Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7871608
«Земля – наш общий дом, а человек часть природы».
Содержание - Дошкольное образование

Коровина Марина Ильинична, воспитатель МБДОУ №17 Детский сад «Золотая рыбка», г. Салехард, ЯНАО.
Даная статья предназначена для педагогов дошкольного образования. Цель данной статьи – воспитание патриотизма у дошкольников к своей Родине. Задачи: вызвать интерес к жизни наших предков; формировать экологическую культуру детей; воспитывать уважение к своему народу и любовь к родному краю.


Дата публикации: 11.06.2015


«Земля – наш общий дом, а человек часть природы».

Ты вспомнишь не страну большую,

Которую изъездил и узнал,

Ты вспомнишь Родину такую,

Какую с детства увидал.

К. Симонов.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается, нормальным любой ценой уклониться от службы в Армии, бросить на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ.

Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем, научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием?

Это наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна и задача каждого поколения – сохранить эту самобытность.

У каждого из нас была в детстве пора, когда мы зачитывались былинами, русскими сказками и задумывались: правда ли на Руси были избушки на курьих ножках и многоцветные терема или их создала фантазия сказителя, заодно с живой водой, скатертью самобранкой и Змеем Горынычем?

Оказывается, были.

Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предками; с любви к своему городу начинается гордость за свою Родину.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. От взрослого зависит помочь детям осознать себя неотъемлемой частью малой родины гражданином России.

Лучшие представители рода человеческого от древнего мира до наших дней считали, что культурный человек должен хорошо знать свой родной край.

Чем раньше пробуждаются в душе добрые чувства любви к своему городу, к своему дому, тем больше духовных сил у человека.

Дети, которых я воспитываю, родились на Севере, который является их Родиной. Что знают мои воспитанники о том крае, где родились и живут?

Конечно, они знают о том, что Север – это холодные зимы, длинные северные ночи, красивая осенняя тундра т. п.

Воспитание, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.

Без сказок нельзя! Скучно жить без сказок. Вот и придумали их дедушки и бабушки, отцы и матери для детей, чтобы они знали родной край. В котором живут птицы, звери и рыбы – все, чем богата земля, чтобы учились быть смелыми и честными, добрыми и умными.

Основная мысль сказок проста – на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Большое значение по приобщению детей к культуре коренных жителей Ямала имеет предметно – развивающая среда.

Хорошо если в группах имеются иллюстрированные материалы краеведческого характера: город, в котором мы живем, какой был наш город в прошлом, наши реки, тундра, озера.

В нашей группе оформлен уголок Севера, где висит карта России и Ямало – Ненецкого национального округа. Есть глобус, географический атлас для дошкольников, символика: герб и флаг.

Оформлены альбомы: «Мы на севере живем», «Салехард и маленькие салехардцы», «Ямала». Наборы открыток о Ямале, книги национальных поэтов и писателей. Оформлен альбом «Гербарии местных растений».

В первый месяц учебного года у нас проходит «месячник» «Мы на Севере живем», где знакомим детей с родным городом, с Ямала – Ненецким национальным округом.

Изучая традиции, жизнь и быт коренных народов Ямала, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих отношений, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Реализация системы работы по приобщению дошкольников к миру культуры народов Ямала требует от педагогов глубоких краеведческих знаний. Кроме того, это работа сближает детей, педагогов и родителей, делать возможным их сотворчество: сбор предметов быта, шитье национальной одежды, участие в беседах, открытых занятиях, выставках народного творчества, народных праздниках.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Считаю ли я нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

Да! Конечно! Стараюсь с детских лет воспитать в детях чувство дружбы и равенства всех народов независимо от их расовой принадлежности, уважения ко всему живому на земле. Показываю, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивой.

Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины:

- Я – человек!

- Я живу на этой земле.

- Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все, что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них.

- Я танцую, пою, слушаю музыку моего народа.

- Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров моей Земли.

- Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом.

- Это все – моя Родина!

Предметно – развивающая образовательная среда становится основной для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Необходимыми в оборудовании старшей и подготовительной группах являются материалы, стимулирующие развитию широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, художественная литература.

Только в содружестве с родителями можно добиться ощутимых результатов: положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.

Для этого я предлагаю организовать: круглый стол, консультации, родительские собрания; викторину «Что? Где? Когда?»; узоры на снегу (искусство плетения бисером), аппликация из элементов национального узора; тундровой этикет (нравственное воспитание).

Список литературы.

1. Мелихова Г. И. «География и ты: твои первые путешествия и открытия».

2. «Мир и человек» географический атлас.

3. «Народы мира». Школа семи гномов.

4. «Как жили наши предки» Школа семи гномов.

5. Ратке И. «История письменности».

6. «Древние люди». Жизнь на земле.

7. Князева О. Л. «Как жили люди на Руси».

8. Зубков Б. «Книжка про книжку».

9. «Животные» 100 вопросов и ответов. Энциклопедия.

10. «Чудесная планета Земля». Энциклопедия.

11. Энциклопедия окружающего мира.

12. Гельперштейн Л. Я. «Моя первая энциклопедия».

13. «География для малышей» раскраска.

14. Явтысый П. «Зов морошковой земли».

15. Иван Истомин «Сказки».

16. Настольно – печатные игры «Народы мира», «Славянская семья: родство и занятия».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР