Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871540
Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период.
Содержание - Дошкольное образование

Полякова Наталья Егоровна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка», п. Демянск Новгородская область.
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. В данной статье описывается применение современной исследовательской технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста в летнее-оздоровительный период. Автор подробно описывает методы и приемы, использованные в своей работе для реализации основной общеобразовательной программы учреждения в летний период. Подробно описаны опыты и наблюдения проводимые с детьми в совместной деятельности, роль родителей в реализации данной работы и её результат. Материал направлен на развитие познавательной активности детей.



Дата публикации: 29.10.2015

Исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период.

Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в летне-оздоровительный период. Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях часто меняющейся жизни, от человека требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Современные педагогические технологии дошкольного образования помогают нам педагогам найти подход к каждому ребенку, учитывая его особенности и потребности, и превращать деятельность в увлекательное и необыкновенное «путешествие».

Дети - прирожденные исследователи, активно собирающие информацию о мире, о своем окружении. Естественная любознательность детей переходит в деятельность познания. Быстрые перемены, происходящие в нашем современном мире, делают необходимым формирование в детях желания постоянно осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Одну из таких технологий я применила в работе с детьми для реализации основной общеобразовательной программы в летне-оздоровительный период, это технология - исследовательской деятельности. Цель которой – сформировать у детей основные ключевые компетентности способствовать развитию исследовательского типа мышления. Учитывая возрастные особенности детей, именно экспериментирование является ведущим видом деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Оно развивает детскую любознательность, пытливость ума, и формирует на их основе устойчивый познавательный интерес. Для детей этого возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы.

В утренние часы гуляя на прогулке с детьми я наблюдала, как моя воспитанница Варя пытается слепить куличик из сухого песка, который я предварительно не смочила и не вскопала , создав при этом для детей проблемную ситуацию. Варя пыталась ни один раз слепить куличик, в результате - обратилась ко мне за помощью: Егоровна, почему мне не слепить?- Не знаю, давай подумаем, или спросим у детей. К нам подошли ребята. «Ребятки, что нам нужно сделать с песочком, чтобы у Вари получился кулич», - спросила я у детей.

Оливия пожала плечиками, Владик предложил вскопать песочек, а Варя вдруг предложила полить песочек водичкой. Мы полили песок, и стали пробовать лепить. Куличик получился.

Исходя из этого и поддерживая детский интерес к свойствам песка, я определила тему своей работы с детьми на время летне-оздоровительного периода - «Какими бывают песок и глина».

Цель: «Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни». Методы реализации технологии исследовательской деятельности:

1. проблемный метод: сухой песок не лепится, что делать?

2. наглядный метод - показала сухой песок - не лепится, мокрый - легко лепить.

3. игровой метод – организовала игры: построим пирамидку, мостик из песка, игры с машинками, какой песок не высыпается, а какой легче перевозить.

4. Метод исследования - исследовали песок и глину.

Вместе с родителями и детьми создали условия развивающей среды на площадке и выделили уголок в беседке для мини- лаборатории, где поместили полочку с нужными нам атрибутами: одноразовые стаканчики на каждого ребенка с песком и глиной, увеличительные стекла для рассматривания этих объектов, трубочки для сдувания песка и глины. Экспериментирование тесно связала с наблюдениями на прогулках. Обращала внимание детей на песочницу после дождя и в сухую погоду. Дети лепили из мокрого и сухого песка, ходили по влажному и сухому песку, оставляя следы. Рассматривали - где остаются более четкие следы. В ветреную погоду наблюдали, как ветер сдувает песок. Одно из направлений исследовательской деятельности – опыты. Их проводила, как в совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. С помощью увеличительного стекла дети рассматривали: из чего состоят песок и глина, как выглядят песчинки? Похожи ли они одна на другую? Видны ли такие частички в глине?

С помощью стаканчиков пересыпали песок и глину. Что легче пересыпать песок или глину? С помощью трубочки сдували песок и глину. Почему комочки глины не двигаются? Смачивали песок водой. Каким он стал? Какая стала глина? Из влажной глины лепили шарики, колбаски. Пробовали лепить колбаски из песка. Из чего легче лепить?

В ходе исследовательской деятельности дети активно общались друг с другом и педагогом, учились слушать взрослого, наблюдать. Большую радость дети испытывали от своих маленьких открытий, которые вызывали у них чувство удовлетворенности от проделанной работы.

Поэтому наша задача - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои «почему» и «как».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР