Доклад «Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья». |
Содержание - Дошкольное образование |
Петрова Елена Васильевна, воспитатель физо МДОУ д/с № 6 " Светлячок" г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл.
Дата публикации: 21.09.2015
«Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей 3-7 лет основ физической культуры и здоровья» Здоровая семья – здоровая нация… Казалось бы, как отдельно взятая семья может повлиять на всю нацию? Известно, что только здоровый ребенок дошкольник может усвоить объем знаний и умений, необходимый для обучения в школе. Отучившись в школе и институте, только здоровый человек может стать здоровым, крепким, надежным будущим для своей Страны. Физическое воспитание - один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения. Введение в действие нового Закона «Об образовании» и Федеральных государственных образовательных стандартов создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа. Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей – будущего нашей страны – при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Именно по этой причине наше дошкольное учреждение сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволят вовлечь родителей и учесть их потребности. Сотрудничество семьи и детского сада направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка, развития культуры здорового образа жизни. Нашу работу с родителями мы строим используя ряд принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы: > единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ; > индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей; > систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду; > взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Общение с родителями будет более успешно, если оно будет содержательно и основано на общих и значимых для обеих сторонах темах. Такой подход позволяет нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома. Содержательную сторону традиций физического развития в семье определяют различные его формы. Для достижения положительных результатов работы в ДОУ широко используются такие формы работы: * анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка; * консультации; * участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; * Дни открытых дверей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурно-музыкальном зале; * общие и групповые родительские собрания; * деловые игры и психологические тренинги с разбором проблемных ситуаций ; * оформление фотомонтажей; * совместное создание развивающей предметно-пространственной среды; * организация дней здоровья. В начале учебного года мы проводим анкетирование, которое помогает нам определить главную цель работы с родителями по созданию единого образовательно – оздоровительного пространства «Детский сад - семья». При проведении анкетирования родителей о здоровом образе жизни и выявлению потребности в оздоровительных услугах для воспитанников нашего детского сада показало, что: > родители считают, что детям необходимы оздоровительные услуги и знания о здоровом образе жизни, но сами с детьми мало гуляют, очень редко проводят закаливающие мероприятия, занимаются физкультурой и спортом; > в большинстве случаев родители безынициативны в организации совместной с ребёнком двигательной деятельности; > в семье взрослые испытывают трудности в организации физкультурно-игровой деятельности вместе с ребёнком; > родители слабо ознакомлены с оздоровительными методиками; > во многих семьях преобладает дефицит общения родителей с детьми. Метод анкетирования позволил нам, наиболее глубоко изучить интересующие вопросы родителей по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ и наметить план работы по данному направлению. Для привлечения и заинтересованности детей и родителей к физической культуре был проведен фотоконкурс «Спортивный калейдоскоп». Как выяснилось, в большинстве случаев родители с трудом могли найти фотографии связанные со спортом. Это послужило хорошей почвой для разговора о том, как мы учим детей отдыхать и следить за своим здоровьем. Мы предложили родителям вместе со своими детьми создать фотокомпозиции и коллажи на спортивные темы. Дети принимали активное участие в оформлении, дополняли коллажи своими рисунками и комментариями. К сожалению на них мало увидели родителей и детей, занимающихся спортом. Информационная связь педагогов и родителей осуществляем за счёт средств наглядности. В целях привлечения внимания родителей используем: > буклеты; газеты; > использование видеозаписи ( распространение видеоматериалов педагогической копилки воспитателей среди родителей (занятия, режимные моменты, праздники); > совместное изготовление с родителями памяток, буклетов, папок-передвижек «Азбука здоровья»; > эффективной работой считаю фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», > выставки творческих работ раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Самой популярной и любимой формой работы родителей в нашем саду стало изготовление стенгазет, фотоколлажей, совместных рисунков детей и взрослых на темы «Мы любим спорт», «Выходной день моей семьи»,семейный вернисаж «Моя семья и спорт», «Семья – здоровый образ жизни». Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучшую стенгазету, лучший рисунок, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Через эти нетрадиционные виды деятельности, взаимодействуя с семьями воспитанников, мы приобщаем их к здоровому образу жизни. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение взрослых в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям - это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и ДОУ. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие мероприятия с родителями, чтобы они были ещё более интересны и увлекательны. Сегодня я вашему вниманию предложила такую форму работы, как участие родителей в театрализованной деятельности. Очень важно участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей, а также вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества, расширяются границы общения взрослого и ребенка, укрепляется связь между поколениями. Перед детским садом стоит задача использовать новые формы работы. Повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни помогает такая форма взаимодействия ДОУ и семьи как Родительский клуб. Это одна из новых форм сотрудничества ,которую мы начали апробировать в нашем детском саду . Знания в этом клубе преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка. На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в Родительских клубах достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Перед педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».