности, одновременно объединяющие процессы коррекции недостатков речи, обучения и воспитания детей логопедической группы.На речевых занятиях у детей развивается чёткая дикция, ведётся работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературными произведениями к постановке спектакля.

Большое значение придаётся упражнениям артикуляционного аппарата и формированию правильного дыхания. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция, которые являются основой для звучного голоса. При обучении правильному дыханию можно использовать ручную куклу. Можно показать, как спокойно, без напряжения «дышит» кукла, как при вдохе у неё слегка надувается «животик» (соответственно движением безымянного пальца и мизинца слегка приподнимается рубашечка куклы). Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – короткие фразы, при чтении стихов и т.д.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают так называемые «сценки без слов», в это время больше говорит сам педагог. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, речевой материал специально сведён к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь.Животных). Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные, но ритмические фразы, когда речь начинает улучшаться. Детям застенчивым, робким, с выраженным страхом речи предоставляются роли, требующие звукоподражаний или междометий. (Н-р, роль котёнка, который ни за что не хотел научиться говорить и повторял «Мяу».) Вступление в речь облегчается тем, что почти все предлагаемые звукоподражания и слова начинаются на определённый гласный звук. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. Участвуя в «сценках», дети постоянно общаются друг с другом при самом ограниченном речевом материале, учатся свободно двигаться по «сцене», изображать определённый персонаж. В ходе работы поощряется собственная фантазия детей: придумывание новой клички изображаемым животным так, чтобы слово начиналось на заданный гласный звук, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т.д. Широко известные сюжеты из произведений С. Маршака, К.Ушинского, К. Чуковского могут послужить основой для сценок.

После того как основные приёмы дыхания освоены, начинаем «озвучивать» дыхательную гимнастику; насыщая её речевыми комбинациями: скороговорками, долгоговорками, прибаутками, стихотворениями.

Умение изменять интонацию и темп речи дети приобретают в потешках, скороговорках и сказках. В работе над выразительностью речи используются игровые упражнения, например: «Как лиса скажет «здравствуй» медведю, которого боится; лисе-подружке, зайцу, которого хочет съесть? Какой голос должен быть у Машеньки, когда она говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» в сказке «Машенька и медведь»; или когда она просит печку помочь ей? («Гуси-лебеди») Дети учатся не только громко, тихо и шепотом произносить слова, но и менять интонацию.

В импровизированных диалогах («Придумай конец сказки», «Подбери походку» (жест, мимику, танцевальное движение)) отрабатываются навыки правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Инсценировки включаются в программу праздничного концерта, театрализованного представления, утренников, где ребята получают возможность выступить перед зрителями (взрослыми, родителями и младшими детьми).

Ни одно театральное представление немыслимо без музыки. Точный и яркий музыкальный образ всегда помогает сценическому действию. Даже если музыка всего лишь фон, она выполняет своё скромное, но необходимое значение. На музыкальных занятиях мы учимся слышать в музыке разные эмоциональные состояния и передавать их движениями, жестом и мимикой. Вообще, любая песенка будет интересней и слушателям и исполнителям, если её исполнять с движениями. Мы работаем также над выразительной интонацией, над развитием диапазона голоса. Для этого есть много упражнений, распевок. Если в спектакле есть индивидуальные вокальные номера, то музыкальный руководитель разучивает их с солистами. Ведётся работа над исполнением песни, правильным интонированием мелодии передачей образа своего героя в пении.

Большую роль при выборе музыки для оформления спектакля имеют жанровые признаки пьесы. Возьмём, к примеру, последний спектакль, поставленный в нашем кружке. Это постановка по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Поэтому музыкальной основой спектакля стала именно русская народная музыка. Актёры – дети подготовительной логопедической группы – уже знакомы со многими народными песнями, музыкальными инструментами, потешками. Начиная с младшего возраста, они танцуют под народные плясовые, водят хороводы. В работе над спектаклем музыкальные руководители используют современные технологии. Дети посетили виртуальный музей музыкальных инструментов, специфика которого заключается в возможности самостоятельного выбора воспитанниками зала (зал струнных, духовых, народных инструментов). Узнали историю и «поиграли» на некоторых из них. Отвечали на вопросы викторины «Узнай по звуку».

Существенная особенность театральной музыки состоит в её способности воздействовать также и на актёров, на их творческое состояние. Она помогает сосредоточиться, войти в роль, влияет на воображение, поднимает тонус сценического самочувствия. Мы используем систему лейтмотивов. Дети-актёры узнают «музыку Маши», «музыку Яблоньки» и т.д. Когда мы дали в руки Ване дудочку, он преобразился и с удовольствием стал импровизировать под звуки народного наигрыша.

Музыкальную тему Гусей-лебедей мы выбрали совместно с детьми из знакомой нам музыки. Это музыка для упражнения «Большие крылья» (из программы «Ладушки»И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой). Дети порассуждали, «полетали» и решили, что она подходит для гусей-лебедей. В процессе репетиции возникла проблемная ситуация: эта тема не соответствовала происходящему в спектакле. Ведь гуси-лебеди отправились в погоню, значит, музыка должна быть иной: тревожной, взволнованной. Пришлось поменять тему.Движения детей, исполняющих роли гусей-лебедей тоже изменились в соответствии с темпом и характером музыки.

Музыкально-двигательные и танцевальные упражнения способствуют коррекции общей и мелкой моторики детей. К спектаклю «Гуси-лебеди» мы подготовили хоровод «Лебёдушки», работая над выразительностью движений, над синхронностью. Его исполняет Машенька со своими подругами.

Ещё для подготовки актёров к спектаклю мы используем двигательные упражнения в сочетании с речью. Они направлены на координацию движений определённых мышечных групп головы, рук, ног, корпуса. Эти упражнения благотворно влияют на качество речи ребёнка.

Занимаясь с воспитателем продуктивной деятельностью, дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими к содержанию спектакля, учатся рисовать по сюжету сказки с использованием различных материалов и техник, занимаются оформительской деятельностью, проектируют декорации к спектаклю. Готовясь к спектаклям по мотивам народных сказок, дети ходили на экскурсию в музей народной культуры, где знакомились с предметами старины и укладом жизни простого народа, в библиотеку. Рассматривали старинную одежду, отмечали её цвет, форму, покрой, пластичность, удобство. В творческой мастерской дети выполняли декоративную роспись на дощечках, изготавливали дополнительные декорации к сказке, подбирали атрибуты.

Во время динамической паузы в ходе непосредственно образовательной деятельности для опознания эмоций и умения их называть проводятся специальные этюды («Маленький скульптор», «Скульптурная группа», «В магазине зеркал»), а также игры на сопоставление различных эмоций: ребёнок изображает скульптора, дети – глину. Скульптор задумывает вылепить злого волка. Он показывает ребёнку, как надо встать.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых преодолевает традиционный подход к режиму жизни детского сада. Родители активно включаются в процесс подготовки спектакля, изготавливая костюмы вместе с детьми, включаются в помощь в оформлении декорации к спектаклям.

Таким образом, театральная деятельность,грамотно организованная воспитателем и специалистами ДОО, способствует созданию условий для развития коммуникативной успешности старших дошкольников.

Список использованной литературы:

1. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / Под.ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

2. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи / авт.-сост. С.Ф. Рыжова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 124 с.

3. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

4. Парфёнова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. – М.: Сфера, 2013. – 64 с.

5. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР