Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871470
Поисково-исследовательская деятельность в экологическом развитии старших дошкольников.
Содержание - Дошкольное образование

Кондукторова Алевтина Петровна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка» п. Приволжский Волжского муниципального района Республики Марий Эл.
Поисково-исследовательская деятельность является одной из главных в воспитании у детей экологического сознания. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Для этого необходимо давать детям научные сведения о взаимосвязи природы и человека, расширить знания, которые у них имелись, привить им бережное отношение ко всему живому, показать место человека в природе.

 


Дата публикации: 21.10.2015

В настоящее время требуются изменения в экологической ситуации. Важно чтобы люди соблюдали законы природы, изменили свое потребительское отношение к ней. Поэтому подрастающее поколение мы, педагоги, должны направить в нужное русло.

«Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно - целостном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам, стремление осуществлять с ними позитивное воздействие».

Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и целостной ориентации в нем.

Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У дошкольников развиваются гуманные черты личности: отзывчивость, доброта, чуткость, ответственность за природу, за все живое. Это делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой задачи:

- Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

- Развитие экологического сознания и гуманных чувств, умение понимать и ценить природу, восхищается ее красотой и величием.

- Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни и элементарных умений

- Предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

- Воспитание заботливого отношения к миру природы.

Реализовать эти задачи можно через интерес к различного рода исследовательской деятельности. Ведь в ее процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытные существенные связи с явлениями природы. Именно в дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Принципиальное отличие поисково-познавательной деятельности заключается в том, что образ цели, ее определяющей, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Поэтому, поисковая деятельность является одной из главных в воспитании у детей экологического сознания. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Для этого необходимо давать детям научные сведения о взаимосвязи природы и человека, расширить знания, которые у них имелись, привить им бережное отношение ко всему живому, показать место человека в природе. А так же помочь овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через поисково-познавательную деятельность.

Для решения этих задач нужно было обогатить предметно-развивающую среду, богатую стимулами, которые побуждают к активному творческому поиску и самообразовательному процессу.

Приобрела серию альбомов познавательного блока"Мир растений","Мир животных","Вода","Природные явления" и др.Изготовила дидактические игры"Экологические пирамиды","Что сначала, что потом","Помоги спрятаться","Загадки-отгадки"и др.

Они помогли детям закрепить знания в игровой форме, были понятны и доступны. Ведь самые трудные понятия легче закрепить в играх.

Создала экологический мини-музей, где собраны коллекции ракушек, камней, лекарственных растений, модели экосистем, иллюстрации. Подобрала литературу с природоведческим содержанием.

Проводя всю работу по своей теме, старалась привить бережное отношение ко всему живому.

Чтобы воспитать у детей бережное отношение ко всему живому познакомила детей с Красной книгой Марий Эл и России. Рассказала, для чего она нужна людям. Затем мы узнали виды животных, занесенных в нее и распространенных в Республике Марий Эл. Рассмотрели иллюстрации в альбомах «Животные», «Птицы», «Насекомые».

Дети прониклись желанием встать на защиту животных. А потом было решено сделать свою Красную книгу, в которую дети занесли всех тех, кого хотели.

В своей работе использовала художественную литературу: произведения Н.Павловой, В.Бианки, М.Пришвина, С.Скребицкого, Е.Чарушина и других авторов. Они помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о природе, о рациональном ее использовании, о необходимости улучшать и защищать ее.

На целевых прогулках в лес, на болото в разное время года отметили взаимосвязь жизни человека и объектов живой и неживой природы, а также взаимосвязь жизни и поведении животных с изменениями в природе. Ответили на вопросы:

-Влияет ли ветер на чистоту воздуха?

-Могут ли деревья задерживать воздух?

-Кому нужен чистый воздух?

-Как деревья очищают воздух?

-Есть ли воздух в почве?

Подвела детей к выводу, что все в природе взаимосвязано.

Для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, а так же формированию основ научного мировоззрения мы часто работали в мини-лаборатории.

Детям очень нравится играть роль ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Они сами формулируют выводы на основе анализа полученных результатов опытов, наблюдений, моделирования.

Большой интерес у ребят вызывают фенологические наблюдения и народные приметы. Дети пытаются найти ответы на вопросы, какого цвета почки у различных деревьев, кустарников? Отличаются ли по величине и цвету почки растений, развивающихся в тени и под прямыми лучами солнца? У каких деревьев и кустарников они распускаются раньше и почему? На что похожи сережки? Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов природы способствует активизации мыслительной деятельности. Предлагала все зарисовать по памяти.

Работает вместе с детьми в дополнительных тетрадях по экологии, где дети рассуждают, мыслят, сравнивают, рисуют.

На занятиях экологии обращала внимание детей на видовое разнообразие животных, на окраску, строение частей тела, приспособленности к окружающей среде.

Самое сложное было объяснить детям, что в природе не бывает "вредных"и "полезных" животных и растений. Хищные животные помогают в лесу поддерживать равновесие, съедают слабых и больных животных, чтобы те не разносили инфекцию. Сразу стало понятно, почему волка называют "санитаром леса".

Дети узнали много интересного из жизни зверей в лесу, учились бережно к ним относиться. На занятии задавали много вопросов о жизни других видов животных, которые не живут в нашей природно-климатической зоне.

На занятии "Среда обитания" узнали о приспособленности к разным средам обитания.

Например: зимой увидели строение лапок синички, ее тонкий клювик. Сразу же вспомнили строение клюва и лапок сороки, которая прилетает часто на участок. Поразмыслив дальше, дети поняли – для чего нужны длинные ноги цапле, а водоплавающим -перепонки на лапках. Опираясь на полученные знания, стали строить догадки о строении частей тела других животных и птиц. Постепенно познакомились с различными видами приспособлений, которые помогают им расти, спасаться от врагов.

Осенние наблюдения помогли мне подвести детей к осознанию целой цепочки зависимостей в мире природы. Понизилась температура, насекомых нет, насекомоядные птицы улетают на юг. Интересно было наблюдать зависимость поведения от изменения погодных условий. Мы учились предсказывать природные явления - грозу, дождь сухую погоду и т.д.по поведению животных птиц и насекомых.

Проводила уроки доброты «Что значит быть добрым?», «Что такое бережливость» и т.д. После уроков доброты дети легко и осторожно ступали по земле, были внимательны друг к другу.

В процессе поисково-исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Список использованной литературы:

* Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2004.

* Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: Мозаика – синтез, 2010.

* Воронкевич А.К. Добро пожаловать в экологию! / Современная технология экологического образования дошкольников / Дошкольная педагогика. – 2006.

* Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей.


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР