Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период. |
Содержание - Дошкольное образование |
Полякова Наталья Егоровна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка», п. Демянск Новгородская область.
Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период. Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период. Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях часто меняющейся жизни, от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Современные педагогические технологии дошкольного образования помогают нам педагогам найти подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности, и превращать деятельность в увлекательное и необыкновенное «путешествие». Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о мире, о своем окружении. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Быстрые перемены, происходящие в нашем современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Одну из таких технологий я применила в работе с детьми для реализации основной общеобразовательной программы в летне-оздоровительный период, это технология - исследовательской деятельности. Цель которой – сформировать у детей основные ключевые компетентности способствовать развитию исследовательского типа мышления. Учитывая возрастные особенности детей, именно экспериментирование является ведущим видом деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Оно развивает детскую любознательность, пытливость ума, и формирует на их основе устойчивый познавательный интерес. Для детей этого возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы. В утренние часы гуляя на прогулке с детьми я наблюдала, как моя воспитанница Варя пытается слепить куличик из сухого песка, который я предварительно не смочила и не вскопала , создав при этом для детей проблемную ситуацию. Варя пыталась ни один раз слепить куличик, в результате - обратилась ко мне за помощью: Егоровна, почему мне не слепить?- Не знаю, давай подумаем, или спросим у детей. К нам подошли ребята. «Ребятки, что нам нужно сделать с песочком, чтобы у Вари получился кулич», - спросила я у детей. Оливия пожала плечиками, Владик предложил вскопать песочек, а Варя вдруг предложила полить песочек водичкой. Мы полили песок, и стали пробовать лепить. Куличик получился. Исходя из этого и поддерживая детский интерес к свойствам песка, я определила тему своей работы с детьми на время летне-оздоровительного периода - «Какими бывают песок и глина». Цель: «Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни». Методы реализации технологии исследовательской деятельности: 1. проблемный метод: сухой песок не лепится, что делать? 2. наглядный метод - показала сухой песок - не лепится, мокрый - легко лепить. 3. игровой метод – организовала игры: построим пирамидку, мостик из песка, игры с машинками, какой песок не высыпается, а какой легче перевозить. 4. Метод исследования - исследовали песок и глину. Вместе с родителями и детьми создали условия развивающей среды на площадке и выделили уголок в беседке для мини- лаборатории, где поместили полочку с нужными нам атрибутами: одноразовые стаканчики на каждого ребенка с песком и глиной, увеличительные стекла для рассматривания этих объектов, трубочки для сдувания песка и глины. Экспериментирование тесно связала с наблюдениями на прогулках. Обращала внимание детей на песочницу после дождя и в сухую погоду. Дети лепили из мокрого и сухого песка, ходили по влажному и сухому песку, оставляя следы. Рассматривали - где остаются более четкие следы. В ветреную погоду наблюдали, как ветер сдувает песок. Одно из направлений исследовательской деятельности – опыты. Их проводила, как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. С помощью увеличительного стекла дети рассматривали: из чего состоят песок и глина, как выглядят песчинки? Похожи ли они одна на другую? Видны ли такие частички в глине? С помощью стаканчиков пересыпали песок и глину. Что легче пересыпать песок или глину? С помощью трубочки сдували песок и глину. Почему комочки глины не двигаются? Смачивали песок водой. Каким он стал? Какая стала глина? Из влажной глины лепили шарики, колбаски. Пробовали лепить колбаски из песка. Из чего легче лепить? В ходе исследовательской деятельности дети активно общались друг с другом и педагогом, учились слушать взрослого, наблюдать. Большую радость дети испытывали от своих маленьких открытий, которые вызывали у них чувство удовлетворенности от проделанной работы. Поэтому наша задача - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».