Доклад "Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативных технологий". ( + презентация) |
Содержание - Дошкольное образование |
Кудряшова Наталья Александровна, воспитатель МДОУ детский сад №6 " Светлячок" г. Козьмодемьянск Республика Марий Эл.
Дата публикации: 21.09.2015 "Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста посредством информационно-коммуникативных технологий". От перестановки слагаемых сумма не изменяется-гласит переместительный закон сложения. А есть ли формула, где от перемены мест слагаемых все резко изменится? Есть. Существует формула жизни, в которой если мы поставим здоровье, на какое – то другое место, то не только сумма "жизнь" изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 10, может 30, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов). Формула жизни: Жизнь = Здоровье + семья + учеба + друзья + работа. Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А один из главных критериев уровня жизни человека - это безопасность, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь. Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Важно не просто оберегать ребенка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости, прививать ему навыки безопасного поведения. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить их как можно раньше к встрече с различными опасными жизненными ситуациями и научить справляться с ними. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора темы моей работы : «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста .» Цель - создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Указанная цель реализуется в следующих задачах: 1.Дать детям знания по основам безопасности жизнедеятельности. 2.Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни. 3. Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасности жизнедеятельности необходимо выполнять неукоснительно и почему. На взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Выделяется ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: * эмоциональное благополучие * опасности дома * опасности на дороге и улице * опасности на природе * опасности в общении с незнакомыми людьми Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах: Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения осуществляется несколькими путями: 1. Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными социальными и природными ситуациями. 2. Второй путь – познание действительности через разные источники информации: рассказы взрослых, чтение художественной литературы, средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, интернет). 3. И конечно – через специально организованную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения. Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения. Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых актуальных вопросов в дошкольной педагогике. В своей практике я активно использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами безопасного поведения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил и формированию устойчивых навыков безопасного поведения. Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах безопасности я демонстрирую детям обучающие мультфильмы. Мультфильмы в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро научат ребенка основам безопасности жизни, и поможет избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями мультфильмов, ребенок будет одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения: * обучающие мультфильмы для детей "Уроки тетушки Совы" ; * уроки осторожности; * научно-познавательный мультсериал "Фиксики"; * цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» "Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры" ; * учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор» «Правила дорожного движения для детей» * мультфильмы "Азбука безопасности" cтудии "Лукоморье Пикчерз" Для обобщения знаний дошкольников правил, начиная со старшей группы, применяю разнообразные дидактические игры. Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Дидактические игры дают возможность: * познакомить детей с источниками опасности, * сформировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, * познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей . Например, игра" Огонь друг-огонь враг"( презентация) В.: Правильно, сегодня мы с вами поговорим об огне. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, детских садах, школах, на заводах, фабриках, в городах и в сёлах. Огонь – друг человека, без него невозможна жизнь на земле. Скажите мне, а для чего нужен человеку огонь? В.: А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? Когда? В.: Огонь постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас! Теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг, а где огонь – враг. Красными линиями нужно соединить огонь – друг, а синими огонь – враг. (Свеча, пожар в лесу, газ, утюг, камин, спички, костёр, пожар в доме, вечный огонь) Игра «Покажи правильно». Я буду задавать вопрос, а вы будете показывать нужную картинку. Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер (01, 02, 03). Там, где опасность, где огонь Стрелою мчится красный конь (Красная лошадь, пожарная машина, красная «Волга») Ты о пожаре услыхал – Скорей об этом дай сигнал! Пусть знает каждый нарушитель, Что надо взять (Лейка, огнетушитель, стакан с водой). Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя? (Марлевая повязка, шарф, противогаз). И запомните, ребята, Чтоб не случилась с вами беда Взрослых советы слушайте всегда Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает дошкольника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля. При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний ,развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение. Дошкольники очень любят разгадывать и кроссворды! Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас. В своей работе использую компьютерные разработанные кроссворды. Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста использую программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. Загружая в эту программу раскраски из Интернет - ресурсов даю своим воспитанникам возможность для творческой деятельности. При этом, владея мышкой, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук. В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста. Вместе с родителями мы осуществляем поиск и отбор игр, в которые дети могут играть на домашних компьютерах под присмотром взрослых. Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: - Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. - Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей. - Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную. - Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. - Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей; - Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня. Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят основами безопасного поведения. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее. Необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых. Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, И от воспитателя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети ваши Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! Приложение (презентация) |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».