Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871607
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через разные формы работы в ДОУ.
Содержание - Дошкольное образование

Гурова Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №75 город Хабаровск, Хабаровского края. 
Педагогический опыт отражает методы и приемы формирования и воспитания нравственности у дошкольников через разные формы работы в ДОУ. В данном опыте работы содержится целенаправленная, систематическая деятельность педагога – дошкольника, включено составление перспективного плана, проектов, методических рекомендаций по интеграции нравственного воспитания через разные виды деятельности. Данный педагогический опыт позволяет развить у детей чувство принадлежности к единой многонациональной Родине, чувство общенациональной гордости к России, укрепить эмоциональное отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице, городу, краю. Новизна данного опыта в том, с помощью разных видов деятельности можно создать в детском коллективе условия для формирования социально - нравственных чувств детей через двигательную, игровую, коммуникативную, художественно-эстетическую, творческую деятельность.

 


Дата публикации: 22.09.2015


1. Актуальность и значимость темы.

Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко изменили отношение к нравственности, обострив межнациональные взаимоотношения между людьми и тем самым, поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес политических событий в стране, мигрантов из соседних республик, от бессилия перед обездоленностью собственного реального положения, не может не сказываться на неправильном отношении детей своей Родине, стране, поступкам людей. Проблема нравственного воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом для формирования патриотизма и воспитания толерантности. Компонентами содержания нравственного и социального развития дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ через такие средства, как устное народное творчество разных народов, декоративно – прикладное искусство, народная игровая культура, поликультурное пространство музеев города.

В работе я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие взаимосвязи воспитательной работы с окружающей социальной жизнью, с теми доступными объектами и явлениями, которые окружают детей.

Известно, что социально - нравственные чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей стране, к быту своего народа.

Нравственное воспитание как система целенаправленного воздействия – это естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Возможности воспитания патриотизма у дошкольников через разные формы работы не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагога – дошкольника, составление планов, проектов, методических рекомендаций по интеграции патриотического воспитания через разные виды деятельности.

2. Педагогическая идея (технологии передового опыта).

Важность нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в современных условиях освещена и подчеркнута в ряде современных изданиях. Таких как «Как научить детей любить Родину» пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 год», «Дошкольнику – об истории и культуре России» Г. Н. Данилина, «Занимательная педагогика народов России» Т. О. Кузина, И. И. Батурина.

Многие практикующие педагоги (К. Ю. Белая, Л.А. Кондрыкинская, Т. О. Кузина, И. И. Батурина) убеждены, что в краеведческой деятельности заложены большие возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания. Туристско - краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов, экспедиций изучать свою улицу, свой город, свой край, свою Родину. Духовно – нравственное воспитание формирует у детей привязанности к семейным традициям, к русскому народному творчеству, знакомит детей с историей России (русские богатыри, народные освободители, Великая Отечественная война, российская армия). Трудовые и боевые традиции укрепляют чувство гордости за Россию, за людей, проживающих на территории нашей Родины.

Это начало и основа социально - нравственного воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок не только видит, слышит и осязает этот мир, но и активно участвует в жизни своей страны, города, сада, семьи. Разнообразная работа создает у детей яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы¸ которые сопровождаются литературными произведениями. По своей природе такая деятельность требует от педагога и детей умений взаимодействовать в коллективе, поэтому через патриотическое воспитание происходит развитие коммуникативных навыков, трудовых умений, познавательных процессов, доброго, бережного отношения к природе, окружающему миру.

Социально – нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Традиционная отечественная культура – это культура, созданная народами (этносами) российской земли. А так как Россия – полиэтническая страна, родина многих народов, поэтому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур. Созидательный опыт многих поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, упорядочен в полноценные системы.

1. Народный опыт хозяйственной жизни тесным образом связан с жизнью природы, представлен системой традиционного народного календаря. Обряды и обычаи традиционного календаря замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатство традиционной кухни. В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно – поэтического, музыкального, танцевального народного творчества.

2. Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семейной обрядности. Такая система – целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Обряды и обычаи жизненного цикла - школа семейной этики, психологии, мудрости, терпения, милосердия. Каждый человек должен понимать нравственный смысл жизни – это ответственность перед предками и потомками.

3. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях разных природно – культурных достопримечательностей родной земли (например: Хабаровск, река Амур, Амурские столбы, Волочаевская сопка, уссурийский тигр).

Таким образом, традиционная отечественная культура - это совокупность результатов труда наших соотечественников. С глубокой древности до современности развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях¸ уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших великую Державу, преемственность в хозяйственных делах.

Коллективы многих дошкольных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию. Один из путей организации такой работы комплекс программ по введению в русскую культуру, по ознакомлению дошкольников с историей России, по организации туристско – краеведческой работы. Стержень каждой программы не выдуман отдельно от других составляющих патриотического воспитания, а задан логикой трех базовых природно – культурных процессов.

- Чередование будней и праздников, зависящих от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках мировоззрения: для русской культуры это земледельческие осенние, зимние, весенние, летние обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря.

- Цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовно осмысленной в обрядах и обычаях семейной традиции: для русской культуры нравственный смысл семейной обрядности жизненных циклов определяется православной этикой.

- Исторический ход жизни России с древности до наших дней, запечатленный в эпической традиции, архитектуре, системе государственных праздников и памятных дат нашего Отечества, в культурном вкладе наших соотечественников в материальное и духовное наследие страны; для русской культуры объективной основой этого наследия является система православных ценностей.

Выбор в качестве базового материала именно русской культуры обусловлен высокой значимостью её для историко – культурного развития всех народов России. В содержание всей работы по воспитанию патриотизма включены три проблемы, которые одинаково значимы для всех народов России мира, для каждого человека, к какому бы этносу он не принадлежал.

* Человек и его место в природе.

* Человек и его место и взаимоотношения в семье.

* Человек и его вклад в историю и культуру Отечества.

С точки зрения этих проблем возможно достойно, никого не ущемляя вести патриотическое воспитание в полиэтнических регионах, последовательно выстраивая содержательный диалог разных этнических культур, интересный для детей и взрослых. Такой диалог выявит своеобразие взглядов каждого народа на природу, семью, историю. И в то же время покажет единую родовую сущность Человека, подчеркнет то общее, что объединяет между собой все народы родной земли.

Так как у каждого народа России есть свой традиционный календарь, своя семейная обрядность, свой исторический эпос и материальная культура, то педагогу, ведущему патриотическую работу, необходимо провести национально – региональную корректировку

их содержания. Это значит, что надо, во – первых обязательно учесть региональные, местные черты русской народной культуры. Во – вторых необходимо последовательно сопоставить между собой календарные, семейные и эпические традиции народов родного края, сравнивать друг с другом произведения местных народных промыслов и ремесел, местные особенности в традиционном костюме, жилище, утвари, орудиях труда и быта. В результате ярко выявятся и различия и общность культур разных народов.

Очень важно дополнительно к содержанию программы по патриотическому воспитанию проводить национально – региональную корректировку и делать соразмерный акцент на знакомство с судьбой и творческим вкладом наших земляков – дальневосточников в историю и культуру всей нашей страны.

Дошкольный возраст чудесен тем, что в нем преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине, проявляется любознательность к родному городу, краю, стране. На Дальнем Востоке проживает много разных национальностей. Особенно хочется остановиться на малых коренных народах Приамурья и Хабаровского края – нанайцы, удегейцы, ульчи. Для педагога должно быть важным познакомить дошкольников с представителями малых коренных народов. Наиболее ценна для воспитания и обучения детей является культура, особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать своё отношение к окружающему в разных видах деятельности. Поэтому, Компонентами содержания социального развития дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ через такие средства, как устное народное творчество разных народов, декоративно – прикладное искусство, народная игровая культура, поликультурное пространство музеев города. «Маленький нанайский поселок Сикачи – Алян известен ученым многих стран. Здесь на базальтовых скалах сохранились рисунки, выполненные рукой неизвестного древнего художника. Эти загадочные рисунки изучил и описал ученый академик А.П.Окладников в книге «лики древнего Амура». Не только нанайский народ, но и, чьи книги переведены на многие языки, художником А. Бельды, ученым С. Оненко, талантливыми врачами, учителями, героями Великой Отечественной войны и труда».

Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников к различным культурам, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к истории и культуре региона в условиях музея. Очень важно в патриотическом воспитании использование элементов музейной педагогики в ДОУ, группе или музейной студии.

3. Технология реализации ведущей педагогической идеи.

В практической работе я использую опыт работы по патриотическому воспитанию под редакцией Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?», и элементы программы для детских садов «И ты увидишь, мир прекрасен!» автор Ю.Н. Мамонова. Благодаря этим программам можно систематизировать совместную деятельность воспитателя и детей и проводить работу с семьями воспитанников. 

 

Посмотреть полностью...


 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР